Рабочая программа по окружающему миру Школа 21 века 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzh._mir_2_kl_1.docx475.54 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\титульн\спис 081.tif

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии

с нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
  •  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов  Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

-с авторской программой «Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - ( Начальная школа XXI века);

-с основной общеобразовательной программой начального общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».

Количество учебных часов на которое рассчитано преподавание предмета - в год 70 ч, в неделю -1 час.

Основная цель - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи освоения курса окружающего мира во 2 классе:

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
  • формирование разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий;  

                Изменения в авторскую программу внесены. Добавлено дополнительно 2 часа. Основание: учебный план школы на 2016-2017 уч.год рассчитан на 35 календарных недель, авторская программа содержит количество часов, рассчитанных на 34 календарные недели. Дополнительные 2 часа предусмотрены на проведение итоговых контрольных работ за 1 и 2 полугодие.

Формы, методы, средства оценки образовательных результатов, обучающихся:

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока; 
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос;
  • Индивидуальный опрос: рассказ-описание, рассказ – рассуждение, письменная проверка знаний;
  •  Работа с приборами, лабораторным оборудованием;
  • Письменные тесты, контрольные работы.

Для проверки знаний обучающихся используется следующая литература: Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

22 урок - Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

68 урок -Итоговая контрольная работа

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

        Помимо традиционной формы обучения, уроки проходят в форме исследования, экскурсии, путешествия, проекта, игры, соревнования.

        На уроках используются следующие формы и методы: создание проблемной ситуации, метод исследования, метод «Мозгового штурма, изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические игры), различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик).

        На уроках используется наглядность – различный демонстрационный материал, технические средства обучения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

      Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5-9 веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы — жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Наименование разделов и тем

1

Введение.

1

1

Что окружает человека?

14

Кто ты такой?

2

1

Я, ты, он, она…  Все мы люди.

3

1

Наши помощники – органы чувств.

4

1

Наши помощники – органы чувств.

Почему нужно беречь органы чувств

5

1

Поговорим о здоровье.         

6

1

Поговорим о здоровье.  Поведение при несчастном случае и плохом поведении.

7

1

Режим дня. Правила организации учебной деятельности.

8

1

Режим дня. Правила организации досуговой деятельности.

9

1

Физическая культура.

10

1

Физическая культура.

Комплекс утренней гимнастики.

11

1

Почему нужно правильно питаться. Для чего организма питание.

12

1

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

13

1

Почему нужно правильно питаться. Правила поведения во время приёма пищи.

14

1

Почему нужно быть осторожным? Правила поведения на улице.

15

1

Почему нужно быть осторожным? Правила предусмотрительного поведения.

6

Кто живёт рядом с тобой?

16

1

 Что такое семья?

17

1

Что такое семья?

Ведение общего хозяйства.

18

1

Что такое семья?

Семейный досуг.

19

1

О правилах поведения. Какие бывают правила и зачем их создают.

20

1

О правилах поведения. Кого называют друзьями.

21

1

О правилах поведения. Правила дружбы.

13

Россия-твоя Родина.

22

1

Родина – что это значит?

23

1

Прошлое, настоящее, будущее.

Как Русь начиналась?

24

1

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Предки русских людей – славяне.

25

1

Москва – столица России.

26

1

Москва – столица России.

Рассказ-описание с опорой на описание.

27

1

Города России.

28

1

 Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

29

1

Родной край – частица Родины.

30

1

Как трудятся россияне.

31

1

Как трудятся россияне.

О занятиях наших предков.

32

1

Все профессии важны.

33

1

Мы – граждане России. Права граждан России.

34

1

Мы граждане России. Права ребёнка.

35

1

Россия – многонациональная страна.

9

Мы – жители земли.

36

1

Твоё первое знакомство со звёздами.

37

1

Мы – жители земли. Как древние люди представляли Солнечную систему.

38

1

Чем Земля отличается от других планет. Луна – спутник Земли.

39

1

Чем Земля отличается от других планет. Глобус – модель земли.

40

1

«В некотором царстве…» Бактерии.

41

1

Грибы.

42

1

Какие животные живут на Земле.

43

1

Разнообразие растений.

44

1

Разнообразие растений.

Функции разных частей растения.

23

Природные сообщества.

45

1

 Среда обитания – что это такое?

46

1

Лес и его обитатели.

47

1

Деревья в лесу.

48

1

Кустарники леса.

49

1

Травянистые растения леса.

50

1

Травянистые растения леса.

Лечебные и ядовитые растения для человека.

51

1

Животные леса. Названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни. Звери.

52

1

Животные леса. Названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни Птицы – лесные жители.

53

1

Животные леса. Названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни

54

1

Животные леса. Названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни животных

55

1

Животные леса.

Экологические связи в природе.

56

1

Что мы знаем о воде. Вода – условие жизни на Земле.

57

1

Что мы знаем о воде.

Круговорот воды в природе.

58

1

Водоёмы и их обитатели. Какие бывают водоёмы?

59

1

Водоёмы и их обитатели. Болото – водоём со стоячей водой.

60

1

Водоёмы и их обитатели. Река. Исток и устье реки.

61

1

Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных и солёных водоёмов.

62

1

Водоёмы и их обитатели.

Рыбы – представители различных водоёмов.

63

1

Луг и его обитатели. Растения луга.

64

1

Луг и его обитатели. Животные луга.

65

1

Поле и его обитатели.

66

1

Поле и его обитатели. Зерновые культуры.

67

1

Сад и его обитатели.

68

1

Итоговая контрольная работа

2

Природа и человек.

69

1

Человек – часть природы.

70

1

Человек – часть природы.

 «Красная книга».

Итого: 70 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты обучения:

-самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметные результаты обучения:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

         Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

  1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2  класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2014

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

 Программа Окружающий мир. / Н. Ф. Виноградова. – М.:  Вентана-Граф, 2013.

  1.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Проектор, компьютер.
  • Набор предметных картинок
  • Гербарий
  • Грибы
  • CD-диски: Уроки Кирилла и Мефодия. Мир вокруг нас. Как устроен город. Анатомия для детей.
  • Лупа.
  • Глобус.
  • Набор химической посуды.
  • Дорожные знаки.

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено  изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....