Главные вкладки

    Урок по окружающему миру , 2 класс, "Какие бывают растения?"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Алимова Разина Хасановна

    Урок помогает различать растения леса, яруса. Воспитывает у детей доброе отношение к окружающей природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka._kakie_byvayut_rasteniya._alimova_r.h.docx34.29 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

                                          « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   2 класс

    «Какие бывают растения?»

    Учитель  начальных классов

    АЛИМОВА РАЗИНА ХАСАНОВНА

                                                                                                                                  План-конспект урока

    «Окружающий мир» 2 класс

    Школа России

    Тема

    Какие бывают растения?

    Педагогические цели

    - способствовать ознакомлению обучающихся с видами растений (деревья, кустарники, травы), лиственными и хвойными растениями, их отличиями;

    - создать условия для развития умения определять виды растений;

    - способствовать формированию представлений о значении растений в жизни человека.

    Тип урока

    Открытия новых знаний с первичным закреплением.

    Планируемые результаты

    (предметные)

    - обучающиеся познакомятся с тем, на какие группы можно разделить растения;

    - будут учиться выделять и сравнивать признаки этих групп.

    Личностные результаты

    - имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения;

    - замечают и ценят красоту мира растений.

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Познавательные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

    Основное содержание темы, понятия и термины

    - характеристика растений по их внешним признакам;

    - чем отличаются деревья, кустарники, травы;

    - отличия хвойных и лиственных растений.

    Образовательные ресурсы

    Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, часть 1; презентация «Растения леса»; плакаты с изображением растений разных видов; карточки с заданиями; гербарий.

           Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Самоопределение к деятельности

    Организационный момент

    Приветствую учеников:

    Доброе утро! Доброе утро!

    Солнцу, растениям, птицам!

    Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!

    Подарите свою добрую улыбку всем гостям, соседу своему и мне тоже.

        Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет – нет, не царь с царицей, а такие особенные   жители одного царства. Оно находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас….

    Приветствуют учителя.

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Мотивационный этап

    Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи.

    Отгадайте мою загадку,  и вы сразу скажете,  о каких жителях  идет речь.

    Дышит, растёт, воду пьет,

    А ходить не умеет.

    Что это?  (Растения) 

    - Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию. Куда же мы пойдем?    (Ученик читает стихотворение «Лес»)                             (Слайд 1)

    -Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Посмотрим, какой он -  этот  волшебный лес?

     -. Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Давайте попробуем узнать, про них больше и различать их.

    -  Значит, главная  наша задача ...(группировать растения) и узнать …

    Проблема: К какой группе этого царства они относятся?

    Мы сейчас разделимся на 3 группы и подойдем каждый к своей чаще. Там «растут»  разные растения, внимательно рассмотрите их.( на трех столах лежат картинки и бумага с фломастером)

     Вы должны найти, что же в этой группе растений лишний и почему  оно лишнее? Нужно доказать свою версию . Поэтому обсуждаете все вместе и один из вас выступит за свою группу..

    У каждой группы свое задание.

    Работать необходимо по плану. А план такой. (чтение плана)

    1.Рассмотреть карточки

    2.Какое растение лишнее? Почему?

    3.Что объединяет остальные растения?

    4.Как можно назвать их одним словом?

    5.Какие из них можем встретить у нас?  

         (Мысли на столе)

                                                                                                                  ( Слайд 2)

     Пойдемте, друзья! Но сначала прочтем. ( Чтение стихотворения хором)

    Лес очень любит пеших,

     Для них совсем он свой.

     Здесь где-то бродит леший

     С зелёной бородой.

     Жизнь кажется иною,

     И сердце не болит,

     Когда над головою,                                                                                         Как вечность, лес шумит.                                                       («Шум леса» - запись)

    Отгадывают загадку.

    О растениях. 

     Стихотворение читает подготовленный ученик.

    Рассмотрим  растения нашего леса и подумаем, все ли растения одинаковы в лесу? 

    Формулирование  темы урока.

    - Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений.

    Сортировка

    Работа по плану.

    Мысли на столе.

    Ребята работают в группах.

    Выделение признаков деревьев, кустарников и трав.

    Построение проекта, выхода из затруднении

    Открытие нового знания

    С каждой  группы выступит один ученик.

    Каждую группу оцениваем.

     -  Что отнесем в первую группу? (примеры)  

      - Во вторую, в третью?

    Сейчас мы с вами сравним и узнаем, чем же они отличаются  из разных групп?

    1. Чем отличаются деревья от остальных растений?    

    Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!)      

     2) Чем кустарники отличаются от других растений?              

    Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!!)      

    3) Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?          

    Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!!)

    - А что общего у разных растений?  (корень, стебель(ствол), цветок, плод, листья)

    Что интересного вы заметили у деревьев и кустарников?

    Все ли деревья одинаковые?   (например : дуб и сосна)

    А  кустарники?     ( шиповник и  смородина)

     -Правильно. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).

     -Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

    Скажите где мы можем встретить растения из всех групп? 

    Представьте, что лес - это многоэтажный дом.                            

    • Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)
    • Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)
    • Что находится на нижнем этаже? (Травы)
    • А на самых нижних этажах находятся мхи и лишайники.

    Все растения, образующие лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.  Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы. Вот вы убрали лишние растения из своих групп. Но, ребята, в природе нет лишних растений. Каждое растение чем-то полезен. 

    Лес  еще называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете. 

    1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. У нас встречаются дуб, береза, сосна, ель.

    2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.

    3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли.

    Релаксация

    Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.

    Встаньте ребята, отдохнем немного.                                                                      (Шум леса-музыка)

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише –тише-тише,

    А деревцо все выше-выше и выше.

    Первичное закрепление.

    Самостоятельная работа.

    Сейчас по результатам работы распределите растения по группам.                                     (Сортировка)                                                                                  

    -Ребята, у вас у всех на партах есть гербарий разных растений, ваша задача определить, к какой группе относятся ваши растения и записать их названия в нужную группу на листочке и добавить растения по слайду.                                 

                                                                                                            Слайд 3

    -После того, как вы запишите названия в нужные строки, придумайте еще несколько название к каждой группе и дополните свой список

    Дети самостоятельно выполняют задание.                              

     После выполнения задания осуществляется фронтальная проверка.

    Рубрика. «А знаете ли вы,  что…..» (Учащиеся рассказывают интересное  о  растениях)

    Работают в группах с гербариями.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    Дополнение групп самостоятельно.

    Опрос 3-4 учащихся..

    Учащиеся рассказывают о редких  и полезных растениях нашего края.

    (А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха. (и т.д)

    Применение полученных знаний

    А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?  -Да, ребята, экологическая катастрофа.                                   Слайд 4.                                                                                                                      

                                                           

    Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, грохотом водопада, сиянием солнца, дождем и радугой, пением птиц и шелестом листьев. Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – какая красота, красота природы.

    Какое значение имеют растения  в нашей жизни? (Собери идею)

    -  Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга - это книга "боли", тревожный сигнал Природы.

    В наших лесах и великолепном горе Чатыртау тоже много растений , которые занесены в красную книгу.( калина, фиалки, кувшинки, щитовник гребенчатый и другие)

    Мы всем скажем..(хором)

    Любите природу!

    Храните природу!

    Не жгите траву!

    Не ломайте кусты!

    Не сыпьте на землю всякую гадость.

    И даст вам природа здоровье и радость.

    Друзья! Я точно знаю,  вы все очень добрые, защитники нашей природы! И вы мне поможете составить правила друзей  природы. Поможете?

    Составление  правила друзей природы

    Что нужно делать для того чтоб растения не исчезли? 

    Как должны мы вести себя по отношению к природе?

    Чем вы можете помочь природе?

    Запомним эти правила и будем выполнять.

    (экологическая катастрофа)

    Работа в группе

    Примеры из жизни.

    Дети рассказывают о правилах защиты природы.

    Красная книга Татарстана.

    Итог

    Рефлексия 

    На уроке все хорошо работали. Вам понравился урок? Как вы себя чувствовали?

    - Оцените свою работу  - украшайте  поляну  цветами.      

     - знаю, могу помочь - желтые цветы;

    - понял, нужно закрепить – синие цветы;

    -  не знаю, жду  помощи – красные цветы;                                

    Выходят к доске и прикрепляют свои цветы на полянку..

    Домашнее задание

     1.Прочитай 56 – 59 страницы по книге.      

    2. ** Фоторассказ    «Красота растений»

    3.*** «Удивительные   растения» – Интернет, энциклопедии                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной".

    Урок для интерактивной доски . Презентация и методическая разработка. Урок бинарный. Технология и окружающий мир....

    КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

    ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Какие бывают животные?"

    Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"1 часть "Какие бывают животные?" с применением ИКТ-технологий....

    Открытый урок по окружающему миру 2кл "Какой бывает транспорт?"

    Открытый урок по окружающему миру 2 кл "Какой бывает транспорт?"...

    План-конспект урока по Окружающему миру "Почему Луна бывает разной?" (1 класс)

    Открытый урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"...