Авторская программа "ЭКОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Общеизвестно, что экологическая обстановка на нашей планете усугубляется.

Многие ученые полагают, что в современном мире происходит кризис системы ценностей. Экологическое образование является одним из наиболее эффективных путей осознания общего кризиса, который переживает наша планета. Экологическое образование может помочь осознанию и социальных проблем, переживаемых разными странами; оно поможет также каждому из нас понять необходимость реальных действий для преодоления всех этих трудностей.

Осознание глобальных экологических проблем действенно возможно только через призму собственных наблюдений, ощущений ближайшего окружения - дома, в школе, парке, микрорайоне города, в котором живешь. Данная программа предусматривает личностный подход к формированию экологического сознания.

Очень важное направление экологического обучения этого курса - формирование

экологически безопасных  бытовых привычек. Каждый ученик должен осознать, что он частица мирового сообщества, что любое конкретное действие имеет конкретные последствия для окружающей среды. Значит, в силах любого человека изменить к лучшему окружающую экологическую обстановку, начиная с себя и ближайшего окружения. 

Данная программа имеет   эколого - биологическое направление, является адаптированной, по уровню освоения содержания – базовая. Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Состав группы - постоянный, набор в группу - свободный. Количество обучающихся 15-20 человек. Количество – 2  часа в неделю. Программа является адаптированной к местным условиям, допускаются изменения и дополнения программы в процессе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eklologiya_v_moey_zhizni_avtorskaya_programma.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА 

«Экология в моей жизни»

для учащихся начального и среднего школьного возраста

Срок реализации 3 года

Авторы: Пискунова Людмила Михайловна ,

учитель начальных классов,

Суркин Сергей Владимирович ,

 учитель математики.

г.о.Жигулёвск, 2014г.

Пояснительная записка

Общеизвестно, что экологическая обстановка на нашей планете усугубляется.

Многие ученые полагают, что в современном мире происходит кризис системы ценностей. Экологическое образование является одним из наиболее эффективных путей осознания общего кризиса, который переживает наша планета. Экологическое образование может помочь осознанию и социальных проблем, переживаемых разными странами; оно поможет также каждому из нас понять необходимость реальных действий для преодоления всех этих трудностей.

Осознание глобальных экологических проблем действенно возможно только через призму собственных наблюдений, ощущений ближайшего окружения - дома, в школе, парке, микрорайоне города, в котором живешь. Данная программа предусматривает личностный подход к формированию экологического сознания.

Очень важное направление экологического обучения этого курса - формирование

экологически безопасных  бытовых привычек. Каждый ученик должен осознать, что он частица мирового сообщества, что любое конкретное действие имеет конкретные последствия для окружающей среды. Значит, в силах любого человека изменить к лучшему окружающую экологическую обстановку, начиная с себя и ближайшего окружения.  

Данная программа имеет   эколого - биологическое направление, является адаптированной, по уровню освоения содержания – базовая. Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Состав группы - постоянный, набор в группу - свободный. Количество обучающихся 15-20 человек. Количество – 2  часа в неделю. Программа является адаптированной к местным условиям, допускаются изменения и дополнения программы в процессе работы.

Цели и задачи.

Цель программы: формирование у подрастающего поколения бережного и ответственного отношения к природе, к своему ближайшему окружению и к планете в целом, развитие экологического сознания и экологически грамотного поведения в повседневной жизни.

Реализация целей программы предусматривает решение ряда задач:

  1. Формирование экологического сознания на основе понимания взаимозависимости в мире природы и необходимости соблюдения экологических законов для жизнеобеспечения человеческого общества.
  2. Развитие умений наблюдать природные объекты, обобщать, делать выводы во время практических занятий.
  1. Формирование чувства ответственности за свои действия и поведение других людей в дикой природе, и необходимость приобретения экологически безопасных бытовых

привычек.

  1. Воспитание активной жизненной позиции.                                                    

Образовательные технологии.

  • Словесные (беседа, лекции, дискуссия, ролевая и деловая игра)
  • Наглядные (просмотр фото - и видеоматериалов)
  • Практические (выполнение различны исследований, проведение экскурсий, анкетирование, выставки рисунков и плакатов).
  • Участие в различных экологических акциях, олимпиадах, научно - практической конференции.
  • Экологические тренинги и тестирование.
  • Информационные.

Для лучшего достижения целей необходимо разнообразить образовательные технологии. Во время проведения исследовательской работы ребята проводят наблюдения, опыты, учатся оформлять результаты работы, работать с литературой, в интернете, находя необходимые сведения. Участие в конференции и других подобных мероприятиях дает ребятам опыт выступления перед публикой, умения побороть волнение, отвечать на вопросы. Участвуя в ролевых играх, дискуссиях, дети учатся культуре общения друг с другом, отстаивая свою точку зрения, умению слушать других. Участие в различных массовых мероприятиях, экологических акциях сплачивает детей, дает им возможность сделать что - то самим. Очень важно проведение экологических игр. Экология - сложная наука, экологические игры

позволяют в игровой форме дать необходимые знания об экологии, что способствует лучшему усвоению материала, не утомляет детей, и без того загруженных в школе. Проведение экологических тренингов и тестирования позволяет выявить уровень отношения к природе и экологическим проблемам. Участие в различных конкурсах позволяет развить творческие способности учащихся, уметь передавать свои чувства красками, словами и т.п.

Используются разные формы работы - индивидуальная - при подготовке к конференции, олимпиадам; коллективные - занятия в малых группах, всем коллективом; массовые - участие в различны массовых мероприятиях.

Формы контроля.

Контроль результативности проводится по 3 уровням:

  1. Тренировочные экскурсии, зачеты, игры.
  2. Участие в различных городских мероприятиях, конкурсах, викторинах, конференции. Участие в школьных, городских олимпиадах по экологии, биологии.

Одной из форм контроля является участие учащихся в конференции исследовательских работ, т.к. каждый ученик вносит посильный вклад в исследования и написание работы.

3. Участие в региональных, областных мероприятиях.

Диагностика.

В начале учебного года проводится определение начального уровня знаний и умений в

виде тестирования или анкетирования по основным вопросам программы.

В середине учебного года проводится промежуточный контроль знаний и умений. В конце года проводится итоговый контроль.

Контроль за динамикой развития учащихся.

Все формы контроля развития необходимы для совершенствования преподавания. Оперативный контроль. Осуществляется в коде объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим для выявления трудных для понимания фактов и рассуждений, для оперативного изменения хода занятия.

Анализ качества работы при подготовке и участии в конференциях  Используется, как контроль за способностью учащегося получать более глубокие знания. Педагог анализирует

качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески.

Учебно - тематический план 1 года обучения.

Тема

Теоретич.

Занятия,

час.

Практич.

Занятия,

экскурсии

Всего

час.

Вводное занятие.

План работы. Инструкция по ТБ.

 по ТБ по ТБ.

1

1

1

Введение в экологию

6

5

11

2

Наше влияние на окружающую среду в

повседневной жизни.

10

6

16

3

Загрязнения окружающей среды.

6

4

10

4

Твоя экологическая деятельность

5

6

11

5

Научно — исследовательская работа

10

10

20

6

Итого

38

31

69

  1. Введение в экологию.

Экология как наука. Усиление роли экологии в жизни общества в 21 веке. Экология и аспекты здоровья человека. Влияние людей на природное сообщество. Анкетирование «Мой день и мои неэкологические поступки». Участие в выставке рисунков «Окрестности моего дома». Экскурсия в парк, в Березовую Рощу.

  1. Наше влияние на окружающую среду в повседневной жизни.

Бытовые отходы, проблемы их сбора. Утилизация и минимизация отходов, вторичное их использование. Законы об окружающей среде. Анкетирование «Почему мне необходимо изучать экологию». Выставка поделок из отходов. Тестирование «Поведение человека и окружающая среда». Ролевая игра «Вторичное использование отходов».

  1. Загрязнения окружающей среды.

Загрязнения воздуха и воды. Влияние их на природу и на человека. Способы уменьшения влияния загрязнений на окружающую среду. Охрана редких и исчезающих видов.

  1. Твоя экологическая деятельность.

Город  как экосистема. Город будущего в конкурсе плакатов. День Земли в школе и в твоем микрорайоне. Экологический вечер для учеников и родителей.

  1. Научно — исследовательская работа

Сбор материала. Проведение полевых исследований. Анкетирование. Работа с дополнительной литературой, в интернете. Оформление и защита работы.

В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:

- глобальные экологические проблемы;

- основные источники загрязнений и способы уменьшения загрязняющих факторов окружающей среды;

Должны уметь:

- Выполнять посильные экологические исследования;

- Оформлять и представлять результаты исследований;

- Соблюдать экологические правила поведения в быту и дикой природе;                                                                                                - Участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Учебно — тематический план 2 года обучения.

Тема

Теоретич.

Занятия, час.

Практич.

Занятия,

экскурсии

Всего час.

План работы. Инструкция по ТБ.

1

1

1

Введение. Экология как наука..

5

6

11

2

Здоровье человека и экология.

7

6

13

3

Наши действия и окружающая среда.

6

6

12

4

Твоя экологическая деятельность

4

8

12

5

Научно — исследовательская работа

8

10

18

6

Итого

31

36

68

  1. Введение.

Экология как наука. Основные понятия экологии. Ученые, внесшие вклад в развитие экологии. Экологические игры.

  1. Здоровье человека и экология.

 Экология жилища. Факторы, влияющие на экологию жилища. Растения и животные в доме: проблемы содержания, поиск оптимальных решений. Игры «Исследуя свой дом», «Мой мир — наш мир», «Мой день», «Дом, в котором я хочу жить».

З. Наши действия и окружающая среда.

Поведение человека и окружающая среда. Поведение человека дома, на природе. Правила поведения. Воздействие человека на природу. Потребление и эксплуатация  природных ресурсов: вода, почва, воздух. Экологические проблемы и пути решения. Ролевые игры «Глобальные проблемы — глобальное решение», «Экологическая ответственность». Игры «Потребление эл.энергии в быту», «Потребление воды», «Бытовые отходы», экологические дебаты и дискуссии. Экскурсия на Волжскую ГЭС.

  1. Твоя экологическая деятельность.

Экологические движения, акции в мире, в нашей стране. Участие в городских экологических акциях. Игра «Как сделать школу чистой», «Город будущего», «Что можешь сделать ты?» Экологический вечер для учащихся. Выпуск листовок, конкурс плакатов.

  1. Научно — исследовательская работа.

Определение проблемы. Сбор материала, изучение литературы. Проведение наблюдений, опытов. Обработка результатов. Оформление работы, защита.

В конце 2 года  обучения учащиеся должны знать:

- основные факторы, влияющие на экологию жилища и здоровье человека.

- Основные экологические проблемы современности.

Должны уметь:

- Уметь объяснять влияние человека на природу и предсказывать его последствия

- Оценивать поведение человека в быту и на природе, - применять «экологические» правила поведения.

Учебно — тематический план 3 года обучения.

Тема

Теоретич.

Занятия, час.

Практ. Занятия,

экскурсии

Всего

час.

План работы. Инструкция по ТБ.

1

1

1

Наш город как экосистема.

8

10

18

2

ООПТ нашего края

10

10

20

3

Твоя экологическая деятельность

4

7

11

4

Научно — исследовательская работа

8

10

18

5

Итого

31

37

68

  1. Наш город как экосистема.

Основные экологические проблемы нашего города - автотранспорт, карьеры, поведение людей, Волжская ГЭС  и другие.        Районы г. Жигулевска, их особенности и отличия. Наиболее распространенные болезни горожан. Болезни, от которых можно избавиться при изменении экологической обстановки в городе. Красота и индивидуальность нашего города. Восприятие человеком городских ландшафтов, влияние их на эмоциональное состояние человека. Дискуссия «Бездомные животные в городе». Разработка проектов озеленения своей квартиры, школы. Экскурсии в разные районы города, в городские парки.

  1. Особо охраняемые природные территории нашего края. (ООПТ)

Национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник им. Спрыгина. История создания, основные цели и задачи. Животный и растительный мир Самарской Луки. Правила поведения на ООПТ. Проблемы ООПТ нашего края. Промышленные предприятия, карьеры и добыча полезных ископаемых, дачи, отношение местного населения к ООПТ. Проведение анкетирования «Что я знаю о национальном парке и заповеднике». Красная книга. Цель создания. Животные и растения красной книги. Экскурсии на г.Могутовую, на г. Шишку, в Березовую Рощу. Игра «Создай свой национальный парк», «Создай свою красную книгу».

З. Твоя экологическая деятельность.

Проведение экологических акций в своем классе, школе. Участие в городских экологических акциях. Экологические вечера для учащихся. Выпуск листовок к различным экологическим акциям, участие в различных экологических конкурсах.

4. Научно — исследовательская работа

Определение экологической проблемы. Сбор материала по данной теме, изучение литературы, работа в интернете. Проведение наблюдений, опытов. Обработка результатов. Оформление работы, защита.

В конце 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • основные экологические проблемы нашего края
  • особо охраняемые территории Самарской Луки, их цели и задачи.
  •  Правила поведения на природе.
  • Основных представителей флоры и фауны Самарской Луки.

Уметь:

- предлагать пути охраны природы нашего края

- предлагать пути решения экологических проблем

Условия реализации

  1. Учебный кабинет
  2. Компьютер и подключение к интернету.
  1. Определители растений, животных.
  2. Энциклопедии, практикумы и другая литература по экологии и биологии.
  3. Фото — видеоматериалы о нац. парке, о природе, об экологических проблемах.

Список литературы

Для детей:

  1. Детская энциклопедии «Я познаю мир». Экология. Животные в доме и др. М., АСТ. 2001.
  1. Атлас Самарской области. Роскартография. 1999.
  2. Учайкина Н.Р., Н.П. Лопухов. География Самарской области. Самара, 1996
  3. Зеленая книга Поволжья. Самасркой книжное издательство. 1995.
  4. Детский экологический журнал «Свирель», «Лазурь».
  5. Газета «Заповедные острова». О заповедниках и Национальных парках и не только...
  1. Газеты «Жигулевский рабочий», «Новая цивилизация», «Живая вода»

Для педагогов:

  1. Самарская Лука на пороге 3 тысячелетия. Тольятти, 1999.
  2. Бюллетень Самарская Лука, Самара.
  3. Программа действий. Повестка дня на 21 век и др. Документы конференции в Рио-де- Жанейро.
  4. Н.С. Дежникова и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М, 2000.
  5. С.В. Алексеев и др. Практикум по экологии. Москва, 1996 г.
  6. А.П. Дубров. Экология жилища и здоровья человека. Уфа, 1995 г.
  7. Экологические исследования в среднем Поволжье. Литвузовский сборник, Куйбышев, 1986
  8. А.В. Михеев и др. Охрана природы. Просвещение, 1983 г.
  9. ООПТ рядом с вашей школой. Методические рекомендации, Н. Новгород, 2002г
  10. Т.И. Плаксина. Редкие, исчезающие растения Самарской области. Самара, 1998 г.
  11. А.Г. Бакиев, А.И. Файзулин. Земноводные и пресмыкающиеся        Самарской области. Самара, 2001 г.
  12. И.В. Губернаторова, А.Е. Губернаторов. Пресмыкающиеся Самарской Луки, Жигулевск, 2002 г.
  13. Д. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми.
  14. Вестник АсЭко. Экологический журнал.
  15. Окружающая среда и мировое сообщество. Учебное пособие.
  16. А. Теремов., В. Рохлов. Занимательная зоология. АстПресс, 1999 г.
  17. Ю. Рощевский., Е. Лазарева. Олимпиада - Национальные парки. Учебное пособие. Общество Парквей, 2001 г.
  1. В.А. Бухвалов и др. Экологическая экспертиза. Москва, 1997 г.
  2. Н.М. Забелина., Н.С. Аралова. Путешествие в Национальный парк. Москва, 1990 г.
  3. В.П. Чижова. Школа природы. Москва, 1997 г.
  4. И.В. Губернаторова., А.Е. Губернаторов Земноводные Самарской луки (справочное пособие), Жигулевск, 2001
  5. И. Акимушкин Проблемы экологии. Москва, 1985.
  6. Журнал «География в школе».
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. М„ Владос, 2001.
  9. Д.С. Ермаков, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегина. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. М., «Школьная пресса», 2002.

Инструкция по технике безопасности.

Опасности при работе в помещении:

  • Ранения при неправильном обращении со стеклянной посудой, режущими и колющими предметами.
  • Опасность поражения электрическим током при работе с электроприборами.
  • Опасность поражения кожи и глаз, отравления химическими реактивами.
  • Термические ожоги при неправильном обращении со спиртовками.
  • Опасность отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

До начала работы:

  1. Проветрить помещение.
  1. Проверить наличие и исправность оборудования и электроприборов.
  2. Проверить наличие необходимых реактивов, удобрений и т.д.
  1. Внимательно изучите по учебнику или пособию порядок проведения работы, или выслушайте указания преподавателя; уберите все лишнее со стола.
  1. Наденьте халат или фартук, при необходимости - перчатки.

Во время работы.

  1. При выполнении работы запрещается прием пищи и напитков.
  2. Поддерживайте порядок на рабочем месте, точно выполняйте указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.
  3. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы.
  4. При пересадке растений защищайте руки перчатками.
  5. Не прикасайтесь к удобрениям или другим химическим веществам руками, а набирайте их ложечками или шпателями.
  6. Опрыскивание или опыление растений ядохимикатами строго запрещается.
  7. При чистке клеток или вольер работайте в перчатках
  8. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывать воздух из его трубки ртом. Пользуйтесь для этой цели резиновой грушей, вставленной в трубку сифона.
  9. Запрещается использовать в кабинете инсектициды для борьбы с насекомыми вредителями комнатных растений.
  10. Запрещается сливать отработанные растворы хим.реактивов в канализацию, а необходимо сливать их в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 литров.
  11. При использовании колющих и режущих инструментов берите их только за ручки, не направляйте их заостренные части на себя или других.
  12. Нельзя трогать руками, нюхать ядовитые растения, грибы, колючие растения.
  13. Соблюдайте осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросайте, не ударяйте, не роняйте их.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1 При получении травм или плохом самочувствии немедленно сообщите преподавателю для оказания необходимой первой помощи.

2. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой; если же она разобьется, не собирайте осколки незащищенными руками, а только щеточкой, веником или совком.

З. При разливе ЛВЖ или других химических реактивов, их возгорании, немедленно сообщите об этом преподавателю, не убирайте самостоятельно разлитые вещества, по указанию преподавателя покиньте помещение.

4. При обнаружении неисправности в работе электроприборов, повышенном их нагревании, появления искрения, запаха, и т.п. немедленно прекратите работу, отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю. Самим устранять неполадки строго воспрещается.

После работы.

  1. Уберите рабочее место, уберите на место используемые материалы и оборудование.
  1. Вымойте используемую посуду.

З. Проверьте, отключены ли электроприборы.

Опасности на экскурсии.

  • Опасности укусов насекомых и других животных
  • Опасности ранения ветками, стеклами, и т.п. при передвижении без обуви или брюк.
  • Заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.)
  • Отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами.

До экскурсии.

  1. По учебникам, пособиям, ознакомьтесь с местными ядовитыми растениями, насекомыми и другими животными.
  2. Оденьте одежду, обувь, головной убор, соответствующие сезону и погоде.

З. Возьмите с собой питьевую воду в бутылке или фляжке.

Во время экскурсии.

  1. Не пробуйте ни одного из собранных растений на вкус, это может привести к отравлению или заражению желудочно - кишечными болезнями.
  1. Не ходите во время экскурсии босиком во избежание укусов или ранений, для предотвращения ранения наденьте брюки или чулки.

З. Не выкапывайте растения незащищенными руками, используйте для этого лопатки, рыхлители, защищайте руки перчатками.

  1. Не пейте воду из открытых водоемов во избежание заражения желудочно - кишечными болезнями.
  2. При изучении флоры и фауны водоема избегайте глубоких мест, использование лодок или мостков воспрещается.
  3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводите костры.
  4. Запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых.
  5. Не трогайте руками ядовитых и опасных животных, растения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. При укусе ядовитыми животными, в случае получения травмы, или плохом самочувствии немедленно сообщите преподавателю для оказания первой медицинской помощи.

После экскурсии.

  1. Приведите в порядок используемый инвентарь и сдайте его преподавателю.
  2. Тщательно вымойте руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Школа и ученики в моей жизни"

Симон Джекобсон сказал: "Секрет выбора пути состоит не просто в том, чтобы идти по земле, а в том, чтобы изящно скользить по льду. И не просто делать шаг за шагом, а поднимаясь к горе, тянуться к небе...

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе

Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...

Здоровье в моей жизни

Без движения нет нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человек...

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей жизни».

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах де...

"Семья в моей жизни" внеклассное мероприятие для 3 кл.

Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.         ...

Проектно-исследовательская работа «ТАНЕЦ В МОЕЙ ЖИЗНИ ИЛИ ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»

Приобщение учащихся к наследию народной культуры танца.Создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения  истории и культуры танца.Цели:Сформировать представление о танце ...