Конспект урока по окружающему миру по теме: "Кто такие рыбы?". УМК "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 4»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие рыбы?»

             

                 Автор                                                                            учитель начальных классов

МБОУ «ЦО № 4»

Баскакова Ирина Викторовна

г. Донской

Цели: создать условия для расширения представления о строении и отличительных признаках рыб. Подвести детей к знакомству с разнообразием рыб.

Развивающая: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

Образовательная: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.

Воспитательная: способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы: 1) метод проблемного изложения в обучении

       2) частично-поисковый метод обучения

            3) исследовательский метод обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

                  Начинается урок.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Но прежде чем начать наш урок, давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть. Ну, а теперь давайте вспомним, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

Учитель: Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

Учитель: Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

Учитель: Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?

Учитель: А в какое время года насекомых много? (Летом)

Учитель: Посмотрите на экран, кто из данных животных не является насекомым? Почему? (Паук. У него 8 ног, а у насекомых 6.)

Учитель: А сейчас, ребята, приготовьтесь к графическому диктанту. Листки у вас на столах. Посмотрите на экран:

    O – зеленый цвет – согласны с высказыванием,

    O – красный цвет – не согласны.

 Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У бабочки 6 крыльев? (нет)

4. Божья коровка спасает смородину от тли? (да)

5. У стрекозы 8 ног? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

Учитель: Внимание на экран! У кого такая же последовательность цветов покажите зелёный кружок, кто допустил 1 или 2 ошибки покажите жёлтый кружок, кто не справился с данным заданием покажите красный кружок.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Учитель: Молодцы, а тему сегодняшнего урока, вы определите сами, отгадав загадку:
                      Крылья есть, да не летает,
                      Глаза есть, да не мигает,
                      Ног нет, да не догонишь.(рыбы)
 

Учитель: Откройте учебники на странице 34 и прочитайте тему урока? Предположите, чему должны научиться сегодня на уроке? (Мы познакомимся с основными признаками рыб, с их многообразием.)

Учитель: Кто же такие рыбы? (Рыбы- это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.)
Учитель: Ребята, сейчас мы отправляемся в подводный мир. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного. (Звучит музыка звуки моря.)
4. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы
4.1. Внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Учитель: В мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё-таки мы можем обнаружить много общего в их строении. Давайте приступим к исследованиям. Рассмотрите рисунок на странице 34 и назовите из каких частей состоит тело рыбы? (Работа у доски с картинкой, ребёнок выходит и показывает строение тела рыбы.)

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего рыбам нужны плавники? (С помощью плавников рыбы плавают в воде, то выше, то ниже.)

Учитель: А для чего рыбам нужен хвост? (Хвост отвечает за направление ее движения.)

Учитель: Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.  

Учитель: Скажите, а что расположено на голове у рыб? (глаза, рот, жаберная крышка)

Учитель: Рассмотрите рисунок и скажите, в чем особенность глаз рыб? (вокруг глаз нет век)
Учитель:
Рыба никогда не мигает. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза.

Учитель: Скажите, а для чего рыбам нужны жабры? (для того чтобы дышать)

Учитель: Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.  

Учитель: У вас на партах лежат отдельные части тела рыбы. Составьте модель рыбы. (Работа в паре. В виде аппликации дети составляют рыбу, клеят на синий картон основные части тела рыб: голову, туловище, хвост, плавники при этом называют друг другу основные части)

Учитель: Молодцы, сейчас я попрошу вас оценить свои достижения: если вы хорошо запомнили основные части тела рыб, то возьмите зелёный кружок. Если вы допускали ошибки, но потом исправили их, то жёлтый. А если вам было трудно, не запомнили названия, то красный.

Учитель: У родителей и деток
                 Вся одежда из монеток.

Как вы думаете, о какой одежде идёт речь? (о чешуе.) 

Учитель: Для чего рыбам нужна чешуя? (Чешуйки защищают рыб от повреждений.)

Учитель: Наличие чешуи-одна из отличительных особенностей этих животных. Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи), акула (её тело напоминает наждачную бумагу).

   Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт, и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Вот, например, рыба-меч может развивать скорость до 90 км/ч.

Учитель: Рассмотрите рисунок и скажите какая часть тела не покрыта чешуей? (голова, хвост)

Учитель: Как чешуйки расположены друг к другу? (они наслаиваются друг на друга)
Учитель: А теперь попробуем самостоятельно с помощью вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. На самом деле, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Откуда лучше начинать выкладывать чешуйки? (с хвоста)

Учитель: Распределите обязанности в паре, чтобы выполнить работу быстро и правильно. (Дети из бумажных кружков моделируют чешую рыбки. По окончанию работы «выпускают» своих рыб в импровизированный аквариум.)

Учитель: Посмотрите на свои макеты, у вас получились разные рыбки, но что общего у всех рыб? (Строение тела, чешуя, дышат жабрами, плавают с помощью хвоста и плавников)
Учитель: А если бы у вас в руках были живые рыбки, куда бы вы их отпустили? (в воду)
Учитель: Значит, не только строение тела объединяет рыб, но и (среда обитания.)
4.2. Загрязнение водоемов.
Учитель: Ребята, в любой ли воде могут жить рыбы? А в какой воде им трудно будет жить, где они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы рыбы не погибли? (Мы должны помнить, что, нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы).
          Показать 3 – 4 слайда о загрязнении водоемов.

Учитель: В настоящее время проблема загрязнения водоёмов является наиболее актуальной, т. к. всем известно - выражение «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты. В водоемы планеты ежегодно сбрасывается огромное количество загрязненных вод. Из-за этого погибают наиболее чувствительные организмы, такие, например, как рыбы.

5. Физкультминутка «Рыболов». (Ребята имитируют движение рыболова)

                               Рыболов, рыболов

                               Покажи свой улов!

                               Я поймал леща большого

                               И налима – вот такого!

                               Двух горбатых, полосатых

                               Окуней и двух линей,

                               Щуку, карпа, судака…

                               А в ведерке два малька.

Учитель: Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто знает, кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)

- Рыболовство – очень древняя профессия. Рыболовством и охотой занимались наши предки много лет назад. Мужчины ловили рыбу, чтобы прокормить семью.

- А кто из вас ловил рыбу? Какая рыба водится в нашей местности?

7. Многообразие рыб.
Учитель: Ребята, вспомните, а каких рыб вы ещё знаете. Называйте, не повторяйтесь.

- Молодцы! Столько рыб назвали!

Учитель: Посмотрите на экран. Назовите рыб, которых вы здесь видите. Всех этих рыб можно разделить на 3 группы, в зависимости от того, где они обитают. Подумайте, как? (На речные, морские, аквариумные)

Учитель: Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)

Учитель: Почему рыбы называются морскими? (Они живут в море.)

Учитель: Почему рыбы называются аквариумными? (Они живут в аквариуме.)

Учитель: А сейчас вы поработаете в группах. В конвертах я вам приготовила задание. Нужно из всех этих рыб 1 группе найти речных рыб, 2 группе-морских, 3 группе-аквариумных. Затем немного рассказать о них. Если вам что-то неизвестно, либо вы в чем-то не уверены, откуда вы можем взять нужную информацию? (из учебника или атласа-определителя)

     (На доске составляется схема «Рыбы»: речные,  

      морские, аквариумные. Картинки с рыбами  

     вывешиваются на доску.)
                        1 группа – речные рыбы.
Ученик 1: На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб, например: ерш, карась, окунь, сом и щука.
Ученик 2: Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может жить до 50 лет и вырасти до полутора метров, а весит щука – 35 кг.

Ученик 3: Окунь-хищная рыба, длиной около 30 см, но может вырасти и до 50 см.

Ученик 4: Карась-кормится растительной пищей и мелкими животными. Длина до 40 см.

Ученик 5: Сом-речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Длина тела достигает двух с половиной метра, весит – до 150 кг. Днём они прячутся на дне воды, а ночью – активны. Сом может прожить 80 лет.

Ученик 6: Ёрш- небольшая рыба длиной 8-12 см, иногда 20 см с очень колючим спинным плавником. Питается донными животными, но иногда не прочь наполнить свой желудок травой. 

                           2 группа – морские рыбы.
Ученик 1: Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы – это морские.

Ученик 2: Сельдь- морская рыба.  Тело рыбы вытянутое и сжатое по бокам. Чешуя среднего размера и легко отходит от туловища. По бокам сельдь имеет серебристый окрас, на спине чешуя темнее и имеет зелено-синий отлив. Размеры сельди в среднем 25-35 см.

Ученик 3: Треска- морская рыба. У неё мелкая чешуя, челюсти различной величины - верхняя челюсть длиннее нижней. Окрас рыбы буро-зеленого или бурого цвета. Длина тела трески в среднем 80 см. 

Ученик 4: Акула- морская хищная рыба. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения.  Длина акулы достигает до 12 м, а весит – 4 тысячи кг.

Ученик 5: Морской окунь-морская рыба. Зубы окуня довольно крупные и расположены в большом рту в несколько рядов. Чешуя окуня мелкая, плотно прилегающая к коже, с заметными поперечными полосками более темного цвета.

Ученик 6: Камбала-морская рыба. Она может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Камбала, прячась, засыпает себя песком, работает плавниками.

                            3 группа - аквариумные рыбки.
Ученик 1: Аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Аквариумные рыбки очень красивы.

Ученик 2: Гуппи-самые распространённые аквариумные рыбки. Длина самцов 2-3 см, самок-3-4 см. Самцы ярче, наряднее самок.

Ученик 3: Меченосцы получили название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Длина рыбок обычно 4-6 см.

Ученик 4: Скалярия-одна из самых красивых аквариумных рыб. Скалярия может достигать 15 см в длину и 25 см в высоту.

Ученик 5: Сомики обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см.

Ученик 6: Гурами-рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11 см. Спереди на брюшке две длинные нити.)

8. Работа в тетради.

Учитель: А сейчас поработаем в тетрадях. Откройте страницу 24. По силуэтам узнайте рыб. Какие из них речные, а какие-морские? У речных рыб закрасьте кружочки зелёным цветом, а у морских-синим. (взаимопроверка) После выполнения задания поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания. Если задание выполнено правильно, то нарисуйте зелёный кружок. Если сосед допустил 1 или 2 ошибки, то жёлтый. А если задание выполнено неправильно, то красный.

 9. Подведение итогов урока.

Учитель: О ком сегодня говорили на уроке? (о рыбах) 

Каких животных называют рыбами? (Рыбы-водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.)

Что общего у всех рыб? (Строение тела, чешуя, дышат жабрами, плавают с помощью хвоста и плавников.)
Из каких частей состоит тело рыбы? (Голова, туловище, хвост, плавники)

На какие группы мы разделили рыб? ((На речные, морские, аквариумные)

Приведите примеры речных, морских, аквариумных рыб.

10. Рефлексивная деятельность.

Учитель: Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите зелёный кружок. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то жёлтый. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный.

Учитель: Молодцы. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое Бенилюкс" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора.Планируемые результатыПре...