Разработка урока по окружающему миру "Зима" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Зубкова Татьтяна Ивановна
I. Орг. момент. Психологический настрой.   
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки, 
Над миром пушинки. (Зима)
- Какое время года наступило? (Зима)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Снег, лёд, январь, апрель, стужа, вьюга, снегирь.
Найдите лишнее слово, а по остальным словам определите, о чём сегодня мы будем говорить. Мы будем говорить…  Продолжите мою мысль. (О зиме) 
III. Совместное открытие новых знаний.
1. Вступительная беседа о зиме: « Признаки зимы» 
-Какой сейчас месяц? (Декабрь)
-Какие ещё зимние месяцы знаете? (Январь, февраль)
Как изменилась погода по сравнению с осенью? (Стало холодно)
- Как выглядит небо? (Серое)
- Как изменились деревья? (Они стоят в снегу)
– Какие изменения происходят с деревьями зимой?
- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые. 
- Чтобы произошло с ветками деревьев, если бы  они осенью не сбросили листву? (Сломались бы под тяжестью снега)
- Все ли деревья сбросили листву? (Нет.  Ель и  сосна остались зелёными)
-  Что можно сказать о продолжительности дня и ночи в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира на тему «Зима».

Учитель: Зубкова Татьяна Ивановна

Класс: 1 «а»

Метод обучения: словесный, практический, работа в группах, в парах, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала УМК «Планета Знаний» Оборудование: 

- учебник , рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс.

Авторы: Г.Г. Ивченкова,  И.В.Потапова; 

        Цели: создать условия для уточнения и систематизации представлений детей, полученных на экскурсии, обучения выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать, способствовать закреплению полученных знаний в разнообразной практической деятельности детей.

Познавательные УУД:

1) формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

3) формирование умения устанавливать аналогии;

4) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.  

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки. (Зима)

- Какое время года наступило? (Зима)

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Снег, лёд, январь, апрель, стужа, вьюга, снегирь.

Найдите лишнее слово, а по остальным словам определите, о чём сегодня мы будем говорить. Мы будем говорить…  Продолжите мою мысль. (О зиме)

  1. Совместное открытие новых знаний.
  1.  Вступительная беседа о зиме: « Признаки зимы» 

-Какой сейчас месяц? (Декабрь)

-Какие ещё зимние месяцы знаете? (Январь, февраль)

Как изменилась погода по сравнению с осенью? (Стало холодно)

- Как выглядит небо? (Серое)

- Как изменились деревья? (Они стоят в снегу)

– Какие изменения происходят с деревьями зимой?

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.

- Чтобы произошло с ветками деревьев, если бы  они осенью не сбросили листву? (Сломались бы под тяжестью снега)

- Все ли деревья сбросили листву? (Нет.  Ель и  сосна остались зелёными)

-  Что можно сказать о продолжительности дня и ночи в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?  

Игра «Магазин». Работа в тетрадях, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга

- А сейчас я вас приглашаю в магазин.

- Закрасьте те вещи, которые  подходят для зимнего времени года. Одна пара отчитывается о своей работе

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.

- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.

-Назовите характерные признаки зимы.

Беседа о снеге.

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно.

- Снег – что это такое? (замёрзшая вода)

- Как образуются снежинки, кто знает?

- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

 Учитель читает отрывок из сказки.

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.

Физминутка.

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

-Какие животные остались в зимнем лесу?

Работа с учебником с 65.

- Чьи это следы на снегу? Какие следы вам приходилось видеть?

-Как живут звери и птицы, чем питаются?

-Растения дают животным пищу. Но её не всегда им хватает. Поэтому человек подкармливает их. Рассмотрите рисунок на с 64. Как люди помогают животным?

V. Закрепление изученного. Работа по группам, защита (по 1 ученику отгруппы)

I группа- Какие птицы остаются зимовать? Отметьте их на с 6 в тетради.

II группа - Нарисуйте берёзу и ель в зимнем наряде на с 6 в тетради.

III группа-с 65 учебника. Сколько зверей спряталось в лесу? Кто, где спрятался?

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

VI. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Какие признаки характеризуют зиму?  

- Ребята, любите играть в снежки? У вас на столе лист бумаги, напишите на нём своё имя. Сделайте снежок и бросьте его в одну из корзин: Мне понравился урок. Мне было скучно. 

-А вы мне очень понравились. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы в селе"

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией по УМК "Перспектива"...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...