Урок окружающего мира по теме "Дыхательная система"4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

На уроке ребята знакомятся с органами дыхательной  системы, её фукциями. Составляют памятку "Как беречь дыхательную систему"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» города Николаевска Волгоградской области


Тема работы 

«Дыхательная система»

Автор: Луганцева Марина Александровна
___________________________________
учитель начальных классов_________




Город Николаевск
2016г.

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Дыхательная система

Цели урока:  формировать знания учащихся о дыхательной системе; расширять знания о значении чистого воздуха для организма человека; ознакомить с гигиеной дыхания.

Тип урока: открытие нового знания

Предметные результаты: узнают органы дыхательной системы, научатся бережному отношению к дыхательной системе

Метапредметные :

Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают оценку учебной деятельности;

Коммуникативные – владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему      

     Познавательные – осуществляют наблюдения, опыт, чтение, анализ, обобщение, оформление вывода, «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах; составляют тест -рассуждение

 Личностные:  знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни

Оборудование:  таблица «Дыхательная система», учебник Виноградова Н.Ф. 1 часть., рабочая тетрадь

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Приёмы и методы

Форма организации

1. Мотивация к учебной деятельности 

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Чтобы быть всегда здоровым

И прогнать болезни прочь,

Нужно быть всегда готовым

Самому себе помочь.

А для этого ребята

Каждый должен быть знаком,

С организмом человека –

А устроен сложно он.

Изучать организм человека мы с вами начали с начала учебного года и многое уже знаем.

Сегодня мы продолжим изучать удивительный организм человека. А пока повторим изученный материал. Я желаю вам успешной работы!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Л- мотивация к учебной деятельности

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Создание атмосферы эмоционального комфорта, словесный метод

Фронтальная

2. Актуализация знаний

Цели:

- актуализировать знаний учащихся по теме « Пищеварительная система»

Тест «Полезные и вредные привычки»

Для этого возьмите листочек, разлинованный по клеточкам. Я буду называть привычки, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном – прочерк . Заполнение клеток выполняйте по горизонтали слева направо. Я желаю вам успешной работы!

Тест.

- я чищу зубы 2 раза в день. +

-я использую пасту с фтором. +

- я перекусываю фруктами и овощами. +

- я не грызу ручки и карандаши. +

- я часто ем сладкое. –

Я люблю сосать палец. –

- я дышу через нос. +

- два раза в год я хожу к стоматологу. +

- я стараюсь дышать ртом. -

 - я люблю перекусывать конфетами. –

- чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы. –

- я стараюсь произносить звуки правильно. +

- я не прикусываю губу. +

-я сплю на низкой подушке. +

- за партой я стараюсь сидеть прямо. +

Возьмите красный карандаш и последовательно соедините крестики. Должна получиться цифра 5.

Поднимите руки у кого получилась цифра 5, молодцы, у вас здоровые привычки.

Выполняют задание

р- самоорганизация, самоконтроль

Практический метод, тест

Индивидуальная

3. Постановка учебной задачи

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Посмотрите фрагмент мультфильма «Винни-Пух».

- Скажите, в чём секрет Винни-Пуха, который взбираясь на дерево, чтобы полакомиться мёдом, способен, несмотря на усталость, ещё и петь?

-А секрет в том, что у медвежонка всё в порядке с дыханием.

Кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? Какую учебную задачу поставим?

Отвечают на вопросы учителя

мы будем говорить о дыхании, познакомимся  дыхательной системой человека

Словесный метод, беседа

фронтальная

4. Открытие нового знания

Цель:

- формирование знания учащихся о дыхательной системе , органах дыхания, гигиене дыхания

1. Вводная беседа.

- Сколько человек  может прожить без пищи?

А  без воды ?

- Засеките время и задержите дыхание.

– Долго ли вы смогли не дышать?

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживёт и несколько минут.

-Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3–4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идёт непрерывно. Поэтому кислород должен поступать в организм постоянно. Дыхание происходит при помощи целой системы органов дыхания.

Учитель показывает изображения на таблице «Дыхательная система».

–. Когда мы делаем вдох, куда воздух поступает?

 На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль  и разнообразные мелкие частицы.

– Почему надо дышать через нос, а не через рот?

– Куда дальше попадает воздух?

Из легких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в легкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем.

– Понаблюдайте за своим дыханием. Что происходит?

Это вдох и выдох. При вдохе в лёгкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу.

При выдохе грудная клетка сжимается и переработанный воздух выталкивается наружу.

– Приходилось ли вам бывать в душном помещении?

– Как вы себя чувствовали там?

– Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух?

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Работают по рисунку-схеме в учебнике

в носовую полость

 здесь воздух обогревается.

воздух в дыхательное горло – трахею, а затем в легкие.

 рёбра и живот то поднимаются, то опускаются

Словесный, наглядный, практический, беседа по вопросам, наблюдение

фронтальная

Физминутка

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)

фронтальная

5. Первичное закрепление

организует работу по закреплению знаний

Работа по учебнику с.23

Прочитайте требования на с.23

– Есть ли невидимые враги в воздухе? Послушаем сообщение, которое подготовили ребята.

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

1) Задание 25 на с. 10 с последующей коллективной проверкой.

– Что происходит с воздухом в носовой полости?

– Что мы вдыхаем? Что выделяем при выдохе?

2) Самостоятельное выполнение задания 26.

– Оцените свою работу по критериям, данным на с. 10 рабочей тетради.

Выступают с общениями

– В воздухе вместе с пылью всегда содержатся бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся в подвешенном состоянии. Там, где в воздухе много пыли, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м3  воздуха их 15–20, на улице – до 5000.

Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу занятий первой смены их количество достигает 13500!  Из  одной  бактерии  при  температуре +30 °С через каждые 30 минут  образуется  две,  а  при +20 °С их деление замедляется в 2 раза, а при +10 °С – в 20 раз.  Прекращают  размножаться  микробы при температуре +3… 4 °С. В зимнем морозном воздухе микробов почти нет. Губительно действуют на микробы солнечные лучи. В воздухе содержится также пыльца растений, которая у человека вызывает аллергию.

6. Практическая работа.

 Цель: составление памятки «Как беречь дыхательную систему?»

Сейчас вы поработаете в парах и попробуете составить памятку «Как беречь дыхательную систему?»

практический

групповая

7. Итог урока. Рефлексия

- зафиксировать новое содержание урока.

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Как устроена и работает дыхательная система?

-Что происходит с воздухом в носовой полости?

-Что мы вдыхаем? Что выделяем при выдохе?

– Почему при плохой осанке у человека хуже работают сердце, легкие и другие внутренние органы?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                                             

                   знаю

Я                запомнил

                  смог          

                             

Отвечают на вопросы

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

словесный

фронтальная

8. Домашнее задание

У. с. 21-23, Т.с 24 з.25,

-Сосчитать число вдохов и выдохов в минуту сидя и после 10 приседаний.

Словесный,

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Дидактический материал к уроку окружающего мира "Органы дыхания" 3 класс УМК "Школа России"

Дидактический материал содержит учебную сказку "Путешествие воздушного пузырька", которую можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Органы дыхания" в 3 классе с целью активизации внимания ...

Урок окружающего мира "Наше питание". 3 класс. УМК "Школа России"

Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания....

Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...