Открытый урок по теме: Лес и человек.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Удовенко Светлана Олеговна

Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе по программе"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_otkrytyy_urok_solyanik.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 на краевой заочный конкурс

 «Формирование экологической культуры школьников»  

 (экология биосферы)

Удовенко Светлана Олеговна

Учитель начальных классов.

МБОУ «Кулундинская средняя

общеобразовательная школа №1»

с.Кулунды,

Кулундинского района,

 Алтайского края.

Окружающий мир.

3класс.

Тема: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК.

(Обобщающий урок)

                        Воспитать экологическую

            культуру – значит,

             сохранить здоровье

              будущих поколений

                                            В.Грачев

Тема:      ЛЕС И ЧЕЛОВЕК.

Цели урока:

1.Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.

             2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.

             3. Продолжить на основе диалектико-материалистического мировоззрения            формировать представление о связях между компонентами леса.

             4. Воспитывать экологическую культуру.

Ход урока

I. Организационный урок.

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствует? Кто из вас скажет, какой она была?                                                                                                

Вопрос. Назовите самые яркие изменения в природе.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя одного таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы – ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

На доске карточки с буквами (как в «Поле чудес»).

л

е

с

о

в

и

ч

о

к

Ответ:

        Вопросы:

        - Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения?

        - Из чего состоит почва?

        -Какие виды почв вы знаете?

        -Основное свойство почвы?

        -Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

        -Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

        -Чем отличаются чернозёмные почвы от подзолистых?

        -Назовите таинственного гостя? (Лесовичок)

        -А где он живёт? ( В лесу.)

        Учитель. В лес мы и совершим прогулку. Вспомним растения леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?».

        III. Основная работа с учащимися.

        Вопрос. Как вы представляете, что такое лес?

        Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

        Звучит спокойная музыка.

        Ученик.          Здравствуй лес, дремучий лес!

                            Полный сказок и чудес!

                        Ты о чём шумишь листвою

                        Ночью тёмной, грозовою?

                        Что ты шепчешь на заре,

                        Весь в росе, как в серебре?

                        Кто в глуши твоей таится?

                        Что за зверь?

                        Какая птица?

                        Всё открой, не утаи:

                        Ты же видишь – мы свои!

        Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

        В течение рассказа учитель демонстрирует иллюстрации.

РАСТЕНИЯ ЛЕСА.

        Учитель. Отгадайте загадку:

                        Его весной и летом

                        Мы видели одетым.

                        А осенью с бедняжки

                        Сорвали все рубашки,

                        Но зимние метели

                        В лесах его одели. (Дерево)

        Вопросы:

        -Докажите, что это дерево.

        -Какие деревья растут в лесу?

        -Назовите одним словом ель, сосну, кедр? (Хвойные деревья.)

        -Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? (Хвойный)

        -Назовите одним словом берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья.)

        -Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)

        -А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный.)

Схема (на доске).

ЛЕС

хвойный       лиственный        смешанный

        Вопрос:    Про какие деревья эта загадка?

                        Что же это за девица:

                        Не швея, не мастерица,

                        Ничего сама не шьёт,

                        А в иголках круглый год.  (Ель, сосна.)

        Работа с гербарием.

        Учитель. Сравните веточку сосны и ели. В чём их сходство, а в чём различие?

        СОСНА И ЕЛЬ – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зелёные.

        Ель влаголюбива, растёт на влажных глинистых почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

        Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жесткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надреза сосновую кору.

        К хвойным деревьям относится кедр.

        Работа с гербарием.

        КЕДР – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучков в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

        И ещё об одном дереве мы поведём разговор. Правда, сделаю оговорку, о необычном хвойном дереве – лиственнице.

        ЛИСТВЕННИЦА  отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок.

        Вопрос. В чём находятся семена хвойных деревьев?   (В шишках)

        Поговорили мы с вами о хвойных деревьях, теперь перейдём к лиственным.

        Отгадайте загадку:

                        Клейкие почки,

                        Зелёные листочки,

                        С белой корой

                        Стоит под горой. (Берёза.)

        Работа с гербарием.

        Вопросы:

        -Как отличить берёзу от других деревьев?

        -Какую песню вы знаете о берёзе?

        Учитель. Весной на берёзе, ещё до первых листочков, появляются длинные серёжки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину берёзы используют для изготовления лыж.

        Отгадайте, что это за дерево?

                        И высок я, и могуч,

                        Не боюсь не гроз, не туч.

                        Я кормлю свиней и белок,

                        Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб.)

        Работа с гербарием.

        Учитель. ДУБ – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью ,а иногда  и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно-коричневыми листьями.

        Вопрос. А о чём идет речь в данной загадке?

                        С колпачком на голове,

                        Будто в путь готовый,

                        Он скрывается в листве

                        Дуба золотого.  (Жёлудь)

        Учитель. Жёлуди – это семена дуба.

        Звучит музыка.

        Ученик:          Тропинкою росною

                        Свернём в чудесный лес,

                        Туда, где сосны рослые

                        Касаются небес,

                        Где сказки шепчут ели,

                        Берёзы и дубы,

                        Где ягоды поспели

                        И выросли грибы.

        Но нужно быть очень внимательными при сборе грибов. Ведь среди них встречаются не только съедобные, но и ядовитые. Лесовичок просит нас собрать в лукошко съедобные грибы.

                        Кто природу любит,-

                        Много о ней знает,

                        Тот мои загадки

                        Мигом отгадает.

                                Под старой сосною,

                                Где склонился пень-старик,

                                Окружён своей семьёю,

                                Первый найден…(боровик).

                        Очень дружные сестрички

                        Ходят в рыженьких беретах.

                        Осень в лес приносят летом

                        Золотистые…(лисички).

                                Вдоль лесных дорожек

                                Много белых ножек,

                                В шляпках разноцветных,

                                Издали приметных,

                                Собирай, не мешкай,

                                Это…(сыроежки).

        Учитель. Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвёртые лечат нас от различных недугов.

Презентация «Лекарственные растения»

IV. Итог урока.

        Учитель. Ребята , сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.

        Вопросы:

        -Может ли человек обойтись без леса?

        -Так что мы сажаем, сажая леса?

        Вывод учащихся и чтение стихотворения:

                        Что мы сажаем, сажая леса?

                        Мачты и реи – держать паруса,

                        Рубку и палубу, рёбра и киль –

                        Странствовать по морю в бурю и штиль.

                                Что мы сажаем, сажая леса?

                                Лёгкие крылья – лететь в небеса.

                                Стол, за которым ты будешь писать,

                                Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

                        Что мы сажаем, сажая леса?

                        Чащу, где бродят барсук и лиса,

                        Чащу, где белка скрывает бельчат,

                        Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

                                Что мы сажаем, сажая леса?

                                Лист, на который ложится роса,

                                Свежесть лесную, и влагу, и тень –

                                Вот что сажаем в сегодняшний день.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Лес и человек" 4 класс

Лес и человек Цели урока: Активизировать имеющиеся у детей знания о лесной зоне; углубить и расширить их. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проб...

Разработка урока по теме "Как узнать человека?"

Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г.  Урок преду...

Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"

Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...

Конспект открытого урока по ИЗО "Орудия труда человека" 3 класс

№22. Рисование с натуры «Орудия труда человека»(карандаш)Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы и формы усечённого конуса с передачей сокращенного в перспективе круга.Зада...

Открытый урок по окружающему миру «Организм человека» 3 класс

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.Цели урока.Обучающая...