Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»
проект (2 класс) по теме

Ломакина Людмила Михайловна

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»

Цели: дать представление о  взаимосвязи человека и природы,  учить детей выполнять законы природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство ответственности за будущее нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_2_kl.zozh_.docx32.1 КБ
Файл krasnaya_kniga.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»

Составила и провела

Учитель начальных классов МОУ СОШ №3

Ломакина Людмила Михайловна

Цели: дать представление о  взаимосвязи человека и природы,  учить детей выполнять законы природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство ответственности за будущее нашей планеты.

Ход мероприятия

1 слайд (солнце)

Слова учителя: ребята, у нас сегодня много гостей и любимое солнышко пришло к нам. С каким настроением мы встретим гостей и начнем наше занятие?

Просигнализируйте (тучка или солнце)

Я рада, что у всех солнечное настроение. Солнце согревает все живое на земле. О невидимых нитях в природе мы говорили на уроке «Окружающий мир». Солнце еще прогревает наши сердца, поднимает настроение. Только с горячем сердцем человек может любить все живое на земле. Послушайте стихотворение и подумайте о чем пойдет речь:

1. Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

2. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

        Что поэт называет храмом? О какой святыни идет речь?

Дети: О природе

Учитель: правильно! Поэт дал достойное природе определение «святыня». Кто догадался, какая тема нашего занятия? (тему занятия мы назовем «Будь природе другом»

Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Слайд 2

Дети:

  1. Каждый день животный мир земного шара становится беднее на 1 день. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубаются 20 гектаров тропических лесов. 5 миллионов тонн углекислого газа ежедневно выбрасываются в атмосферу земли. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты земля
  2. Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое безумное безжалостное безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа и оно погибнет. Опасность катастрофы очень велика. Можно только поражаться тому, с какой скоростью человек научился губить  природу.

Учитель: Ребята, к сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы они нам сказать.

-Вот Лесная Книга Жалоб. Отгадайте, кто оставил в ней свои жалобы?

Слайд 3

Жалоба 1.

Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая! Траву мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

 Жалоба 2.

Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас все равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома.

Вы пройдете мимо, ногой в наш дом ударите, а нам начинай все сначала. Для вас забава, для нас беда!

Жалоба 3

Жалуемся на слишком жалостливых пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнезд, то рассаживаемся поодиночке. А жалостливые люди думают, что мы остались совсем без папы и мамы, что мы сиротки, и забирают к себе домой

Жалоба 4.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жалоба 5.

Жалуемся на ребят, которые снимают с деревьев гнезда. Сколько из-за этого разбивается яиц. А ведь каждое яйцо - это будущая птица!

Учитель: молодцы. А теперь ребята давайте рассмотрим несколько ситуаций и попробуем в них разобраться

Ситуация 1.

Идя по лесу, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном  участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

-А как думаете вы, кто прав?

Ситуация 2.

Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит его молоком, а в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

-А что ты сделал для своего ёжика? – спросил он у Коли.

-А я его отнёс в лес и выпустил на волю.

- Ребята, кто из мальчиков поступил правильно?

Ситуация 3.

Оля и Лида пошли в лес. В лесу они отдыхали, обедали. Собираясь, домой, Оля собрала остатки еды, бумагу, пакеты и бросила их под куст. Лида собрала всё и положила в свою сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. –Брось под куст. Никто не увидит.

- А Лида ответила подруге:    ………………………..

-Что, по-вашему, ответила Лида?

Учитель: молодцы. Вы очень хорошо разобрались в ситуации. конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы, но мы можем знать и выполнять правила поведения в природе

Слайд 4

-Не будем срывать цветы.

Пусть красивые растения остаются в природе!

-Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

-Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых!

-Не будем обижать лягушек и жаб!

-Не будем ловить диких животных  и уносить их домой!

-Не будем разорять птичьих гнезд

  1. «Про всех на свете». Б. Заходер.

 Все-все, все на свете,

 На свете нужны!

 И мошки

 Не меньше нужны,

 Чем слоны.

 Нельзя обойтись

 Без чудищ нелепых

 И даже без хищников-

 Злых и свирепых.

 Нужны все подряд-

 Кто делает мед

 И кто делает яд!

 Плохие дела

 У кошки без мышки,

 У мышки без кошки

 Не лучше делишки!

 И, если мы с кем-то

 Не очень дружны-

 Мы все-таки очень

 Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

 Ошибкой окажется!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: молодцы. Вы правильно проблему. Так должны поступать  друзья природы

Ребята, но проблема очень велика. Многие виды животных и растений на грани исчезновения. Группа ребят нашего класса провела исследовательскую работу по красной книги, куда занесены результаты человеческого равнодушия. Послушайте их

Слайд 5

Цель проекта: выяснение, для чего была создана Красная книга,  изучение видов Красных книг.

Задачи проекта:

  • Выяснить, что такое Красная книга и когда она была создана; когда была создана международная Красная книга.
  • Узнать, кому посвящены Красные книги и как они устроены.
  • Сделать выводы проекта.

Слайд 6

  1. Что такое Красная книга
  1. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Почему Красную?
  2. Потому, что Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.
  3. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы

   в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Слайд 7

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так в нашей стране появилась “Красная книга СССР” в 1974 году

Слайд 8

Кому посвящены красные книги?

Первый том был посвящен млекопитающим.

Всего на данный момент внесено около 500 видов животных.

  • Снежный барс

Слайд 9

  • Манул Это дикая кошка.

Слайд 10

Второй том – о птицах.

Сколько радостных минут дарят они людям своим пением и красотой!

  •  Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей.

Слайд 11

Розовый фламинго

  • Эта птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Теперь охота на эту птицу запрещена.

Слайд 12

Мандаринка

Эта уточка обитает на Дальнем Востоке.
Их осталось очень мало.

Слайд 13

Третий том рассказывает о земноводных и пресмыкающихся.

В этот том внесено более 150 видов животных.

Слайд 14

Четвёртый том посвящён рыбам.

  • Внесено около 200 видов

Слайд 15

Пятый том - о растениях.

Сценка «Хулиган и лекарственное растение»

  • Подснежник. У нас в стране 18 тысяч травянистых растений. А сколько из них занесено в красную книгу? Колокольчики, подснежники, зверобой. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2.5 раза. А газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения тысячи видов растений

Слайд 16

Ландыш майский

Люди рвут и меня, не задумываясь, а ведь, чтобы зацвел с того дня, как семечко упало в землю должно пройти 10 лет. Ребята поступившие в 1 класс, успевают закончить школу

А ведь я тоже лечебное растение. Из меня готовят ландышевые капли для людей, у которых больное сердце

И что же я получил за свою работу? Было время когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите

Слайд 17

Шестой том посвящен насекомым.

  • Ночной павлиний глаз

    Обитает эта красивая бабочка на Дальнем Востоке.

Слайд 18

Как устроена Красная книга.

     Красная книга оформлена как толстый   перекидной календарь с разноцветными  листами: красными, жёлтыми, чёрными

      и зелёными.

    На красных листах напечатаны сведения

    об исчезающих видах (красный волк )

    На чёрных - уже вымерли животные (морская корова)

    На жёлтых - редкие виды  (розовый фламинго)

     На зелёных листах указаны уже восстановленные виды. (речной бобр)

Слайд 19

Морская корова

Полностью истреблена

Слайд 20

Почему же исчезали и продолжают исчезать некоторые животные и растения?

Люди очень часто отрицательно влияют на природу :

когда загрязняют природу, разоряют птичьи гнёзда, когда после весёлого пикника оставляют в лесу  не затушенный костёр.  А сколько  диких животных гибнет под колесами автомобилей  на загородных дорогах.

Слайд 21

1984 году была учреждена Красная Книга Липецкой области

Слайд 22

Животные Липецкой области

Слайд 23

Птицы Липецкой области

Слайд 24

Рыбы Липецкой области

Слайд 25

Выводы:

  • Человек должен стать настоящим другом и защитником всего живого на свете.
  • И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало

Если б только на планете

Если б только на земле

Все живое берегли,

То возможно-верно-верно

То наверно-верно-верно

Красной книги точно-точно

Никогда б не завели

Рефлексия (Что же ребята мы можем сделать , чтобы планета стала красивой)

Дети обклеивают цветами глобус

Ученик: если каждый ученик посадит цветы, посадит дерево, будет ухаживать за своими питомцами, то и природа отплатит нам благодарностью

Слайд 26

Песня: (музыка из к-ф «Новогоднее приключение Маши и Вити»)

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги 
Ты на этом свете.
припев:

Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.


Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.

припев:

Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку


Не неси домой ежа ,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому
Можем только мы.

Слайд 27

Итог урока

-выскажите свои впечатления об уроке

Мне понравилось ………

Мне запомнилось ………

Было трудно …………..

Самое интересное ………….

Я узнал ……………

Учитель: вы молодцы, ребята. Я уверена, что из вас получатся настоящие друзья природы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Каждый день животный мир земного шара становится беднее на 1 день. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубаются 20 гектаров тропических лесов. 5 миллионов тонн углекислого газа ежедневно выбрасываются в атмосферу земли. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты земля Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое безумное безжалостное безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа и оно погибнет. Опасность катастрофы очень велика. Можно только поражаться тому, с какой скоростью человек научился губить природу.

Слайд 3

Жалоба 1. Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая! Траву мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалоба 2. Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас все равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома. Вы пройдете мимо, ногой в наш дом ударите, а нам начинай все сначала. Для вас забава, для нас беда!

Слайд 4

Жалоба 3 Жалуемся на слишком жалостливых пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнезд, то рассаживаемся поодиночке. А жалостливые люди думают, что мы остались совсем без папы и мамы, что мы сиротки, и забирают к себе домой Жалоба 4. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. Жалоба 5. Жалуемся на ребят, которые снимают с деревьев гнезда. Сколько из-за этого разбивается яиц. А ведь каждое яйцо - это будущая птица!

Слайд 5

-Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе! -Не будем ломать ветки деревьев и кустарников! -Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых! -Не будем обижать лягушек и жаб! -Не будем ловить диких животных и уносить их домой! -Не будем разорять птичьих гнезд

Слайд 6

Цель проекта : выяснение, для чего была создана Красная книга, изучение видов Красных книг. Задачи проекта : Выяснить, что такое Красная книга и когда она была создана; когда была создана международная Красная книга. Узнать, кому посвящены Красные книги и как они устроены. Сделать выводы проекта.

Слайд 7

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так в нашей стране появилась “Красная книга СССР” в 1974 году.

Слайд 8

Что такое Красная книга Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Почему Красную? Потому, что Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Слайд 9

Кому посвящены красные книги ? Первый том был посвящен млекопитающим . Всего на данный момент внесено около 500 видов животных . Снежный барс

Слайд 10

Манул Это дикая кошка.

Слайд 11

Второй том – о птицах . Сколько радостных минут дарят они людям своим пением и красотой! Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей.

Слайд 12

Розовый фламинго Эта птица стала редкой , поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Теперь охота на эту птицу запрещена. Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой 1,5 метра, вес 4 килограмма. Яйца птица откладывает в необычных и интересных гнездах. Они в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает два крупных яйца. Основа гнезда – ил, вспомогательный материал – перья, ракушки, камешки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30-32 дня, а уже через 4 месяца птенцы вырастают до величины своих родителей.

Слайд 13

Мандаринка Эта уточка обитает на Дальнем Востоке . Их осталось очень мало .

Слайд 14

Третий том рассказывает о земноводных и пресмыкающихся . В этот том внесено более 150 видов животных.

Слайд 15

Четвёртый том посвящён рыбам . Внесено около 200 видов Сибирский осётр

Слайд 16

Подснежник. У нас в стране 18 тысяч травянистых растений. А сколько из них занесено в красную книгу? Колокольчики, подснежники, зверобой. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2.5 раза. А газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения тысячи видов растений Пятый том - о растениях .

Слайд 17

Ландыш майский Ландыш майский Люди рвут и меня, не задумываясь, а ведь, чтобы зацвел с того дня, как семечко упало в землю должно пройти 10 лет. Ребята поступившие в 1 класс, успевают закончить школу А ведь я тоже лечебное растение. Из меня готовят ландышевые капли для людей, у которых больное сердце И что же я получил за свою работу? Было время когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите

Слайд 18

Шестой том посвящен насекомым . Ночной павлиний глаз Обитает эта красивая бабочка на Дальнем Востоке .

Слайд 19

Как устроена Красная книга . Красная книга оформлена как толстый перекидной календарь с разноцветными листами : красными , жёлтыми , чёрными и зелёными . На красных листах напечатаны сведения об исчезающих видах (красный волк ) На чёрных - уже вымерли животные (морская корова) На жёлтых - редкие виды ( розовый фламинго) На зелёных листах указаны уже восстановленные виды . (речной бобр) Красный волк

Слайд 20

Морская корова – полностью истреблена

Слайд 21

Почему же исчезали и продолжают исчезать некоторые животные и растения ? Люди очень часто отрицательно влияют на природу : когда загрязняют природу , разоряют птичьи гнёзда , когда после весёлого пикника оставляют в лесу незатушенный костёр . А сколько диких животных гибнет под колесами автомобилей на загородных дорогах .

Слайд 22

1984 году была учреждена Красная Книга Липецкой области

Слайд 23

Животные Липецкой области

Слайд 24

Птицы Липецкой области

Слайд 25

Рыбы Липецкой области

Слайд 26

Выводы: Человек должен стать настоящим другом и защитником всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало Если б только на планете Если б только на земле Все живое берегли, То возможно-верно-верно То наверно-верно-верно Красной книги точно-точно Никогда б не завели

Слайд 27

Итог урока -выскажите свои впечатления об уроке Мне понравилось ……… Мне запомнилось ……… Было трудно ………….. Самое интересное …………. Я узнал ……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Будь природе другом»

Цели:1. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе2. Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.3. Воспитывать желание помогать...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"

Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...

Занятие по внеурочной деятельности "Я -исследователь" по теме "Кладовая витаминов" с использованием цифрового микроскопа

Задачи:познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма,воспитывать здоровый образ жизни,развивать познавательный интерес посредством и...