Авторский опыт по экологии
статья по окружающему миру

Квасова Елена Геннадьевна

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши потомки. Именно поэтому одним из важнейших направлений в своей работе считаю экологическое воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_opyt_po_ekologii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Авторский опыт по экологическому воспитанию младших школьников учителя начальных классов МОУ  Парфёновская СОШ                                  Квасовой Е. Г.

                                            Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

                                            Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

                                            Немудрено добраться до скрытых тайников,

                                            Разграбить все богатства у будущих веков.

                                            Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

                                            Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

                                            Поймите это, люди, как собственный приказ,

                                            Не то – Земли не будет и каждого из нас.

                                                                         Михаил Дудин

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши потомки. Именно поэтому одним из  важнейших направлений в своей работе считаю экологическое воспитание младших школьников, формирование познавательного интереса детей к природе путём наблюдения и изучения природных объектов.

Основная цель экологического образования заключается в воспитании нового поколения жителей Земли, для которого чистый воздух и вода должны стать более ценными, чем сиюминутная коммерческая прибыль в ущерб всей планете.

Для осуществления цели решаю следующие задачи:

  1. Формировать систему экологических знаний об окружающем мире;
  2. Воспитывать чувство ответственности за состояние природы и культуры своего родного края;
  3. Развивать познавательный интерес обучающихся к жизни природных обитателей;
  4. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к миру природы;
  5. Формировать умение сравнивать, обобщать собственные наблюдения;
  6. Развивать способность видеть красоту природы и отображать её в художественной деятельности;
  7. Воспитывать любознательность, трудолюбие, аккуратность.

В формировании экологической культуры школьников важную роль играют уроки природоведения. Поэтому уроки стараюсь тщательно продумать и спланировать. Разнообразить интересными заданиями, фактами и формами работы. Провожу уроки в форме презентации. Такие уроки очень нравятся детям, собственный опыт показывает, что изучаемый материал лучше усваивается на таких уроках.

Для подготовки к урокам использую не только методическую литературу, но и справочники, энциклопедии, журналы, газеты. Этой литературой пользуюсь не только я, но и ребята при подготовке дополнительных сообщений к следующему уроку. Любят учащиеся выполнять творческие задания: составлять и иллюстрировать собственную Красную книгу; придумывать кроссворды, экологические знаки. С увлечением ребята занимались составлением книжки – раскладушки «Лекарственные растения Алтайского края». Книжка состоит из количества страниц, равного числу учащихся класса, т.е. каждый ребёнок вложил свой труд в создание этой книжки. В классе на стенде есть рубрика «Это интересно» - где я или ребята помещают тексты для дополнительного чтения по теме урока.

Поучительной стала экологическая сказка, инсценированная детьми на классном часе. Сюжет сказки обозначил экологическую проблему, Пути решения которой ребята искали, работая творческими группами.

Ежегодно, 22 апреля, участвуем в экологической акции «День Земли». Роль учащихся младших классов заключается в уборке территории вокруг школы. Все ребята максимально стараются принести пользу.

Активно участвуют ребята в общешкольных акциях: «Помоги зимующим птицам» (изготовление кормушек), «Встречаем пернатых гостей» (строительство скворечников). Нравится ребятам практическая работа по посадке комнатных растений и уходу за ними, также выращивание рассады цветов для школьных клумб.

В прошлом году впервые приняли участие в краевом экологическом заочном марафоне. Никотина Анастасия стала Лауреатом экологического марафона. В нынешнем учебном году в экологическом марафоне «Царство дикой природы» приняли участие трое ребят класса. Четверо ребят приняли участие в районном конкурсе «Алтайский пейзаж», двое из них стали победителями конкурса.

Для формирования и развития у ребёнка умений и навыков исследовательского поведения, использую разные формы проведения занятий: экскурсии, наблюдения, походы. Именно через непосредственное общение с природой прививаются и соблюдаются правила поведения в природе. Своим примером подсказываю детям

как и где правильно развести костёр, как собирать грибы и лекарственные травы, что делать с оставшимся мусором и т.п.

Каких результатов ожидаю  от детей по окончании начальной школы?

  1. Знать экологические термины.
  2. Знать и соблюдать правила поведения в природе.
  3. Знать и составлять экологические знаки.
  4. Знать лекарственные растения нашего края и правила их сбора.
  5. Знать животных и птиц нашего края и уметь составлять цепи питания.
  6. Знать признаки времён года.
  7. Уметь вести наблюдения, сравнивать, анализировать.
  8. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

То, что делаем мы с ребятами в начальной школе – это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решение, как ему вести себя в окружающем мире.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Поэтому, уверена, что душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...

Авторская программа "ЭКОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ"

Общеизвестно, что экологическая обстановка на нашей планете усугубляется.Многие ученые полагают, что в современном мире происходит кризис системы ценностей. Экологическое образование является одним из...

Авторская программа "Юный эколог"

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подг...

Авторский сценарий выступления экологической агитбригады, посвящённый Году Экологии в России - 2017.

Творческая работа - авторская. Учителем составлены стихи про экологию и здоровье человека....

УРОК НА ТЕМУ: «Экономика и экология» В РАМКАХ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА «Авторский урок. Какой он?»

Ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;  развивать речь, аналитическое мышление детей;воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью....