Сценарий внеклассного мероприятия «СОХРАНИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель данного мероприятия: закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с подснежником, пролеской, цикламеном, ландышем, фиалкой;

расширить знания детей о первоцветах, встречающихся на территории   Республики Адыгея;

воспитывать бережное отношение к первоцветам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sohranim_pervotsvety.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«СОХРАНИМ ПЕРВОЦВЕТЫ» 

Весной, один из самых ранних,
На свет явился первоцвет.
Как неизвестный, дивный странник,
Пришел сказать нам всем: - "Привет!" 

Тема: «Сохраним  первоцветы!»

Дидактическая цель: 

- способствовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к первоцветам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- воспринимать речь учителя, одноклассников;

 

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- различать методы познания окружающего мира по его целям: наблюдение, опыт;

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- различать особенности диалогической и монологической речи;

- составлять небольшие устные монологические высказывания,  приводить убедительные доказательства.

Регулятивные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать  результаты деятельности (чужой, своей);

Цель и задачи: 

закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с подснежником, пролеской, цикламеном, ландышем, фиалкой;

расширить знания детей о первоцветах, встречающихся на территории   Республики Адыгея;

воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Оборудование: 

фотографии и рисунки  первоцветов,  запись П. Чайковского «Вальс цветов», мультимедиа проектор, презентация, Красная книга (РФ и Адыгеи).   

План мероприятия


1. Вступительное слово учителя.

2. Основная часть.

Стихи и легенды о первоцветах:

  1. подснежник,
  2. цикламен,
  3. пролеска,
  4. фиалка,
  5. ландыш,
  6. краткие сведения о Красной книге РФ и Адыгеи.

3.Физминутка. (Для снятия усталости)

4. Закрепление.

Конкурс «Составь слово». 

Конкурс  «Дешифровка».

Конкурс «Загадки о первоцветах».

 Конкурс  «Покажи знания». 

Конкурс «Предложения мер по охране первоцветов».

5.Заключение.

Ход мероприятия

Учитель:  

       Добрый день, друзья! Этот день прекрасный. Ведь на дворе ВЕСНА!”  И сегодня  я  приветствую гостей, которые пришли посмотреть на вас, увидеть то, чему вы научились, и вместе с нами совершить прогулку в весенний лес, накануне праздника Международного женского дня.  

        Сейчас мы проведём Релаксацию “Солнечный зайчик”   Сядьте удобно, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Зажмурьте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладил нос, щечки, подбородок, коснулся ваших рук, ног. Он любит вас. Откройте глаза, глубоко вдохните и улыбнитесь друг другу.  Посмотрите на тех, кто справа, слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем. Поприветствуйте наших гостей, подарив им свои улыбки.  

       Ребята, а как вы думаете, о чем говорит улыбка? (дети отвечают на вопрос).  А еще улыбка говорит нам о том, что у нас хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.   

       Еще чуть слышится дыхание весны, звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед. Оживает природа, появляются нежные первоцветы – как символ жизни, света и тепла. Природа – потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило  его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни.

       Наш рассказ мы посвящаем им. Сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов,  которые появляются первыми и называются первоцветы. О них сложены легенды и предания, мы можем встретить их самыми первыми на лесной полянке или садовом участке.

Слайд  1.

1 учащийся: 

Только снег сойдёт с опушки,  

 Воздух звонче и теплей.

У подснежников макушки

 Снега белого белей.

 Как нежны в наряде белом

Эти скромные цветы!

Не срывай их между делом,

 Будь же умницею ты!

 У подснежника – цветочка

Есть один лишь цветонос.

Не родится сын иль дочка

 Если ты цветок унёс.

 Он не может дать отпора

 В платье беленьком цветок.

Лишь росинками с укором

 Вслед заплачет лепесток. 

 

2 учащийся:                  

      Еще не растаял снег в лесу, а, уже, расстилаясь  белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. Растение лекарственное. В его луковицах есть такое вещество, которое используется в медицине для лечения заболеваний.

      А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Своё восхищение подснежником выразил русский композитор П.И.Чайковский в своём произведении «Апрель»  из цикла «Времена года». 

                       (Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского) 

Слайд 2.

3 учащийся:    

Залп фиолетовых причуд, 
Взметнулся на упругих стеблях - 
Цветков проснувшихся салют 
Фонарики, зевая, теплил. 
Игривый пылок цикламен - 
Под негою клонился венчик, 
Капризам щедрых перемен 
Созвучен тон и ал бубенчик.
Струился дерзкий аромат 
Греховных заповедей диких, 
Бурлил фиалковый романс - 
Орфей вдали от Эвридики. 

 4 учащийся:  

       Цикламен - спящий летом цветок. Существует легенда о скромном цикламене и царе Соломоне.
      Она  гласит: построив храм, царь Соломон приказал мастерам изготовить ему корону. Те предлагали ему короны всевозможных форм, но не одна не понравилась царю. Расстроенный Соломон вышел прогуляться по своим владениям, он увидел, что вся земля была покрыта ковром из великолепнейших цветов. Каждый цветок пытался привлечь внимание царя и предлагал ему форму своего цветка для короны, цветов было много, все они были красивы и кричали об этом. Но не пожелал мудрый царь, чтобы его голову увенчала такая корона, как самодовольные и хвастливые цветы, и прошел он мимо всех них. Возвращаясь назад в храм, он заметил притаившийся среди скал робкий розовый цикламен, и сердце царя загорелось при виде его. Приказал царь сделать ему корону в форме цикламена. Подумал царь:  «Эта корона станет напоминанием о том, что нужно править народом мудро и вместе с тем скромно».  После смерти царя цикламен стал, печален и еще ниже склонил свою нежную головку.

Слайд 3.

5 учащийся:

  По отлогим холмам в перелесках

Звёзды чудных созвездий сверкают.

Это нежный подснежник – пролеска

Брызги синих цветков распускает.

Словно небо по склонам разлилось

Средь прозрачного леса апреля

Синим морем вокруг засветилось

Нежной краской лесной акварели.

6 учащийся:          

      Пролеска - небольшое лесное растение.  Её также часто называют голубым подснежником. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещѐ по-весеннему прозрачным лесом.

      Существует  легенда о пролеске. Весь март грело яркое солнышко, растапливая снега, увеличивая день, предлагая Зиме подвинуться, а затем вовсе уйти, уступить место Весне. Потому что всему своё время. Зима сопротивлялась изо всех сил, по ночам главенствуя, днём отступая. Подходило время и ей приходилось медленно перебираться все дальше на Север. Уходила Зима, пряталась рыхлыми сугробами в канавах и рытвинах, в чаще леса темной и прохладной. Растеряла она всю свою суровость, обессилела от борьбы с пригревающим солнцем, да наступающей Весной и не выдержав, расплакалась от бессилия, понимая, что придется совсем уйти, отступить, иначе погибнет. Слёзы Зимы скатывались с её щек на лесную землю и на остатки сугробов и превращались в проле́ски. Каждый год, когда Зима и Весна делят власть, расцветают синие зимние слёзки - первые лесные весенние цветы - проле́ски.

Слайд 4.

 7 учащийся: 

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется -  его  задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем,

А вдруг,

Услышим  - я и ты?

8 учащийся:  

       Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы морской царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, прорастали прекрасными и нежными цветами - символом чистоты, любви и грусти. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого кувшинчика льется тончайший, ни с чем несравнимый аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды.  

      Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он и помощник человека. Препараты из ландыша применяют для лечения сердечно - сосудистой системы. Любовь к цветку пошла ему во вред. Ландыш усиленно собирали (и собирают), срывая побеги, вместе с листьями, которые затем выбрасывали. В результате во многих местах обычный ландыш стал теперь редким растением и занесен в Красную книгу.

Слайд 5.

9  учащийся:    

 Росинка упала  на нежный листок,
В ней солнцем сияет румяный восток.
Лесная фиалка впитала росу,
И нежность восхода, и леса красу.
Она источает волшебный нектар,
Лесов кавказских  божественный дар.
И шмель, пролетая, почувствовать рад
Прекрасной фиалки лесной аромат.
И чудо такое ни с чем не сравнить,
Его нужно просто беречь и любить.

 10 учащийся:  

      Фиалка встречается в лесах и парках. Цветёт в апреле-мае. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков. В сырую погоду цветоножка сгибается, и цветок прячется под листом. Листья имеют округлую форму. Из пахучих лепестков добывают эфирное масло.

      Легенда гласит. Однажды юная нимфа – дочь Атласа – обратилась за помощью к Зевсу, как к сильнейшему из богов. Её преследовал своими лучами бог солнца Аполлон. Девушка изнемогая, не имея возможности скрыться от жаркого света, попросила укрыть её от взора разыгравшегося бога. Великий громовержец внял её мольбе, превратив в прекрасный и нежный цветок – фиалку, которую укрыл в тени кустов своего сада.

       С тех пор Фиалка зацветала каждую весну и наполняла небесные сады благоуханьем. Став со временем символом весны и пробуждающейся природы. Так бы она и осталась навечно в этих садах, если бы не один случай.

       Однажды, когда дочь Зевса, Персефона, собирала букет из фиалок, её похитил Аид – владыка подземного царства. Пытаясь убежать от него, девушка выронила фиалки из рук, и они рассыпались по грешной земле, подарив возможность и людям любоваться их красотой.

       Этим цветком восхищались Шекспир, Шелли, Гёте, Блок, Тютчев.

       Фиалку называют лесной феей за её нежный запах.

Учитель:

Ребята! А сейчас мы с вами проведём физминутку. 

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки).

 11 учащийся:  

       Сегодня ещё цветут  в лесах и на лугах Адыгеи подснежник и медуница, ландыш и фиалки, пролески и цикламены.

        А что будет завтра, если мы будет вот так необдуманно относиться к ним? Не секрет, что все меньше становится их в природе. Виноваты в этом и мы с вами. Помочь сохранить прекрасное  - задача каждого жителя нашей страны.     

       Все исчезающие  растения и животные занесены в Красную книгу.

       В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. 

      В нашей республике тоже есть своя Красная книга. Впервые Красная книга Республики Адыгея увидела свет в 2000 году. Тогда в неё были занесены 148 видов редких растений и грибов. Второе издание, подготовленное к 2012 году, включает в себя уже 196 видов растений и грибов.  

       Адыгея славится разнообразием и уникальностью своей природы. В горах республики можно встретить древние виды растений и цветов, имеющих ограниченное распространение.  Наша с вами задача защитить их.

Учитель:

Сейчас мы закрепим полученные знания, проведём конкуры. 

Конкурс «Составь слово».

 Ребятам необходимо составить названия первоцветов

1.ДЫШНАЛ  (ЛАНДЫШ)

2. ЛАЦИКМЕН (ЦИКЛАМЕН)

 3. КИПОДЖЕСН (ПОДСНЕЖНИК)

3.ЛЕСКАПРО (ПРОЛЕСКА).

Конкурс «Дешифровка».

Ребята должны отгадать зашифрованный текст

ги   ре   те   Бе   пер   ты. Цве   во

Конкурс «Загадки о первоцветах»

 На проталинках лесных,
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (подснежники). 


Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы). 

Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик,
Носит... (одуванчик). 

В палисадниках растут,
разноцветные,
Летом были бы они
незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и... (тюльпаны). 

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие... (ландыши).

 Конкурс «Покажи знания»

 1. Какие первоцветы занесены в Красную книгу? (Подснежник, цикламен, ландыш, пролески)

2. Благодаря чему мать-и-мачеха получила своё название? (Благодаря своим листкам, один бок которых гладенький и холодный как мачеха, а другой – тёплый и мягкий как мать)

3. Какой из первоцветов используют в парфюмерной промышленности? (Ландыш, фиалка)

4. Какой период цветения ранневесенних растений? (Очень короткий)

5. Какой первоцвет называют «золотым ключом весны»? (Первоцвет весенний)

6. Какому ранневесеннему растению П.И.Чайковский посвятил одно из своих музыкальных произведений? (Подснежнику – пьеса «Подснежник»)

7.Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали? (Мать-и-мачеха)  

8.Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки (Ландыш).

Конкурс «Спасём первоцветы»

Дети предлагают меры по охране первоцветов (Записывают  на доске). 

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов!

3. Не вырывайте первоцветы с корнем!

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!

Учитель:

      Ребята! Наше мероприятие подошло к концу.  

      Сохранилось ли у вас хорошее  настроение к концу занятия?

      На доске вы видите 3 растения, но цветков у них пока нет, они не расцвели. Но когда они расцветут, то будут такими, какое   настроение, у вас на данный момент. А теперь закройте глаза, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит по 3 лепестка. Выберите один, соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.

      Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами, узнали, что они нуждаются в охране. Собирая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. К природе надо относиться с исключительной бережливостью! Мы с вами выяснили, что редкие весенние цветы лучше не трогать: они красивее в естественной среде. Не стоит рвать их на букеты, лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Охрана первоцветов - дело каждого из нас!

 12 учащийся:  

 Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки,
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет
Пусто, скучно стало на поляне.
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать
"Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!"  

13 учащийся:  

 Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!

   

Список использованной литературы

1.Ресурсы интернета.

2.Шевченко С. В. В помощь классному руководителю / Под ред. С. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.- 358 с.

3.Рожкова М. И. Учебно-методическое пособие классному руководителю / Под ред. М. И. Рожкова - М.: Просвещение, 2010

4.Белоусова Л. С., Денисова Л. В., Редкие и исчезающие растения СССР, М., 1974.

Журналы «Педсовет» №4, №5, №8; 2007г.

5.Красная Книга Российской Федерации, Том 2 «Растения»/под рук. Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР, 1988 г.

6.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима – Москва. Издательство «Правда»,1987г. -576с.

7.М.Аксенова, Г.Вильчек «Энциклопедия для детей» том 2 Биология Издательство Мир энциклопедий Аванта +, 2007г.- 672 с.

8.Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя – 2-е изд., доп. – М.; Просвещение, 1991. – 207с.

Анализ мероприятия.

        Внеклассное занятие «Сохраним первоцветы» проводилось в преддверии весенних праздников. Ведь в это время проблема сохранения первоцветов, становится особенно актуальной. Именно в данный период учащаются случаи сбора и торговли редкими растениями.

 Первоцветы - первые представители растительного мира, появляющиеся после долгой зимы. Они - символы весны, просыпающейся жизни!

        Ежегодно в период весенних праздников уничтожаются сотни тысяч растений-первоцветов. Это редкие и исчезающие виды подснежников, цикламенов, морозника, крокусов и другие. Все они занесены в Красные книги Российской Федерации и Республики Адыгея.

        Работа по привлечению внимания к проблеме защиты первоцветов с ребятами  3»Б» класса, была начата мною  с  февраля 2016 года.

 На классном часе мною была проведена беседа с детьми, по результатам которой я сделала выводы о степени владения ими информацией  о первоцветах.    

        На основании выявленных сведений, дети получили индивидуальные задания, для следующего классного часа. Они должны были выполнить проекты, выучить стихи, легенды, сделать фотографии и рисунки первоцветов.

        На родительском собрании я обратилась с просьбой к родителям, помочь детям в оформлении проектов. 

        Дети, под моим руководством разучивали  стихи, формулировали  правила поведения в природе, подбирали  фотографии и иллюстрации, готовили рисунки, с помощью родителей делали проекты. 

       Занятие было проведено 11 марта во время классного часа.  

       Время проведения 45 минут.

       Читая стихи о прекрасном времени года, слушая музыкальные отрывки из произведений, дети рассматривали красоту первоцветов на фотографиях и картинках. Они  невольно обращались к прекрасному, и стремились выразить свои ощущения в рисунках, добрых высказываниях, желании немедленно пойти на улицу и сказать окружающим людям о том, чтобы они не срывали раннецветущие растения, не уничтожали их, а старались защищать, оберегать и рассаживать на тех территориях, где это возможно. 

        Выставка детских работ в номинациях «Рисунки», «Проекты», «Фотографии» вызвала большой интерес.

         Каждый ребёнок, который принёс  работу, показал её товарищам и рассказал о своём замысле: что хотел показать, почему изобразил именно это растение, где его видел.

         Представление работы – это важный этап: автор должен получить признание, оценку своего труда. Только при таких условиях творческий процесс будет иметь логическое завершение.  

        Ребята с интересом слушали выступающих, видели образец лучших работ, у них появлялся стимул  к собственному росту. 

       Увлечённо дети участвовали в конкурсах «Составь слово», «Дешифровка»,  «Загадки о первоцветах», «Покажи знания», «Спасём первоцветы».

       Конечно же, та деятельность, в которой жили  ребята,  готовясь к классному часу, оставит навсегда след в их жизни. Действительно, навсегда.  Ведь останется память в душе, в фотографиях и в рисунках, которые выполняли  и ребята, и их родители. Они  с удовольствием будут смотреть на них, вспоминая о радостных минутах творчества.  

       А главное, во время подготовки и проведения мероприятия происходил постоянный процесс роста детей. Наряду с экологическими знаниями, дети учились выразительно говорить, соблюдать интонацию, логически строить предложения.  

        Была проведена огромная работа и с родителями, и с ребятами, которая сплотила наш коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Берегите первоцветы!»

Пришла весна. Цветут первоцветы. Красиво! Берегите первоцветы!"...

Внеклассное мероприятие "Сохраним Землю"

Классный час в 3 классе. Тема классного часа Сохраним Землю. Проектная деятельность....

Внеклассное мероприятие "Сохраним природу вместе!"

Внеклассное мероприятие "Сохраним природу вместе!"...

Внеклассное мероприятие "Сохраним птиц-сохраним леса!"

Внеклассное мероприятие «Акция «Сохраним птиц - сохраним леса!»(в рамках кружка «Юный эколог») Цель: привлечь внимание жителей села к проблемам зимующих птиц.Задачи:...

Сценарий внеклассного мероприятия "Сохраним природу"

Сценарий экологической игры - КВН для учащихся 4-ого класса. Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношеня к природе....

Внеклассное мероприятие "Сохраним планету чистой".

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Рассуждая о нуждах цивилизации, об ускорении научно-технического прогресса, о политических и нравственных проблем...

Сценарий внеклассного мероприятия «ПЕРВОЦВЕТЫ - ПЕРВЫЕ ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ»

Земля без первоцветов, какая она? Наверное, не произойдет глобальной катастрофы, если в начале марта не появятся цикламены, подснежники, крокусы, зимовники и т.д. Мы, как и раньше будем просыпать...