Авторская программа "Юный эколог"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Галиуллина Мая Наильевна

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одаренными детьми150.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Город:  пгт Куйбышевский Затон

Образовательное учреждение:  МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа имени Василия Петровича Муравьева»

Направление: Новый проект в сфере дополнительного образования детей «Одаренный ребенок»

Авторская программа

Тема «Юный эколог»

                       

Автор: Галиуллина Мая Наильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                             2016 г.

1.Введение

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

2. Пояснительная записка.

А) В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Б) Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Суть авторского подхода состоит в том, что на третьем году обучения создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции в «Школе юного эколога». А так же программа создаёт условия для развития творческих способностей в изучении курса «Лаборатория природы». Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки учащихся.

В) Цель программы:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные в клубе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип связи обучения с жизнью.
  11. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  12. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  13. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  14. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Д) Программа ориентирована на ребят 7-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Е) Первый и второй года обучения 100% состав учащихся т.е. 10-15 человек в группе. Занятия на третьем году обучения проводятся только по звеньям (50% состава группы) или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.

3. Содержание программы.                                                       

                                                        Первый год обучения

Программа первого года обучения экологического клуба рассчитана на школьный возраст 7-11 лет. Всего часов 72, по одному 2х часовому занятию в неделю.

Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.

Задачи первого года обучения.

Обучающие:

  • дать общие представления о природе;
  • научить правилам обращения с растительным и животным миром;
  • закрепить умение учащихся работать с литературой.

Воспитывающие:

  • воспитать доброе отношение к окружающему миру;
  • пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

  • развить интерес ребёнка к науке экологии;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.

                                                     Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Введение.

Жизнь прекрасна!

Природа, красота явлений природы.

Объекты неживой природы.

От динозавров до человека.

Объекты живой природы.

Загадка космоса.

Человеческий организм.

Всего часов:

2

4

4

8

2

14

2

8

40

-

-

4

2

-

6

-

4

16

-

2

-

2

-

6

2

-

16

Тема №1. Введение.

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы клуба.

Тема №2. Жизнь прекрасна!

Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Смотрим репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Слушаем музыку Баха, Бетховена, Римского-Корсакого. Читаем стихи русских поэтов.

  • Экскурсия в лес, ребята сами составляют букеты из полевых цветов и дарят их близким людям.

Тема №3. Природа, красота явлений природы.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.

  • Конкурс рисунков на тему «Осень»;
  • Проведение праздника «Осенний марафон» (ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).

Тема №4. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней(яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Экскурсия в географический класс.

Тема №5. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

Тема №6. Объекты живой природы.

Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?

  • Открытое занятие на тему «Лекарственные и ядовитые растения»  
  • Игры- тренинги;
  • Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах;

Тема №7. Загадка космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

Тема №8. Человеческий организм.

Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга?

Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).

  • Практическое занятие оказание помощи пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание кистей и пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой, искусственное дыхание);
  • Классный час «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).

По окончании первого года обучения учащийся должен:

  • уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;
  • знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
  • уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;
  • знать 3-4 вида аквариумных рыбок;
  • знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
  • иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
  • владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
  • уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.

Второй год обучения

Программа второго года обучения, рассчитана на средний возраст, подростки 11-13 лет.

Всего часов 72, по одному 2х часовому занятию в неделю.

Цель: осознание ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
  • сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
  • научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
  • обучить работе с большим объёмом информации.

Развивающие:

  • пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
  • обеспечить членам клуба возможность самореализации в рамках клубной деятельности, а также работы в рамках научно-исследовательской деятельности;
  • выявить и развить организаторские способности у детей.

Воспитывающие:

  • совершенствовать навыки межличностного общения детей.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

История возникновения и развития экологии.

Голубая планета Земля.

Жизнь в лесу.

Многообразие животных и растений.

Место человека в природе.

Планете имя-океан.

Человек изменяет Землю.

Проблемы экологии.

Основные экологические термины и понятия.

Состояние экологии в России.

Права и обязанности участника объединения.

Итого:

2

2

4

4

6

6

4

6

4

4

2

44

-

-

4

4

-

4

4

2

-

-

-

18

-

-

2

4

2

-

2

-

-

-

-

10

Тема №1. История возникновения и развития экологии.

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Тема №3. Жизнь в лесу.

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

  • Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

Тема №4. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

  • Экскурсия на ферму. Приглашение специалиста, ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.

Тема №5. Место человека в природе.

Природа- колыбель человечества.

Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.

Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

  • Экскурсия в краеведческий музей.

Тема №6. Планете имя-океан.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».

Тема №7. Человек изменяет Землю.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по поселку  «Приспособление растений и животных к жизни в поселке».

Тема №8. Проблемы экологии.

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов не возобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

  • Борьба со стихийными свалками мусора.

Тема №9. Основные экологические термины и понятия.

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

  • Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Тема №10. Состояние экологии в России.

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.

  • Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.

Тема №11. Права и обязанности участника объединения.

Разработка устава и законов детского объединения.

  • Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».

По окончании второго года обучения учащийся должен:

  • знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Третий год обучения

Программа третьего года обучения рассчитана на старших подростков 14-16 лет.

Цель: развитие теоретического мышления за счёт перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям – исследовательской, проектной работе.

Задачи:

Обучающие:

  • стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
  • сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах;
  • познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса.

Воспитывающие:

  • воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • обеспечить членам клуба возможность самореализации в рамках практики в «Школе юного эколога» и «Лаборатории природы», а также работы в клубной деятельности;
  • развить исследовательские навыки и умения;
  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций).

Программа третьего года обучения включает в себя два учебных курса по выбору ребёнка: «Школа юного эколога» и «Лаборатория природы».

«Школа юного эколога» имеет активно – деятельное направление и имеет цель формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды.

                                                             Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

Природоохранная деятельность.

Экология человека.

Современные проблемы экологии.

Цивилизация – начало борьбы с природой.

Состояние экологии в Камско-Устьинском районе

Итого:

2                  

6

4

2

2

16

4

4

6

4

18

 

 

 

 

2

2

Тема №1. Природоохранная деятельность.

Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных. Зарубежная практика в области охраны животной среды.

  • Просмотр слайдов. Расчистка водоёмов от ила и грязи. Расчистка леса от мусора. Публикации в местной прессе.

Тема №2. Экология человека.

Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. В здоровом теле здоровый дух. Секреты русской бани. Режим дня. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Наркомания – беда человечества. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Приятного аппетита! Проблемы питания, модифицированные продукты. Генная инженерия плюсы и минусы.

  • Акции: «Нет добровольному безумию!», «Наркомания – разрушение личности». Диспуты на темы: «Что значит здоровый образ жизни – как мы его понимаем», «Похудалая горячка», «Модные болезни». Выступление в школах. Задушевные беседы. Встречи с врачами – педиатрами района.

Тема №3. Современные проблемы экологии.

Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. К вопросу о Киотском протоколе. Аномальные атмосферные явления.

  • Создание «Зелёного патруля», посадка деревьев, краеведческие экспедиции школьников. Изготовление табличек «Берегите природу», «Лес - наше богатство».

Тема №4. Цивилизация - начало борьбы с природой.

Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.

  • Экскурсия в краеведческий музей.

Тема №5. Состояние экологии в Камско-Устьинском районе..

Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения. Основные экологические проблемы нашего района.

  • Встреча с экологами района. Контакты с экологическими объединениями района.

По окончании третьего года обучения по курсу – «школа юного эколога» учащийся должен:

  • уметь собирать краеведческую информацию;
  • знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.

Назначение курса «Лаборатория природы» - ориентировать учащихся на научно-исследовательскую работу.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

2

Практическое значение экологии

Научно – исследовательская деятельность

Итого:

2

4

6

20

10

30

-

-

-

Тема №1. Практическое значение экологии.

Создание и содержание живого уголка. Наблюдение за животными и птицами. Экспериментальная работа в клубе. Выполнение курсовых и выпускных работ. Публикации в прессе. Мониторинг экологической обстановки в селе. Отработка методики взятия образцов почв, воды, снега и их анализ. Экологическое прогнозирование. Составление экологической карты – схемы окрестности.

Тема №2. Научно – исследовательская деятельность. Индивидуальные занятия.

Опытно – экспериментальная работа в кружке.

По окончании третьего года обучения по курсу «Лаборатория природы», учащийся должен:

  • уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
  • уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
  • приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
  • уметь написать реферат, статью.

4. Этапы обучения.

Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.

Первый год обучения.

Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.

Второй год обучения.

Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.

Третий год обучения.

Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.

Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.

Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:

  1. активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
  2. расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
  3. опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
  4. организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
  5. создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
  6. тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
  7. взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).

5. Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  1. квалифицированные кадры;
  2. наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
  3. постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
  4. доступность Интернета;
  5. возможность выезда за пределы поселка;;
  6. определённый возрастной диапазон членов клуба, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
  7. своевременный уход опытных членов клуба на самостоятельный участок работы клуба;
  8. многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности, мажор и тонус в работе;
  9. сохранение единого клубного пространства для участников всех ступеней образовательного процесса с присутствием «облака» из так называемых друзей клуба (сочувствующие, но очень занятые, ещё не определившиеся или уже ушедшие из клуба).

6. Обеспечение программы.

Экологический клуб располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;
  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  4. видеотека;
  5. набор учебных плакатов по экологии;
  6. участие педагога клуба в семинарах, курсах повышения квалификации;
  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
  9. технические средства обучения: микроскоп. Магнитофон, видеодвойка;
  10. финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
  11. для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы.

7. Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений клуба;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в клубной, и массовой вне учебной деятельности;
  • разработка памятки «Юный эколог».
  • 8. Список литературы:                                Для педагога:
  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  6. Биология газеты.
  7. Биология в школе (журналы).
  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.

                                                                               Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...

Авторская программа "ЭКОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ"

Общеизвестно, что экологическая обстановка на нашей планете усугубляется.Многие ученые полагают, что в современном мире происходит кризис системы ценностей. Экологическое образование является одним из...

Авторский сценарий выступления экологической агитбригады, посвящённый Году Экологии в России - 2017.

Творческая работа - авторская. Учителем составлены стихи про экологию и здоровье человека....

УРОК НА ТЕМУ: «Экономика и экология» В РАМКАХ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА «Авторский урок. Какой он?»

Ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;  развивать речь, аналитическое мышление детей;воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью....

Авторский опыт по экологии

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши потомки. Именно поэтому одним из важнейших направлений в своей работе считаю экологическое воспитани...