Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XX века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_2015.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место  предмета  в учебном плане  ОУ

Авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа также рассчитана на 68 часов.

В рабочую программу включён региональный компонент при изучении конкретных тем, на них используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа,  что составляет 10 % от программы (всего – 68 часов, региональный компонент – 7 часов).

Основная цельобучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
  • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.


  Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.  Обеспечивается формирование общеучебныхумений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение ( 1 ч.)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля – наш общий дом .(9 ч.)

Солнечная система . Солнце- звезда . Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной   системы.

 Изображение Земли.  Глобус – модель Земли . План. Карта ( географическая и историческая) . Масштаб, условные  обозначения карты. Карта России.

 Условия жизни на Земле . Солнце- источник тепла и света.

Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха .   Свойство воды . Источники воды на Земле . Водоемы, их разнообразие. Растения  и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ : правила поведения на водоёмах в разные времена года.

 Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю.( 2 ч.)

Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение  Земли . Глобус – модель Земли . План. Карта (географическая и историческая ) . Масштаб ,     условные обозначения  карты . Карта России.

Расширение кругозора школьников .Представления людей  древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.        

Бактерии  и    грибы ( 4 ч.)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение    отравления  грибам

Растительный мир Земли ( 8 ч.)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек . Разнообразие растений :   водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные) , цветковые, их общая характеристика

  Растения – живые тела (организмы) . Жизнь растений . Продолжительность жизни : однолетние, двулетние,  многолетние . Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений . Распространение плодов  и семян .

Человек  и  растения  ( 2 ч.)

Культурные  растения  в  жизни  человека. Как  и  почему возникло  земледелие. Влияние  человека  на  расселение  культурных  растений. Хлеб – великое  чудо  Земли.  Охрана растений.  Красная  книга.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения .    Предупреждение отравлений ими .

Животный мир земли ( 13 ч.)

Животные – часть природы. Роль животных в природе . Животные и человек  . Разнообразие животных :

  • одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные ( на примере отдельных групп и представителей).
  • Животные – живые тела ( организмы) . Поведение животных. Приспособление к среде обитания . Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей .  Как человек одомашнил животных.

Человек  и  животные  ( 2 ч.)

Почему  люди  приручали  диких  животных. Заповедники.

Наша Родина:  от Руси до России. (6 ч.)

     Древняя Русь. Древнерусское  государство. Московская  Русь. Российская  империя. Советская  Россия. СССР.  Российская  Федерация.

Как  жили наши предки. (8 ч.)

         Из  истории имён. Какими  людьми  были  наши  предки.  Какие  предметы  окружали  русских  людей.   Русская  трапеза. Боги  древних  славян. Народные  праздники. Принятие  христианства  на  Руси.

Как  трудились  наши  предки.  (13 ч.)

Как  трудились  крестьянские  дети. Тяжёлый  труд  крепостных. Что  создавалось  трудом  ремесленника. Русские  оружейники. Что  создавалось  трудом  рабочего. О  первых  железных  дорогах .Открытия, которые  совершил человек в  19-20 веках.

   Рыболовство и охота на Руси и в России.

   Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России ( кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное  и др. )

    Торговля . Возникновение денег.

    Развитие техники в России ( на примере авиации , автостроения) . Освоение космоса. Строительство, Первые  славянские  поселения, древние города( Великий Новгород, Москва, Владимир)    

Расширение кругозора школьников.  Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и « мужской» труд . Особенности труда людей  родного края. Как дом «вышел»  из-под земли.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

четверть

  Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Количество

Самостоят.

работы

       Регулярно на уроках  

Проверочная

работа

1

1

2

1

5

Контрольная

работа

1

1

2

Практическая

работа

Регулярно на уроках.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • планеты Солнечной системы (2-3);
  • свойства воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты  представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ гражданской идентичности;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
  • формирование понимания особой роли России в современном мире;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
  • понимание особой роли России в мировой истории;
  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране;
  • воспитание уважительного отношения к истории страны;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание любви к своей семье;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе;
  • принятие норм нравственного поведения в природе;
  • принятие норм нравственного поведения в обществе;
  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры;
  • понимание ценности любой жизни;
  • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
  • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
  • коммуникативные как способности в  связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:

  • текущий опрос– проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливатьпричину, определять свойства).
  • тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.
  • опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса.  Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и т.д.

Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:

«5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.

«4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

«3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части програмного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу: «Окружающий мир».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год. Учебник: «Окружающий мир» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Виноградова Н. ...