Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школы России" - "Разнообразие животных".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Петренко Галина Александровна

Урок построен в технологии проблемного диалога. Ученикам не дается задание в готовом виде, необходимо самостоятельно изучать тему урока.

Цели и задачи урока: Образовательные:

  • Создать условия для формирования  умения классифицировать животных по группам,  выявлять признаки, характерные для каждой группы, называть представителей каждой группы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления через организацию работы в группе, взаимный обмен информацией, постановку проблемы и решение проблемы.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом. 

Формирование УУД:

Личностные – проявлять интерес к изучению темы, стремление расширить свои знания; осознание собственных достижений, формирование эмоционально – ценностного отношения к животным.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока совместно с учителем; проговаривать, обобщать информацию, делать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение в соответствии с целью учебного задания.

Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Технологическая карта урока.

Автор: Г.А. Петренко, учитель начальных классов I квалификационной категории. МБОУ «СОШ №7

3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока: Разнообразие животных.

Цели:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования  умения классифицировать животных по группам,  выявлять признаки, характерные для каждой группы, называть представителей каждой группы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления через организацию работы в группе, взаимный обмен информацией, постановку проблемы и решение проблемы.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к животным,  природе в целом.  

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане: раздел “Эта удивительная природа” 17 часов, «Разнообразие животных» - 1 час.

Методы: деятельностный (технология проблемный  диалог), частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор;  

- карточки с заданием;

- учебник, тест.

Тема

Разнообразие животных.

Цели

Образовательные:

  • Создать условия для формирования  умения классифицировать животных по группам,  выявлять признаки, характерные для каждой группы, называть представителей каждой группы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления через организацию работы в группе, взаимный обмен информацией, постановку проблемы и решение проблемы.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.  

Формирование УУД:

Личностные – проявлять интерес к изучению темы, стремление расширить свои знания; осознание собственных достижений, формирование эмоционально – ценностного отношения к животным.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока совместно с учителем; проговаривать, обобщать информацию, делать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение в соответствии с целью учебного задания.

Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать название групп животных, их признаки и уметь называть представителей групп животных

- уметь работать с текстом, отбирать среди предложенных учителем источников нужную  информацию

- уметь группировать животных по существенным признакам (анализировать, сравнивать, делать вывод), представлять информацию

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, взаимооценку

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Основные понятия

Группы животных: черви, моллюски, паукообразные,  иглокожие, ракообразные.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

-основные

-дополнительные

А.А. Плешаков «Окружающий мир» учебник для 3 кл. четырёхл. Нач. шк. : в 2 ч.

Авторская презентация «Разнообразие  животных»

Формы организации

Групповая,  фронтальная работа

Этапы урока

Ход урока и задания

Действия учителя

УУД на этапах урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 1мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Александровна. Сегодня на уроке окружающего мира,  я буду вашей учительницей. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуем гостей.

Потрите свои ладошки. Прикоснитесь ладошками к своим щекам, почувствуйте тепло. Прикоснитесь к ладошкам соседа передайте своё тепло и желание сотрудничать, ощутите поддержку друг друга, пожелайте хорошей  работы себе и другим.

Организую приветствие ребят.

Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Создание благоприятной психологической обстановки, доверия. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.

2. Постановка темы и цели урока

1 мин.

(Звучит запись «Голоса животных»)

-Кого вы представили во время слушания?

-Представителей, какого царства вы назвали?

-Что их всех объединяет?

(Питается, дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.)

- Можем сформулировать тему урока?

-Почему же их разделили на группы? (признаки разные)

- Чему будем учиться на уроке?

(Научимся определять признаки и группы животных).

Аудиозапись

«Голоса животных»

Подводящий диалог .

Слайд 1,2

Происходит формирование

ЛУУД

(Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Постановка проблемы.

2мин.

-У вас есть изображения животных, вспомните их признаки и распределите по группам.  Назовите группу и характерные признаки данной группы. (ответы групп)

- Рассмотрите представителей животного мира, вспомните признаки животных ваших групп, если это возможно возьмите их к себе в группу.

-Что случилось? (у них нет нужных признаков)

- Что необходимо сделать?

- Проблема: изучить признаки животных и узнать их группы.

- Какая наука занимается изучением животных?

(зоология)

Раздаю картинки с животными.

Плакат «Работа в группе»

Слайд 3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Организую побуждающий и подводящий диалог.

ПУУД - логические – мыслительные операции, классификация групп животных по их признакам, уметь ориентироваться в системе своих знаний.

КУУД- оформлять свои мысли в устное высказывание, слушать мнение других.

РУУД – понимать учебную задачу, понимать степень выполнения учебного задания, высказывать свое мнение.

3.Новый материал.

Решение проблемы.

7мин.

1мин

4.Первичное закрепление, включение в систему знаний.

10мин

Работа в группах.

1группа «Зоологи» – изучить изображения животных, познакомиться с теоретическим материалом, выявить признаки животных, дать названия группам и назвать представителей данной группы.

Оформить свое выступление и выбрать -  выступающего.

2группа «Корреспонденты» - организовать телемост с представителями животных и нами – студией на тему «Узнай меня». Назвать только признаки животного, а студия должна отгадать название животного  – кто это?

3группа год эколога – «Экологи» - оформить телеграмму обращение – просьба, совет, пожелание  от животных нашего края к нашему губернатору – Н.В. Комаровой.

Физминутка.

- Назову птицу -  летаем, зверя -прыгаем, рыбу -плаваем.

Будьте внимательны  - карась, скворец, заяц, ворона, воробей, щука, КИТ –зверь, ёрш, ПИНГВИН – птица.

-Выступление групп 1группа «Зоологи»

Первичное закрепление с проверкой по эталону – компьютер.

-Выступление 2 группы «Корреспонденты» телемост «Узнай меня»

У меня жёлтое брюшко и синяя шапочка на голове. Своё гнездо я обычно устраиваю в дуплах деревьев.

В зимнее время мне трудно найти корм и я прилетаю к жилью человека, где в кормушке меня ждут семена, крупы и лакомство - сало.

Ученые представителей каждой группы делят еще на множество видов – стр.92 учебник задание №2.

Творческое Д/З – составить дома для игры в телемост по одной загадке.

-Выступление группы 3- «Экологи» телеграмма губернатору ХМАО – Югры  

В нашем регионе есть множество акций в нашей школе №7 есть «Птичья столовая», а что делаете лично Вы ?

-Зоологи разделили всех животных на множество групп, а я хочу разделить на хорошие и плохие, как вы думаете кого, куда можно отнести?

- Чтобы развеять ваши сомнения послушайте стихотворение Б.Заходера. "Все на свете нужны"

1.Все-все,
На свете,
Нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

2.Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

3.Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

4.Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

5.И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

6.А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

7.Все-все,
На свете,
Нужны.
И это все дети
Запомнить должны!

-Все, что рядышком со мною, - это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

Все и страшные и ужасные нужны природе, поэтому мы будем об этом помнить и заботиться о всех животных.

 Дети обдумывают свои учебные действия, ставят цель, формулируют проблему и пытаются её решить.

Слайд 7,8,9,10,11

«Деление животных на группы »

Раздаю карточки с инструкцией для работы в группе.

Раздать стихи

ПУУД

(общеучебные- формулирование познавательной цели;

логические –анализ предложения с целью выделения существенных признаков живых организмов)

Построение логической цепи рассуждений.

КУУД

(постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение речевого высказывания)

ПУУД (самостоятельное решение проблем поискового характера, смысловое чтение)

Развитие внимания, памяти, мышления.

РУУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона).

На данном этапе происходит выделение и осознание  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

5.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону-2мин.

Д/З-1сек.

Работа с тестом – взаимопроверка:

Тест «Разнообразие животных» . Выполнил_____________________

1.Какое животное относится к группе червей?

1)улитка    2)слизень           3)ящерица                          4)пиявка

2.Какое животное относится к группе насекомых?

1)паук           2)дождевой червь     3)стрекоза                         4)рак

3.Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

1)крокодил         2)тритон           3)жаба                          4)кальмар

4.Какое животное относится к группе млекопитающих?

1)черепаха             2)крот          3)пингвин                          4)акула

5.Какое животное не относится к иглокожим?

1)морская лилия  2)морская звезда  3)морской огурец          4)ёж

(взаимопроверка)

Оценки 5  - пять плюсов, 4 – четыре плюса, можно выставить, а остальным подучить и быть готовыми к следующему уроку.

Домашнее задание.

Прочитать в учебнике тему «Разнообразие животных»и ответить на вопросы «Проверь себя»

Выполнить задания в тетради

№ 1,2,6. Творческое подготовить задание к игре «Узнай меня».

Слайд 12,13

Слайд 14

Домашнее задание

Регулятивные УУД (прогнозирование, применение нового знания, доработка своих затруднений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Личностные

(самоопределение,

нравственно-этическая ориентация)

6.Рефлексия деятельности.

Итог урока.

Самооценка.

5мин.

- Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

-Над какой темой мы работали?

Закончи предложение:

Я вспомнил - …

Я узнал - …

Я научился-…

На какие группы можно разделили животных ? А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось?

Аутотренинг.

 Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

 Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. У вас есть сердечки – если вы довольны своей работой – зеленый цвет, если были недочеты – желтый, если было много непонятного красный. Много зеленого цвета – можно  животным не волноваться, есть кому о них заботиться.

Спасибо. Урок окончен.

Слайд 11

Итог

Слайд 13

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности, осознание достижения цели урока.

Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

Конспект урока по окружающему миру "Весенние изменения в жизни животных" ( 3 класс УМК "Гармония")

Конспект урока по окружающему миру: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как защищаются животные?", 2 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Как защищаются животные?»Цели деятельности учителя: знакомство со способами защиты животных от своих врагов; закрепление знаний учащихся о различных группах животных. Планируем...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут животные?"

Урок по окружающему миру на тему "Как живут животные?" с использование ЦОР.Тема: «Как живут животные?»Класс: 1Тип урока: открытие нового знания.УМК : "Школа России"...