Занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь".
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Гурова Тамара Алексеевна

Целью данного занятия является  исследование явления звука в ходе экспериментальной работы с использованием лабораторного оборудования «Звук и тон» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch._zvuk_i_ton._3.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Занятие

внеурочной деятельности

«Я - исследователь».

Лаборатория «Звук и тон».

Тема: «Что мы знаем о звуке».

Учитель начальных классов:

 Гурова Тамара Алексеевна

2015 г

Цель: исследование явления звука в ходе экспериментальной работы с использованием лабораторного оборудования «Звук и тон» для проведения экспериментов со звуком в начальной школе. Расширить представления детей о звуке. Способствовать  накоплению у детей конкретных представлений о звуке ( распознавание и название звуков, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, высокие и низкие звуки, усиление и ослабление звука, передача звука).

Задачи: создание условий для формирования УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

предметных результатов (овладение понятиями, навыками экспериментальной работы по данной теме).

В процессе групповой исследовательской деятельности учащиеся продемонстрируют такие УУД, как умение ставить цель работы, самостоятельно добывать новые знания экспериментальным путем, следуя письменной инструкции, обсуждать полученные результаты,  а также анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности.

Форма урока: групповая практическая работа.

Оборудование: комплект лабораторного оборудования для проведения экспериментов со  звуком в начальной школе  «Звук и тон», диск с записью звуков , музыкальные инструменты.

Ход занятия.

1. Дети разделены на 4 группы по 4 человека.

Организационный момент.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжим  работать в нашей научной лаборатории, будем снова проводить исследования.  Вы уже стали настоящими научными сотрудниками. Сегодня нам предстоит обобщить все полученные знания и сделать научные выводы. Вы готовы к серьёзной работе? Итак, чему же посвящены наши исследования? Мы узнаем, выполнив первое задание.

  Актуализация знаний.   

Сейчас вам предстоит работать  в группах.

1.Подбор картинок, соответствующим звукам.

У каждой группы по 14 картинок.

Вы услышите различные звуки, каждому из которых соответствует одна из картинок. Разложите картинки в том порядке, в каком воспроизводятся звуки. Если картинки разложены правильно, то имеющиеся на них буквы составят фразу-ответ. ( Фраза: Звуки вокруг нас).

Командиры групп сообщают о результатах своей работы.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.

Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты.

 Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?

Дети: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно.

А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха. Они даже могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить барабанной перепонке.

Перед вами музыкальные инструменты. Вы их сейчас слышите?

Дети: Нет.

-Что должно произойти, чтобы возникли звуки?

Дети: По барабану надо ударить. То есть надо произвести  ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет  ДРОЖАНИЕ.  Дрожание вызывает колебание воздуха ( звуковые волны), которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.

-Но есть и другие инструменты: флейта, дудочка.  Как возникает звук в этих инструментах. Необходимо произвести ДЕЙСТВИЕ -дунуть.

- А в струнных инструментах?

Дети: Струны щиплют, проводят по ним смычком или ударяют молоточком.

-Что такое звук? (Это колебания, которые исходят от различных тел, предметов).

-Почему мы слышим звуки? (Любой звучащий предмет дрожит, вибрирует, создает колебания, которые распространяются в воздухе звуковыми волнами, достигают барабанной перепонки, далее сигнал поступает в мозг, и мы слышим звук).

-Почему знания о звуке так важны для человека? (С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни).

- Вы бы хотели еще узнать об этом удивительном явлении?

Мы продолжим исследование такого явления как звук и в ходе экспериментов узнаем много нового и интересного.

  Исследовательская деятельность.

Лабораторная работа по группам.    

   Чтобы как можно больше узнать за урок, мы разбились  на группы, которые получат разные задания и вопросы для обсуждения.

Детям раздаются рабочие бланки с описанием  экспериментов.

1 группа.

Задание. Восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций.

(Игры с камертоном.  Футбол с камертоном. Гандбол с камертоном. Поющие спицы и стальные полоски).

Могут ли колебания передаваться другими веществами? Опыт с камертоном и маленькой ёмкостью с водой. Камертон после удара по краю парты надо опустить в воду, наблюдать волны. Вывод: звук передаётся в воде. Не только в воздухе, твёрдых телах, но и в воде возникают колебания при передаче звуков.

2 группа.

Задание. Высокие и низкие звуки. ( Сборка ксилофона. Флейта Пана).

Простейший ударный инструмент. Демонстрация металлофона. Оборудование: набор пластинок для металлофона, молоточек, резонатор, резинки. Вывод. Металлические пластинки колеблются и издают звук. Звук тем громче, чем больше амплитуда колебаний. Звук тем выше, чем короче пластина. Резонатор образует полое пространство, которое вибрирует вместе с ними и усиливает звук. Простейший духовой инструмент. Демонстрация многоствольной флейты – флейты Пана. Оборудование: пластиковые пробирки, резонатор, вода. Дутьё сначала в пустые одинаковые пробирки, затем заполненные водой по-разному. Вывод. Если дуть в пробирки с одинаковой высотой столба воздуха, то звук получится одинаковый. Звуки разной высоты получаются от разной высоты столба воздуха в пробирках.

3 группа

Задание. Усиление  и ослабление звука. (Сыграем тише, сыграем громче. Звучащий стаканчик.  Хохочущий стаканчик).Усиление звука. Оборудование: механизм для музыкальной шкатулки, коробочка- резонатор. Если крутить ручку музыкальной шкатулки, просто держа её в руке, звуки будут едва слышны. Если же при этом плотно прижать механизм к резонатору, звуки станут гораздо громче. Вывод: резонатор (полая коробка) усиливает звучание различных предметов.

4 группа.

Задание. Передача звука. (Верёвочный телефон. Стетоскоп.)

 Могут ли колебания передаваться другими веществами? Верёвочный телефон. Два стакана, верёвочка. Два человека разговаривают по телефону, натянув верёвку. Вывод: звук передаётся твёрдыми телами.

Презентация ответов. Обсуждение.  Выводы.      

- Какова была цель вашего эксперимента?

-Вы достигли ее?

-Расскажите, что узнали.

 6. Рефлексия.  Самооценка.                                                                                        

Проводится под негромкие звуки природы.

-Что было самым легким и трудным?

-Чему научились?

-Что больше всего понравилось? Запомнилось?

-Кто был в группе самым активным?

-Кто хотел бы сделать, рассказать больше, но  не получилось? Почему? Что им можно посоветовать?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Занятие по внеурочной деятельности "Я исследователь"

Тема: "Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным"...

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»Цели: дать представление о  взаимосвязи человека и природы,  учить детей выполнять законы природы; воспиты...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Система занятий по внеурочной деятельности "Школа исследователей" 3 класс

Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек...

Занятие внеурочной деятельности "Я-исследователь" по теме «Измерение кислотности (водородного показателя pH) различных напитков, употребляемых в пищу»

Данное занятие позволит обучающимся увидеть различные кислотности (водородного показателя рН) распространенных напитков с помощью универсальных индикаторов и датчиков цифровой лаборатории SenseDi...

Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» (для учащихся начальных классов) "Птицы Белгородской области"

На данном занятии обучающиеся научатся выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области....