Тематическое планирование по окружающему миру 3 -4 класс Школа 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._tp_okr_mir_3_kl.docx76.36 КБ
Microsoft Office document icon 4_tp_4_okr_mir_16-17.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Окружающий мир

3 класс (2015-2016 учебный год)

Планирование учебного материала по четвертям

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

год

18 ч

14 ч

22

14

68

Количество проверочных и контрольных работ

1 четверть  

     2 четверть    

3 четверть  

4 четверть  

Итого за год

Проверочные.

4

3

2

2

11

Контрольные

1

1

1

1

4

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на

необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

I ЧЕТВЕРТЬ – 18 ЧАСОВ.                        Раздел 1: «Вещество и энергия» (5 ч.)

1

02.09.

ТБ на уроке. Знакомство с новым учебником

Краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий.

 Понимание взаимосвязи неживой и живой природы.

Приводить примеры веществ (Н). Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ

 Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Приведение примеров движения под действием энергии (П).

Обобщение проверка полученных знаний.

Называть виды энергии. Описывать процесс превращение энергии

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи , высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

2

04.09.

Тела и вещества.

 3

09.09

Из чего состоит вещество? П Р №1 «Тела и вещества»

4

11.09

Что такое энергия?

5

16.09

Энергия. Превращение энергии.  

Раздел 2: «Оболочка планеты, охваченная жизнью» (7 ч.)

6

18.09

 Энергия. Превращение энергии. П.Р№2 «Энергия»

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;Характеризовать место обитания живых организмов

 Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П). Применение полученных знаний.

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

7

23.09

Где обитают живые организмы?

8

25.09

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса»

9

30.09

Большой круговорот  веществ в природе

10

02.10

Большой круговорот  веществ в природе

11

07.10

Живые участники круговорота веществ. П. Р.  №3 «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

12

09.10

Как живые организмы запасают энергию Солнца. Обмен веществ в организме

Раздел 3. Экологическая система оболочки Земли (10 ч.)

13

 14.10

Контрольная работа №1 «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма)

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

14

16.10

Жизнь экосистемы

15

21.10

Почва - важнейшая часть экосистемы.

16

23.10

П.Р. №4Тест  «Жизнь экосистемы». Экосистема озера

17

28.10

Экосистема болота

18

30.10

Экосистема луга

II   ЧЕТВЕРТЬ – 14  ЧАСОВ.

19

11.11

Лесные производители

Сравнивать  иразличать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

20

13.11

Потребители иразрушители

лесной экосистемы

21

18.11

П.Р №5   Природные экосистемы.

Экосистема поля

22

20.11

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Учимся понимать текст

«Искусственные экосистемы»

Живые участники круговорота веществ 12ч

23

25.11

Растения –производители.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Определять части цветкового растения

Приводитьпримеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).

-        проводить наблюдения за растениями и животными;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

24

27.11

П.Р.№6«Искусственные экосистемы».

Животные маленькие и большие

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности)

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать

25

02.12

Маленькие рыцари

26

04.12

Первый шаг из моря на сушу. Земноводные.

27

09.12

На суше – как дома.

28

11.12

Пернатые изобретатели

29

16.12

Наши братья

П.Р.№7 Тест «Животные»

30

18.12

Прирождённые разрушители. Повторяем всё, что знаем.

Уметь определять  съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

31

23.12

Контрольная работа № 2. «Живые участники круговорота веществ»

Демонстрируют знания и умения через самостоятельное выполнение заданий.

32

25.12

Осторожно: животные

Необходимость бережного отношенияк живым организмам

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).

III  ЧЕТВЕРТЬ –22  часа.

33

13.01

Как нам жить в дружбе с природой.

Знают обиспользовании людьмикруговорота для своихнужд. О нарушении круговорота веществ иугрозе благосостояниюлюдей.Оценивать влияние современного человека на природу.Примерыэкологическихнарушений в биосфере.Оценивать свою личную роль в охране природы

34

15.01

Виртуальная экскурсия Многообразие растений и животных нашего края.

Знать природу родного края.

Высказывают своё мнение, делать выводы по увиденному. Проводить наблюдения во время экскурсии

МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА.      

       Твои родные и твоя родина  5 ч.

35

20.01

Введение. Отправляемся в путешествие

Обсуждают правила работы с учебником

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

по году определять век, место события в прошлом;

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

36

22.01

Живая связь времён..

Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) Знать обозначение веков римскими цифрами, уметь читать и записывать.

Уметь находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотноситьгоды с конкретными векам.

Практическая работа Родословное дерево

Составлять вместе со старшими родословное древо своей семьи.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

37

27.01

Как считать время

38

29.01

С чего начинается Родина

39

03.02

Память о прошлом.

П.Р.№1«Твои родные и твоя Родина»

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР -29ч

Времена Древней Руси. IХ –ХIII века -5ч

40

41

05.02

10.02

Как на Руси появилось государство

Уметь размещать на ленте времени по соответствующим эпохам  даты (годы) исторических событий. Знать   известные имена исторических деятелей и памятники культуры .Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

   отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России.

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,

42

12.02

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

43

17.02

За землю Русскую!

44

19.02

«Слово о погибели Русской земли»

П.Р. №2 «Времена Древней Руси»

Времена Московского государства. ХIV-  ХVII века-6ч

45

24.02

От Древней Руси к единой России

Знать основные события и особенности времён Московского государства.

Уметь соотносить события с историческими личностями.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. 

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

46

26.02

Земля и люди Московского государства

47

02.03

Москва златоглавая

48

04.03

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

49

09.03

Повторение и обобщение «Твоя родина в потоке времениIX-XVIIвек.

50

11.03

Контрольная работа №1«Твоя Родина в потоке времени"

Времена Российской империи. ХVIII- начало ХХ века- 5ч

51

16.03

Пётр Великий

Знать основные события и особенности времён Российской империи

Уметь соотносить события с историческими личностями

Знать основные события и особенности времён Российской империи

Уметь соотносить события с историческими личностями

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценкезначимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России..

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

52

18.03

Власть и народ в Российской империи

53

23.03

Как Россия у Европы «училась»

54

25.03

«Гроза двенадцатого года»

4 четверть 14 часов

55

06.04

Император-освободитель

Времена Советской России и СССР. 1917-1991гг. 6ч

56

08.04

Россия в огне.

П.Р №3 «Времена Российской Империи»

Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР; - различать следы исторического прошлого в современной действительности

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество,

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. 

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

57

13.04

Россия в огне

58

15.04

«К светлому будущему»

59

60

20.04

22.04

«Вставай, страна огромная»

61

27.04

«Через тернии к звездам»

П.Р. №4  «Времена Советской России и СССР»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ- 7 ч

62

29.04

Я – гражданин России

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Знать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Описывать по изображению элементы герба, страны, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н).

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России.

 Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Личностные результаты:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

63

04.05

Власть народа

64

06.05

Кто в государстве самый главный

65

11.05

Народы России

66

13.05

Наш общий дом

67

18.05

Повторение и обобщение «Моё отечество»

Контрольная работа № 2 «Моё отечество»

68

20.05

Как нам жить?



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование предмета «Окружающий мир» 4 класс  2016-17 уч.г

     Планирование прохождения учебного материала по четвертям

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

год

17 ч

15 ч

20 ч

16 ч

68 ч

Количество проверочных и контрольных работ

ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

1 четверть  

     2 четверть    

3 четверть  

4 четверть  

Итого за год

Проверочные.

2       

2      

1     

2    

7

Контрольные

1       

1

1      

3

6

Дата

Факт

Тема

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА – 33 ЧАСА

I ЧЕТВЕРТЬ – 17 ЧАСОВ.  

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 16 ч

  1. 1

01.09

ТБ на уроке. Введение. Как работать с учебником.

Регулятивные:

 -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  1. 2

07.09

Как устроен организм человека

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья,

Практическая работа:

- составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено)

Участие в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения здоровья.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека,

 подготовка сообщений  и обсуждение полученных сведений.

Знать: что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

Иметь: представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.

Уметь:

 называть системы органов 
у человека

09.09

Кожа – «пограничник» организма  Пр работа №1

Знать: защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.

Уметь: составлять правила ухода за кожей;

14.09

Как человек двигается

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для  того чтобы избежать переломов и вывихов

16.09

Путешествие бутерброда

Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

21.09

Как удаляются ненужные вещества.   Пр работа №2 "Пищеварение и выделение"

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

23.09

Для чего и как мы дышим

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма;

28.09

Волшебная восьмёрка

Составлять план и

 работать по плану.

 

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.

Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце;

30.09

Что такое кровь? П.Р. №3:"Дыхание и кровообращение"

Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

05.10

Почему наш организм работает слаженно

Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных

07.10

Окна в окружающий мир.

Называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения.

12.10

Многогранный мир чувств.

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление  о том, что нас окружает.

Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

14.10

Органы чувств и нервная система.

19.10

Родители и дети

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что все человеческое общество заботятся о воспитании детей.

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных;

21.10

Контрольная работа № 1  Как работает организм человека.                          Решение жизненных задач.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

26.10

Наши предки – древесные жители Повторение и обобщение по теме «Как работает организм человека»

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П

Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются  люди с помощью речи.

Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; называть главное отличие человека от животных

28.10

Отчего мы иногда болеем

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь объяснять, как болезнь нарушает порядок  в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

II ЧЕТВЕРТЬ – 15 ЧАСОВ.  

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА 11 ЧАСОВ

09.11

На заре человечества.

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Знать, что успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.

Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков;

11.11

Рукотворная жизнь

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве (П).

Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».

Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

Регулятивные  

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные 

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

16.11

На службе у человека

Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.

Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

18.11

Покорение силы

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость.

Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.

Иметь представление об изобретении первых часов с маятником

Регулятивные  

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные

Оценивать жизненные ситуации

23.11

Cвойства воды

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада

Регулятивные  

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные

Оценивать жизненные ситуации

25.11

Как человек использует свойства воды

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.

Иметь представление об изобретении паровой машины

30.11

Как человек использует свойства воздуха. П.Р.№ 3 «Рукотворная природа»

Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода

02.12

Практическая работа.

Горные породы и минералы и их использование.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П).

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).

Различать изученные полезные ископаемые (П).

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях

Регулятивные  

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

07.12

Практическая работа. Металлы их использование.  

09.12

 Приручение огня.

Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве.

Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся  туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм»

Регулятивные

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

14.12

  Полезные ископаемые П.Р.№ 4  Тест  "Горные породы. Металлы.

16.12

Повторение и обобщение "Рукотворная  природа"

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план

21.12

Контрольная работа № 2 "Рукотворная природа

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

23.12

Повторение и обобщение "Человек и природа"

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь анализировать, рассуждать и отвечать на вопросы;

28.12

Итоговая контрольная работа "Человек и природа"

Знать изученный материал по курсу «Человек и  природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

III  ЧЕТВЕРТЬ – 20 ЧАСОВ.  

11.01

Как нам жить, чтобы сохранить природу? Учимся решать жизненные задачи.

Иметь представление о трех типах хозяйства

(присваивающем, производящем, экологическом);

Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи.

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – 35 ЧАСОВ

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР 5Ч

34

13.01

Кого можно назвать человеком?

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).  Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. Перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу

Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Регулятивные

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

35

18.01

Посмотри в своё «зеркало»

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.

Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

36

20.01

Как понять, что творится у друга на душе?

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.

Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

37

25.01

Переживания, испытанные временем

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

38

27.01

Как узнать человека? П.Р № 1

«Человек и его внутренний мир»

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.

Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 6ч.

39

01.02

Что такое общество?

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П)

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

40

03.02

Как жить в мире людей?

41

08.02

Моё общество.

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

Регулятивные

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

42

10.02

Права человека в обществе.

43

15.02

Повторение по разделу «Человек в мире людей».

Учимся решать жизненные задачи.

Знать изученный материал по теме «Человек».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

44

17.02

Контрольная работа№1. «Человек. Человек в мире людей»

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 10Ч

45

22.02

Эпохи всемирной истории. Первобытный мир

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Коммуникативные

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи

Личностные

Оценивать жизненные ситуации

46

01.03

Первобытный мир – первые шаги человечества.

47

03.03

Древний мир.

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры

Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры,  известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

48

10.03

Рождение древних цивилизаций

49

15.03

Эпоха средних веков.

Иметь представление о том, что Средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

50

17.03

Между древностью и новым временем.

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры,  господствующая религия, известные исторические события)

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные

Оценивать жизненные ситуации

51

22.03

Новое время.

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

52

24.03

Новое время – торжество Европы.

I V  ЧЕТВЕРТЬ – 16 ЧАСОВ.  

53

05.04

Новейшее время.

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

54

07.04

Трудный шаг к единому человечеству. П.Р. №2 «Человек и прошлое человечества»

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 3Ч

55

12.04

Короли, президенты и граждане

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.

Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

56

14.04

Расы и народы

Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

Регулятивные

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные

делать выводы на основе обобщения   знаний

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

57

19.04

Кто во что верит. П.Р. №3 (тест) «Многоликое человечество»

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.

Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 10Ч

58

21.04

Мировое хозяйство

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия)  (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные

Оценивать жизненные ситуации

59

26.04

Мировое сообщество государств

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Уметь рассказывать, для чего была создана ООН

60

28.04

ВПР 

Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

61

03.05

Что человечество ценит больше всего?

Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.

Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

62

05.05

Как нам жить? Повторение «Единое человечество»

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

63

10.05

Контрольная работа №2. «Человек и человечество»

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

64

12.05

Повторение

65

17.05

Повторение

66

19.05

Итоговая контрольная работа за курс окр.мира.

Знать изученный материал по теме.

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

67

68

24.05

26.05

Повторение. «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!»

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы ВахрушеваА.А. Календарно-тематическое планирование расчитано на 34 часа(1 раз в неделю). Соответствует требованием ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру . 1 класс (Школа 2100)

Календарно-тематическое планирование по  окружающему миру 1 класс. ( Школа 2100)  2012-2013 учебный год.  Пояснительная записка.   Данное планирование составлен...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа 2100"

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100" авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов с видами деятельности учащихся....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа-2100".

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа-2100"....