Опыт "Мини-проекты на уроках окружающий мир"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
Проектная деятельность
как средство формирования
универсальных учебных действий
Федорова Екатерина Борисовна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……....…………………………..5
1.1. Сущность универсальных учебных действий……………………….5
1.2. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе…...6
РАЗДЕЛ II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………..10
2.1. Опыт использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников…………......10
2.2. Результативность проектной деятельности…..…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…..…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..….20
ВВЕДЕНИЕ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я. А. Коменский
Эти слова великого чешского педагога – гуманиста, основателя научной педагогики и сегодня звучат актуально, так как отражают сущность ФГОС и его методологическую основу – системно - деятельностный подход в обучении. Основная его идея состоит в том, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде. Дети должны научиться «открывать» их сами в процессе самостоятельной проектной или исследовательской деятельности.
Работаю учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 8». Стаж моей педагогической деятельности небольшой – 1,5 года. Работаю по программе «Начальная школа 21 века».
Начиная работу с первоклассниками, я столкнулась с рядом проблем:
- недостаточный уровень самостоятельности обучающихся в образовательной деятельности;
- неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- невысокий уровень организованности, выраженный в неумении следовать инструкции, внимательно слушать и определять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация);
- отсутствие умений переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Выявленные мною проблемы привели меня к необходимости искать и реализовывать в своей деятельности эффективные способы и средства формирования универсальных учебных действий. Одна из эффективных технологий формирования УУД – это технология проектной деятельности.
Сама технология не является принципиально новой, но для меня начинающего учителя и моих обучающихся, применительно к условиям конкретной школы и класса, формирование опыта работы в данном направлении представляет интерес и является актуальной задачей.
Я изучила методологические разработки и исследования в области проектной деятельности авторов Л.В. Городией, Л.М. Иляевой, Л.Э. Левина, А.А. Карачева, и др. И уже начиная со второго полугодия 1-ого класса, я стала разрабатывать уроки-проекты и вовлекать обучающихся в проектную деятельность.
Первый опыт показал, что проектная деятельность дает обучающимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. По - другому эффективность проектной деятельности можно выразить словами японской мудрости: «Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу».
Цель моего педагогического опыта раскрыть эффективность проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников и возможности её реализации в учебной деятельности.
Гипотеза исследования – проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Объект – проектная деятельность младших школьников.
Предмет – методика организации учебных проектов младших школьников.
В соответствии с проблемой и поставленной целью выделила следующие задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения и обобщения педагогического опыта описать современное понимание проектной деятельности;
- рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
- исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий обучающихся своего класса;
- выявить наиболее приемлемую форму организации учебных проектов в начальной школе;
- Обобщить материалы и составить рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- устный и письменный опрос обучающихся;
- тестирование;
- анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Так же в моём опыте представлена система работы по формированию универсальных учебных действий через проектную деятельность на уроках окружающего мира.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Сущность универсальных учебных действий
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор). По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Современная школа должна научить ребёнка:
- получать знания (учить учиться)
- работать и зарабатывать (учение для труда)
- жить (учение для бытия)
- жить вместе (учение для совместной жизни)
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – является одним из приоритетов современного начального образования. Что представляет собой понятие «универсальные учебные действия»?
В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта.
В более узком – совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
Личностные действия, которые позволяют сделать учение осмысленным. Они направлены на осознание, принятие обучающимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные действия, которые помогают обучающимся организовать свою учебную деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия, которые объединяют общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Одним из эффективных способов формирования всех названных универсальных учебных действий является проектный метод обучения который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе деятельности.
Проектная деятельность позволяет одновременно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, организуя процесс по принципу 5 «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Несмотря на то, что на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные универсальные учебные действия, в целом проектная деятельность формирует универсальные учебные действия разных групп комплексно.
1.2. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Под проектным обучением мы понимается весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность обучающегося, т.е. научить школьника проектированию. Термин «метод проектов» возник в США во второй половине XIX в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• познавательная активность ребенка;
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний.
В российской педагогике изучением метода проектов занимались С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин. Известна целая школа ведущих русских педагогов, которые отмечали положительные стороны метода проектов. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.
Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.
Метод проектов нужен для того, чтобы:
- Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
- Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
В процессе работы над проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности (А.В. Леонтович):
- мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
- информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности. Например, проектный урок – презентация.
Если вся работа над проектом начинается и заканчивается на уроке, то форма организации осуществления проекта называется урочной. Если осуществление проекта происходит как на уроках, так и вне урока, форма организации называется урочно – внеурочной. Чаще всего при урочно – внеурочной форме на проектном уроке осуществляется этап погружения в проект, промежуточные групповые или индивидуальные отчеты и итоговая презентация результатов.
Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющем проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, учащиеся видят практическую значимость явления, а только затем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.
Главная цель урока-проекта – помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Учебный предмет для урока-проекта может быть выбран любой. Главная задача учителя при планировании такого урока – это найти такой соответствующий теме учебный вопрос – задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент – объявление темы проекта, постановка цели – 3-5 мин.
2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач – 5-7 мин.
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме – 10-12 мин.
4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению – 10 мин.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности – 5-7 мин.
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) – 3 мин.
8. Домашнее задание – 1 мин.
Надо отметить также, что при выполнении таких краткосрочных проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.
Организационно- педагогические условия успешной организации урока-проекта:
- четкое соблюдение времени;
- форма работы в группе;
- достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
- грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.
Материально- технические и методические условия успешной организации урока-проекта:
- интерактивное оборудование;
- учебники Н. Ф. Виноградовой Окружающий мир. –М: Вентана-Граф.;
- магнитная доска;
- документ-камера;
- дополнительная литература, в зависимости от темы урока-проекта.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Опыт использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Главной особенностью уроков-проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможность свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Итак, для достижения поставленной мною цели педагогического опыта мне необходимо было реализовать в практической деятельности метод учебных проектов. Учитывая психологически и возрастные особенности младших школьников из всего многообразия и типологии проектов, я остановилась на мини-проектах, которые обучающиеся выполняют в течение урока. Сейчас мне предстояло увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Какие требования я предъявляла к таким урокам?
Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.
Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.
В процессе организации проектной деятельности изменилась моя позиция как учителя: консультант, координатор, эксперт.
В работе над проектом я:
- помогаю ученикам в поиске нужных источников информации;
- сама являюсь источником информации;
- координирую весь процесс;
- поощряю учеников;
- поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Позиция обучающихся в проектной деятельности — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Он вовлечен в активный познавательный творческий процесс, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.
От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От меня требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотезы и их решению.
На следующем этапе я организую групповую работу, помогаю распределять обязанности в группе, помогаю продумывать ход деятельности, помогаю обсуждению методов исследования.
Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.
После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.
Бланк опроса для ведения мониторинга
рефлексии учащихся
(можно трансформировать в различные игровые формы)
Палитра | Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа | |||
Уровень достижения результата | Умение планировать работу | Умение принимать решения | Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству | Умение применять полученные знания, ответсвенность за конечный результат |
я самостоятельно умею | ||||
я умею при помощи | ||||
я не умею, но хотел бы научиться |
Критерии оценки ученического проекта
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценок невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором и показателем результативности.
Учителю для определения уровня достижений учащихся необходимо иметь шкалу показателей развития учебных навыков и критериев, по которым можно оценивать сформированность ключевых компетенций.
Шкала достижений и критерии оценок достижений помогут учащимся и учителю проследить за формированием и развитием у обучающихся проектной деятельности.
Предлагаю один из вариантов критериев оценивания ученических проектов.
Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего.
Матрица оценивания проектов
Показатели проявления компетентности | Фамилии учащихся | |||||
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6) | ||||||
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта |
|
|
|
|
|
|
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения |
|
|
|
|
|
|
3.Знание источников информации |
|
|
|
|
|
|
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14) | ||||||
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность |
|
|
|
|
|
|
5.Умение формулировать цель, задачи |
|
|
|
|
|
|
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы |
|
|
|
|
|
|
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами |
|
|
|
|
|
|
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью |
|
|
|
|
|
|
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках |
|
|
|
|
|
|
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью |
|
|
|
|
|
|
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8) | ||||||
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы |
|
|
|
|
|
|
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее |
|
|
|
|
|
|
13.Умение оценивать достоверность полученной информации |
|
|
|
|
|
|
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
- какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
- на каком уровне он его усвоил;
- каковы его умения и навыки;
- какова оценка его творческой деятельности.
Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя семья». (см. схема 1)
Схема 1.
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом (см приложение 1).
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
- активизировать развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
- формировать навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать эмоциональное общение ребенка с членами семьи;
- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то – семейные увлечения, кто-то – отдых и путешествия. Поскольку альбом формировался при помощи родителей, несколько из них были представлены в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делал самостоятельно.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй. Странички из некоторых фотоальбомов предложены в приложении 2.
Остановимся на характеристике деятельности на каждом этапе:
На мотивационном этапе я озвучила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой, а обучающие обсудили и предложили собственные идеи.
На планирующем – подготовительном этапе нами была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.
Третий, информационно – операционный этап, я разделила на две части: в первой обучающиеся собирали материал, работали с литературой и другими источниками, непосредственно выполняли проект. На этом этапе я исполняла роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводилась вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.
На рефлексивно – оценочном этапе обучающиеся участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, я выступила участником коллективной оценочной деятельности.
В первом полугодии второго класса мы работали над проектом – игра-домино «Дорожные знаки». Результатом проекта стала игра-домино. Так же над проектом «природа в опасности». Результатом проекта стал сборник листовок. (см. Приложение 3).
2.2. Результативность проектной деятельности
Положительный опыт использования метода проектов, а также результаты диагностики универсальных учебных действий, позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Диагностика сформированности универсальных учебных действий, проведённая в 1 и 2 класса показала положительную динамику. Результаты представлены в диаграммах.
Методики, используемые при диагностировании:
- Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.);
- «Лесенка»;
- Задание на норму справедливого распределения;
- Задание на усвоение нормы взаимопомощи;
- Методика «Рисование по точкам»;
- Тест «Найди несколько различий?»;
- «Узор под диктовку» Цукерман и др., 1992;
- Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) и др.)
Анализ сформированности коммуникативных УУД в сравнении стартовой, итоговой диагностикой 1 класс и середина года 2 класс | Анализ сформированности личностных УУД в сравнении стартовой, итоговой диагностикой 1 класс и середина года 2 класс |
Анализ сформированности познавательных УУД в сравнении стартовой, итоговой диагностикой 1 класс и середина года 2 класс | Анализ сформированности регулятивных УУД в сравнении стартовой, итоговой диагностикой 1 класс и середина года 2 класс |
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Я могу оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Выводы, которые я сделала в ходе работы над методом проектов. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся моего класса проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Изученный мной и реализуемый с первого класса опыт работы принёс свои результаты.
Результат достижения цели моего опыта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых уроков-проектов.
Качественное выражение результатов проекта я отслеживаю для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь поставленных целей.
Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с комплексными итоговыми проверочными работами, требуемыми ФГОС. А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные положительные результаты:
- с первого класса с большой заинтересованностью участвуют в школьных олимпиадах по всем предметам;
- приняли участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок». На школьном уровне в конкурсе «Русский медвежонок» Успеньева Юлия заняла 1 место, Сухорукова Светлана 2 место, Маннанов Арслан 3 место (см приложение 4).
- приняли участие в городском конкурсе экологическом конкурсе «Юный эколог» среди обучающихся 1-х классов 2015 год (см приложение 4).
- приняли участие и стали призерами городских конкурсов «Юниор» Мульдюков Иван – 2 место (2015 год). Литературный конкурс «Спасибо деду за Победу» Солнышкин Алексей – 1 место в номинации «Поэзия» (см приложение 4).
- приняли участие и стали призерами в I Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания» Успеньева Юлия и Лазутин Вадим – 3 место, Ултанова Дияна – 2 место (см приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате своего опыта работы над проектным методом обучения я пришла к выводу, что использование проектной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников и возможности реализации в учебной деятельности. Таким образом, цель считаю достигнутой.
Выдвинутая мной гипотеза исследования подтверждена. Проектная деятельность в начальной школе действительно повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников, что подтверждается результатами диагностики, проведенной мною в процессе работы над опытом (см. диаграммы стр.14).
В результате работы я изучила психолого-педагогическую литературу, изучила и обобщила педагогический опыт по внедрению проектной деятельности; рассмотрела особенности проектной деятельности младших школьников; исследовала влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий обучающихся своего класса; выявила наиболее приемлемую форму организации учебных проектов в начальной школе. Для меня это – урок-проект.
С опытом внедрения учебных проектов на уроках окружающего мира выступила на методическом объединении начальных классов. Дала рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.
Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического опыта.
Планирую продолжить работу по внедрению проектной деятельности не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства. Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.– М., 2000.
- Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.– 2005, №2.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
- Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с. (Методическая библиотека)
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, – с. 41-45
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...