Главные вкладки

    Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс Тема: «Путешествие по ленте времени»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Яблокова Надежда Анатольевна

    Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время», «наша эра»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Окружающий мир 3 класс  УМК «Планета знаний»

    Тема: «Путешествие по ленте времени»

    Учитель: Яблокова Надежда Анатольевна

    Тип урока: освоение нового материала

    Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время», «наша эра»

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомиться с понятиями «век», «тысячелетие», «историческое время», «наша эра»; с событиями, связанными с историей России;

    получат представление о ленте времени;

    научатся ориентироваться по ленте времени

    Метапредметные:

    регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

    познавательные –  ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

    коммуникативные – понимать основные разницы между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

    Личностные:

    учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

    Образовательные ресурсы: бумага, цветные карандаши, раздаточные карточки

    Организационная структура урока

    Этапы урока, формы работы

    Содержание  деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

    Формируемые способы  деятельности обучающегося

    I.Эмоциональный настрой

    Цель – активизация учащихся на работу на уроке.

    1 Слайд

    Вижу, что вы готовы к уроку.  Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

    Время быстро пройдёт,

    Начинаем наш урок.

    Улыбнулись, друзья,

    За работу пора.

    Пусть ваш путь будет успешным,

    Дружным, вдумчивым, интересным.

    Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.

    Личностные: самоопределение.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    II. Актуализация опорных знаний

    Интеллектуальная разминка

    Цель – повторение знаний и подведение к определению темы урока

    - Отгадайте загадки:

    • Пришёл вол –

    Весь народ умолк,

    Ясен сокол прилетел –

    Весь народ повеселел. (Ночь, день)

    • Стоит дом в двенадцать окон,

    В каждом окне по четыре девицы,

    У каждой девицы по семи веретён,

    У каждого веретена разное имя.

    (Год, месяцы, дни, ночь, день)

    • Ежегодно приходят к нам в гости:

    Один седой, другой  молодой,

    Третий скачет, а четвёртый плачет. (времена года)

    -Какое сейчас время года? Докажи.

    2 слайд

    Предлагаю вам разгадать ребусы, а отгадки поставить в правильной последовательности.

    rebus-na-temu-vesna-3(Апрель)

    rebus-na-temu-vesna-4.(Май)

    rebus-na-temu-vesna-2(Март)

    Отгадывают загадки, ребусы, месяцы ставят по порядку.

    Выделять существенную информацию из текста загадки.

    Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

    Понимать и сохранять учебную цель и задачу

    III. Определение темы и целей урока

    Цель –  определение цели деятельности учебного процесса

    Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

    3 слайд

    -Отгадайте загадку

    Развернулась змейкой,

    Свернулась бабочкой. (Лента)

    Без ног и без крыльев оно,

    Быстро летит,

    Не догонишь его. (Время)

    -Из слов-отгадок сформулируйте тему урока.

    Предположите, о чём пойдёт речь.

    Определите цели урока, используя опорные слова

    Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют  выводы наблюдений.

    Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

    - Сегодня на уроке мы….

    Понимать и сохранять учебную цель и задачу

    Анализировать, делать выводы.

    Строить речевые высказывания в устной форме

    IV. Открытие нового знания, способа действия.

    Цель – учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач

    4 слайд

    Вы уже знакомы с науками, которые изучают природу и человека. Сегодня мы познакомимся ещё с одной наукой. А какой, я предлагаю вам составить слово из предложенных букв.

    ОРСТИИЯ   (история)

    - Как вы думаете, что изучает наука история?

    -А зачем нам нужно её изучать?

    (История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое)

    -Наше путешествие будет проходить во времени, поэтому нам нужно познакомиться с понятием «Историческое время».

    5 слайд

    Мы часто задаём вопрос «Когда это было?» - и получаем ответ «В таком-то году, веке, тысячелетии».

    Время оно течёт, бежит,  …

    -А какие глаголы вы можете добавить к слову время? (идёт, летит).

    С чем можно сравнить время? (река или лента)

    Но у реки есть начало (исток) и конец, т.е. место впадения (устье), а у времени нет начала и конца, оно убегает далеко вглубь времён.

    6,7 слайды

    Для удобства время разделили на промежутки

    Они м.б. совсем короткими  (день, неделя, месяц, год), а м.б. длинными (от десятилетия до тысячелетия).

    -Нарисуйте на листе ленту и отметьте на ней промежуток времени с важными событиями в вашей жизни.

    (быстрый опрос)

    РАБОТА В ПАРАХ

    -Поставьте промежутки времени в порядке увеличения

    День, век, месяц, неделя, сутки, час, год

    А как вы понимаете, что такое век?

    Века принято обозначать римскими цифрами, мы с ними знакомились на уроках математики.

    8 слайд

    Работа по вариантам

    Я  предлагаю вам заменить  арабские цифры римскими и наоборот

      (проверка по слайду)

    9 слайд

    У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление.

    10 слайд

    Христианская церковь предложила

    создать единую систему отсчёта лет

    Отсчет времени в нашем календаре

     начинается с рождения Иисуса Христа.

    11 слайд

    События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре.

    То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры.

    12, 13 слайды

    Работа с лентой времени

    Динамическая пауза

    Мы старались, мы учились

    И немного утомились.

    Сделать мы теперь должны

    Упражненье для спины.

    (Вращение корпусом вправо и влево.)

    Мы работаем руками.

    Мы летим под облаками.

    Руки вниз и руки вверх.

    Кто летит быстрее всех'?

    (Дети имитируют движения крыльев.)

    Чтобы ноги не болели.

    Раз - присели, два - присели.

    Три. Четыре. Пять и шесть.

    Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.)

    Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)

    И садимся мы потом.

    (Дети садятся за парты.)

    14 слайд

    Если мы знаем год, когда произошло событие, то как правильно определить в каком веке это было?

    Подбирают глаголы к слову время

    Один обучающийся работает за доской, остальные в парах,  проверка и исправление ошибок

    Отвечают на поставленные вопросы

    (это отрезок времени в 100 лет)

    Работают в парах по карточкам, производят взаимопроверку, оценивают, комментируют

    3 - III        X - 10

    4 - IV        V - 5

    6 - VI        I – 1

    9 - IX        III - 3

    10 - X        IX - 9

    1 - I        VI - 6

    5 - V        VIII - 8

    Выполняют упражнения

    Применять правила делового сотрудничества.

    Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

    Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

    Осуществлять контроль по результату.

    IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, основным

    Самостоятельная работа

    Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

    Работа с определение века произошедшего события по дате

    -Запишите, в каком веке произошло это событие

    • Куликовская битва – 1380
    • Основание Москвы – 1147
    • Принятие христианства на Руси – 988
    • Изобретение первой машины в России – 1763

     - Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года (работа в группах), взаимопроверка, анализ

    1850г - …        1700г - …

    1240г - …         2005г - …

    5г - …        1120г - …

    86г - …        1961г - …

    1399г - …        1599г - …

    Проверка по слайду 15

    ТПО №2, с.18, задание 42

    Определи век по дате, запиши в таблицу

    1526

    938

    1945

    2005

    1004

    1812

    Записывают ответы:

    • Куликовская битва – XIV
    • Основание Москвы – XII
    • Принятие христианства на Руси – X
    • Изобретение первой машины в России – XVIII

    1850г -XIX        1700г - XVII

    1240г -XIII        2005г - XXI

    5г  - I        1120г - XII

    86г - I        1961г - XX

    1399г - XIV                          1599г – XVI

    Проверяют, анализируют, исправляют ошибки, оценивают.

    Заполнение таблицы, проверка по слайду, самооценивание.

    Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки учёта характера сделанных ошибок.

    Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и постановкой учебной цели

    V. Д/з

    Задания на выбор:

    1.Прочитать статью в учебнике с. 60

    2. Решить историческую задачу с.60, №2

    3.Составить ленту времени с важными событиями, произошедшими в вашей семье

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Сохранять учебные задачи

    VI. Итог урока. Рефлексия

    Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

    Наше путешествие подходит к концу.

    А какую цель мы поставили в начале урока?

    Достигли её?

    Продолжи начатое предложение

    Я узнал ….

    Я научился….

    Я понял …

    Все люди при встрече и при прощании машут друг другу руками.

    Я предлагаю вам своё настроение изобразить на ваших руках. Возьмите любой цветной карандаш, обведите свою руку, и нарисуйте своё настроение.

    Лента времени бежит дальше, а мы попрощаемся с нашим путешествием

    Вспоминают цель. Отвечают на вопросы.

    Продолжают предложение

    http://stranamasterov.ru/img4/i2013/03/19/dsc05154.jpg

    Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружающий мир 3 класс Яблокова Н.А. Учитель начальных классов МОУ Заозерской сош

    Слайд 2

    АПРЕЛЬ МАЙ МАРТ

    Слайд 3

    Загадки Развернулась змейкой, Свернулась бабочкой Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его

    Слайд 5

    При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Очень важно вы- яснить , когда были те или иные исторические события , какое из них случилось раньше, а какое позже.

    Слайд 6

    Как обозначаются даты исторических событий?

    Слайд 7

    А если события случились сотни и тысячи лет назад, нам на помощь приходят слова «век» и «тысячелетие» Если событие произошло в недавнем прошлом, мы называем число , месяц , год .

    Слайд 8

    Век, столетие = 100 лет Тысячелетие = 1 000 лет = 10 веков I = 1 II = 2 III = 3 IV = 4 V = 5 VI = 6 VII = 7 VIII = 8 IX = 9 X = 10 В истории годы принято обозначать с помощью арабских цифр (1961 год, 2012 год), а века – с помощью римских ( Х V век, ХХ век ) ? ? ?

    Слайд 9

    У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление . Древний Египет Древний Рим Древняя Греция Начало правления нового фараона Первая Олимпиада Основание города

    Слайд 10

    Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа . Христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет

    Слайд 11

    События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре . до нашей эры наша эра То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры . Р.Х.

    Слайд 12

    I II III IV I II III IV НАША Э РА ДО НАШЕЙ ЭРЫ 100 200 300 400 100 200 300 400 - 1 век = 100 лет Р.Х. Лента времени

    Слайд 13

    История на ленте времени Древний мир Средние века Новое время Новейшее время Наша эра До нашей эры Р.Х.

    Слайд 14

    I II III IV I II III IV НАША ЭРА ДО НАШЕЙ ЭРЫ 100 200 300 400 100 200 300 250 г. до н.э. 250 122 250 2 + 1 = 3 III век до н.э 122 г. 122 1 + 1 = 2 II век 1384 1384 г. 1384 13 + 1 = 14 XIV век Как определить век?

    Слайд 15

    Проверка работы в группе 1850г - XIX 1700г - XVII 1240г - XIII 2005г - XXI 5г - I 1120г - XII 86г - I 1961г - XX 1399г - XIV 1599г – XVI

    Слайд 16

    Подведём итоги: Продолжи начатое предложение Я узнал …. Я научился…. Я понял …

    Слайд 17

    Источники: http://izuminki.ucoz.ru/load/astronomija/letoischislenie_prezentacija/1-1-0-53 http://cotu.forum2x2.com/t3-topic http://vaseranedera.rubiro.ru/kalendar-2012-russkii.html http://vasily-sergeev.livejournal.com/1961246.html http://www.cheloveche.ru/Malxl/posts?sm=diary http://modno.odejda-a.ru/drevnyaya-gretsiya-kartinki.html http://www.spletnik.ru/blogs/moda/43263_moda_drevnego_rima http://sunshine-radio.forumy2x2.com/t218-topic http://pixelbrush.ru/2011/02/28/ancient-egypt-drevniy-egipet.html http://photobucket.com/images/ancient greek art/ http://www.clipartov.net/show-24-4.html http://www.clipartov.net/show-85-3.html http://cards.tochka.net/ecards/3239-otkrytki-na-rozhdestvo-khristovo/ http://shkoladetei.ru/scenarii-prazdnikov/page/6/ http://www.liveinternet.ru/users/2995475/post161052017/ http://www.z-rus.ru/ru_history_13.php http://pro100-mica.dreamwidth.org/60420.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

    Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

    технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

    урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

    Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

    Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Путешествие Колобка" ОС "Школа 2100"

    Данная методическая разработка построена  с учётом требований ФГОС НОО....

    Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

    Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

    Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

    Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений.Задачи:1. Рассмотреть особенности каждой группы растений.2. Продолжить формирование умений анализировать события, делать вывод...

    Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Тема урока "Растения смешанного леса."

    Используются элементы технологий. Информационно-коммуникацоонных, здоровьесберегающих,  коммуникативных, проблемного обучения, стратегии технологии смыслового чтения.Предусмотрен сценарный вариан...