Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Поверхность нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Таисия Владимировна

Урок разработан по программе А. А. Плешакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Поверхность нашего края»

с использованием презентации

(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

ГБОУ СОШ № 838 г. Москва

Учитель начальных классов: Скороход Н. В.

Цели урока: 

  • Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
  • Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка.  Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.
  • Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  1. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».
  2. Презентация «Поверхность нашего края».

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаются тема и цели урока.

2. Проверка знаний и умений

Слайд 2

- Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на  физической карте России?  (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

Слайд 3, 4

- Покажите на карте равнины и плоскогорье России .

- Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

- Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

 - Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы)

- Расскажите о строении холмов.  (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

- Гора  тоже имеет  подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м,  возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

Слайд 5,6.

- Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

Слайд 7

- Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются  дороги; обрабатываются земли.)

3. Работа над новой темой

Слайд 8

Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы).  Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

Слайд 9,10

А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)

 На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их.  (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)

- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с  маленькой рытвины,  бороздки на поверхности почвы.  Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.  При этом,  он губит большие участки плодородной почвы.)

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

Слайд 11

-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг.  Давайте , посмотрим на него.)

Слайд 12, 13

Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации.  Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.)

Слайд 14

Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы?
( - Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

- Поперек небольшого оврага  ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

- По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники. )

Слайд 15,16

Б)  Карьер – это огромная рана на поверхности земли.  Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые.  После окончания разработок карьер остался заброшенным.

- Как можно его использовать?  (Засыпать  карьер и  на  этом   месте  утроить  поле  или  посадить  лес;  можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )

Слайд 17,18

В) Посмотритена необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот -  обезображивают ее.

- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)

- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.  Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

Слайд 19,20

Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.

Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

4. Закрепление изученного

Слайд 21

Игра «Узнай меня»

  • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку.  (Гора)
  • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.  (Холм)
  • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)
  • Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
  • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

5.  Итог урока.

Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

С. 7-13 прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 11 – ответы на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....

Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"

Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....

план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе

Технологическая карта  урока по теме «Водные богатства нашего края»Тип урока: изучение нового материалаЦель:1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.2. Сформировать ...

Презентация по окружающему миру 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Данную презентацию использовала при изучении темы "Животноводство в нашем крае" ( Окружающий мир. Школа России. Учебник Плешакова А.А., Крючковой Е.А.) При работе с 11-м кадром использую фиг...