Программа внеурочной деятельности "Краеведческий дневник"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Анисимова Наталья Александровна
 Программа внеурочной деятельности "Краеведческий дневник".
        Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
       Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ВУД23.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Краеведческий дневник

                                                                           

 Краеведение учит людей любить                                                              

        не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это
– самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка.

       Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
     Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

       Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

       В  дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

       Программа по краеведению "Краеведческий дневник" для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования,
Концепция программы развития образования Ярославской области.
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2011-2015 гг.
Областной программой «Патриотическое воспитание детей и молодёжи Ярославской области».
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости ярославцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Основные цели программы

         Воспитание цельной, общественно – активной личности, гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, способной сберечь и приумножить богатства родной природы и традиции земляков.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

- формирование   мировоззрения, способствующей гармоничному сосуществованию природы и человека;

- ознакомление с  мировоззрением  и образом жизни предков;

-  формирование представлений о различных сторонах жизни  Ярославской области;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

 - стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.

 - развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

Личностные универсальные учебные действия:

- пробудить интерес к истории своего народа, к своим корням, традициям и образу жизни предков;

-  патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему краю;

 - способствовать укреплению семейных связей; заинтересовать содержанием предмета и родителей;

 - способствовать  становлению личности;

- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям , которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе;

-  способствовать формированию экологической культуры.

                            Особенности и отличия данной программы.

-  она рассчитана для учащихся   на первой ступени обучения;

- основной упор в этой программе делается на изучение краеведения, изучение культуры, обычаев, традиций своего народа, города;  

- курс обучения длится  4 года. Программа рассчитана с 1 по 4 классы;

- занятия проводятся по 1 часу в неделю и рассчитаны на 33 недели в первом классе и 34 недели во 2-4 классах;

- одновременно с теоретическими занятиями, проводятся и практические, в виде экскурсий, игр, викторин.

              Ожидаемые результаты и способы их проверки.

-  воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции и культуру своего народа;

-  развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;

- выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни, стремление к постоянному развитию и самообразованию;

                  Образовательные результаты программы.


-устойчивый интерес к истории своей Родины;
-знания по истории и культуре родного края;
-умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
-способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

                       Проверка уровня овладения  программой:

                             
    -  диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате
 текущего, промежуточного, итогового контроля;
     -  участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся.

                        Успешность реализации программы.

  Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.  

      Содержание образовательной программы.

1 класс. «Это русская сторонка, это Родина моя»

1.В гостях у деда-краеведа. Знакомство с нашей страной в далёком прошлом, с жизнью народа, обычаями, обрядами. Легенды и мифы, сказки Ярославского края. Игры и игрушки детей разных поколений. Частушки Ярославского края.

2.Путешествие в седую древность. Возникновение городов Ярославля и Рыбинска. История создания гербов. Игры и забавы в далёком прошлом. Бытовые предметы старины.

3.Я и моя семья. Составление родословной. Знакомство с происхождением имён на Руси. Семейные традиции. Профессии в семье. Названия улиц, на которых живут ребята, экскурсия по этим улицам. Рассказ об истории школы и экскурсия.

4.Кладовые природы. Лекарственные растения. Животный мир Ярославской области. Правила поведения на природе. Творческие работы: поделки из природного материала, конкурс рисунков.

            2 класс. Русь, Россия, Ярославский край, а всё вместе Родина моя.

1.Моя малая Родина. Жизнь людей в старину. Знакомство с картой Ярославской области. Названия на карте. История древнего края. Рыбинск – столица бурлаков. Отражение истории города в названиях улиц. Творческая работа – конкурс рисунков о Рыбинске.

2.Будь природе другом. Про зелёные леса и лесные чудеса (как выжить в лесу, лекарственные растения, ядовитые растения.) Красная книга Ярославской области. Составление своей Красной книги (практическое занятие). Зимующие у нас птицы. Изготовление и развешивание кормушек. Народные приметы и наблюдение их в жизни.

3.Всё, чем славится земля Ярославская. История промышленности. Театр в Рыбинске. Посещение театра. Ярославль – старейший город на Волге. (1000-летняя история Ярославля). Блинные традиции на Руси (Масленичные чаепития с блинами). Откуда хлеб пришёл. Город моей мечты. (творческое занятие).

4.История моего рода. Сокровища бабушкиного сундука. (о старинных вещах, передаваемых из поколения в поколение). Рассказы ребят о домашних реликвиях. Куклы наших прабабушек. (о традиционно народных игрушках, их назначении). Изготовление куклы-оберега. Гордость семьи. След войны в родословной. (о родственниках-воинах любых войн).

3 класс. Мой край, ты капелька России.

1.Родной свой край люби и знай. История городов Ярославской области. Гербы и символика. Колокола тревоги нашей. (экологические проблемы). Красная книга родного края. Создание карты редких растении и животных. Богатства родного края. Творческий конкурс «Разноцветная природа края». Край мой – частица России. (что даёт Ярославская область стране). От дерева к камню. (о первых каменных зданиях).

2.Дерево сильно корнями, а человек родом. Древнерусские имена. (значение и предназначение). Я и моё имя. (имя и его значение у разных народов). Поколение, потомок, предок. (составление рассказов о семье). Как на Руси появились фамилии. (причина появления фамилий и их значения). Составление словаря детских фамилий. Моя семья – моя радость. (творческая работа).

3.Славные люди земли Ярославской. Герои-земляки. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда глазами рыбинцев. Ярославские поэты о природе. (конкурс стихов). Стихи, ставшие песнями. (о творчестве Л.Ошанина).

4.Мой город – моя гордость. История города в названиях улиц. Прогулки по улицам города. (виртуальная экскурсия). Фото-викторина «Узнай улицу». Творческий конкурс «Наш город  вчера, сегодня, завтра» (поделки, рисунки, сочинения).

        4 класс. И не было бы для меня России без Ярославской области моей.

1.Жизнь замечательных людей. Поэты и писатели, артисты и учёные, скульпторы и руководители нашего государства – известные люди нашего края. (Ф.Волков, В.Терешкова, Ю.В.Андропов и т.д.). Рыбинцы – герои войны. (Батов, Харитонов, Могдагулова …).

2.Листая страницы истории. Игра-викторина «Лабиринты прошлого». Есть память, которой не будет забвенья. (герои мирного времени). «Пионеры» нашего края. (первые : театр, женщина-космонавт, троллейбус, каучук…). Игра-путешествие «Знаешь ли ты Рыбинск?» Создание хронологической таблицы «Вехи истории родного края»

3.Моя родословная. Легенды моей семьи. (люди, события, поступки). О чём рассказывают старые фотографии. (обсуждение совместно с родителями). Творческая работа «История моей семьи в истории г.Рыбинска». Что обозначают наши фамилии. Чтоб не оборвалась связь времён. (о семейных ценностях, передаваемых из поколение в поколение).

4.Страна, в которой мне хочется жить. Чудеса Ярославского края. (природные, человеческие, технические). Что даёт наш край стране. (промышленность, сельское хозяйство, научные достижения, спорт). Памятники. Памятные знаки. (памятные доски на домах и улицах). Уникальные природные объекты Ярославского края. (Волга, Дарвинский заповедник, Рыбинское водохранилище …).

5.Ярославский край на карте. Города и реки на карте области. Умение их находить. Составить карту полезных ископаемых. Составить карту с вклейками местопребывания известных людей в крае.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов.

Темы.

Кол-во часов на тему.

теория

практ.

1 класс

33

Это русская сторонка, это – Родина моя.

1.В гостях у деда-краеведа.

             

10

1.Русь изначальная.                              

2.Наши предки в далёком прошлом.

3.Традиции почитания природных стихий.

4.Легенды и мифы наших предков.

5.Сказки и легенды Ярославского края.

6. Игры и игрушки детей разных поколений.

7. Ярославские частушки.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2.Путешествие в седую древность.

7

1.История возникновения  г. Ярославля.

2. Первые поселения на месте г. Рыбинска.

3. Символика Ярославля и Рыбинска.

4. Игрушки старины глубокой.

5. Старинные игры и забавы.

6.Бытовые предметы старины.

1

1

1

1

1

1

1

3. Я и моя семья.

10

1.Моя родословная.

2. Традиции моей семьи.

3. Профессии в моей семье.

4. Моя улица. Почему так названа.

5. Я и моё имя.

6. Из истории школы.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

4. Кладовые природы

6

1.Растения, которые лечат.

2.Животные нашего края.

3.Фото-викторина о растениях и животных.

4.Мастерская «Юный умелец» поделки из природного материала.

5. «Люби и охраняй» правила

 поведения на природе.

6. «Милее края нет.» Конкурс рисунков.

1

1

1

1

1

1

2 класс.

34

Русь, Россия, Ярославский край, а всё вместе Родина моя.

1.Моя малая Родина.

8

1.Люди в незапамятную старину.

2.Загадочный мир названий.

(работа с картой Ярославской области.)

3.Древняя история края.

4.Рыбинск – столица бурлаков.

5.Из истории городских улиц.

6.Город в котором мы живём. (конкурс рисунков).

1

1

1

1

2

1

1

2.Будь природе другом.

7

1.Про зелёные леса и лесные чудеса.

2.Красная книга Ярославской области. Составление своей Красной книги.

3.Помоги птицам зимой. Кто у нас зимует?

4.Зелёная аптека.

5. «Наблюдаем – обсуждаем». Народные приметы.

1

1

1

1

1

1

1

3.Всё, чем славится земля Ярославская.

11

1.Традиционные ремёсла моего края.

2.История промышленности.

3.Мой славный город.

4.Театр в Рыбинске.

5.Ярославль – старейший город на Волге.

6.Наш край – кладовая чудес и загадок.

7.Блинные традиции в России.

8.Город моей мечты. (творческий конкурс)

9.Откуда хлеб пришёл.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

4.История моего рода.

8

1.Сокровища бабушкиного сундука.

2.Куклы наших прабабушек.

3.Изготовление куклы-оберега.

4.Гордость нашей семьи.

5.След войны в моей родословной.

6.Праздники предков.

1

1

1

1

1

1

1

1

3 класс

34

Мой край, ты капелька России.

1.Родной свой край люби и знай.

12

1.История возникновения городов Ярославской области. Символика.

2.Стихи и песни о Рыбинске и Ярославле.

3.Колокола тревоги нашей.

4.Красная книга родного края.

5.Создание карты редких животных и растений края.

6.Богатства недр Ярославского края.

7.Разноцветная природа родного края.

8.Край мой – частица России.

9.От дерева к камню.

10.Ярославские частушки.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2.Дерево сильно корнями, а человек – родом.

7

1.Древнерусские имена.

2.Я и моё имя.

3.Поколение, потомок, предок. Составление рассказов о семье.

4.Вечер семейной реликвии.

5.Как на Руси появились фамилии.

6.Словарь фамилий.

7.Моя семья – моя радость. (творческая работа)

1

1

1

1

1

1

1

3.Славные люди земли Ярославской.

7

1.Герои-земляки.

2.Наш край в годы войны.

3.Блокада Ленинграда глазами жителей Рыбинска.

4.Ярославские поэты о природе. (конкурс стихов)

5.Строки, ставшие песней. (творчество Л.Ошанина)

1

1

1

2

2

4.Мой город – моя гордость.

8

1.История города в названиях улиц.

2.Фото-викторина «Узнай улицу»

3.История музыкальной жизни Рыбинска.

4.Известные люди Рыбинска.

5.Строительство заводов.

6.Наш город вчера, сегодня, завтра.

1

1

1

1

1

1

1

1

4 класс

34

И не было бы для меня России без Ярославской области моей.

1.Жизнь замечательных людей.

2.Листая страницы истории.

5

7

1.Поэты и писатели, артисты и учёные, скульпторы и руководители государства – известные люди  нашего края.

2.Рыбинцы – герои войны.

3.Их именами названы улицы.

2

1

1

1

1.Игра-викторина «Лабиринты прошлого».

2.Есть память, которой не будет забвенья.

3. «Пионеры» в нашем крае.

4.Игра-путешествие «Знаешь ли ты Рыбинск?»

5.Создание хронологической таблицы «Вехи истории родного края».

1

1

1

1

3

3.Моя родословная.

7

1.Самые распространённые имена в Ярославском крае.

2.Фамилии, что они означают.

3.Легенды моей семьи.

4.О чём рассказывают старые фотографии.

5. Бабушкины реликвии.

6.История моей семьи в истории г.Рыбинска.

7.Чтоб не оборвалась связь времён.

1

1

1

1

1

1

1

4.Страна, в которой мне хочется жить.

11

1.100 чудес России.

2.Чудеса Ярославского края

3.Что даёт наш край стране.

4.Городская архитектура г.Рыбинска.

5.Православные храмы г.Рыбинска.

6.Памятники. Памятные знаки.

7.Уникальные природные объекты Ярославского края.

8.Большое книжное путешествие по родному краю.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.Ярославский край на карте.

4

1.Города Ярославской области и их история.

2.Реки нашего края.

3.Полезные ископаемые.

4.Жизнь замечательных людей.

1

1

1

1

        

Методическое обеспечение программы.

     Для реализации поставленных целей и задач используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Эти средства обучения дают возможность полнее и глубже раскрыть, доходчивее и проще изложить содержание учебного материала, способствуют формированию у детей положительных мотивов учения.

      Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед воспитанниками проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании детей яркие образы. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и др.

       Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, иллюстраций, картин, фотографий, зарисовок на доске, текстов

и т.д. Метод демонстраций связан с демонстрацией презентаций, видеофильмов и др. Наглядные методы предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, иллюстраций и т.д.

Практические методы основаны на практической деятельности воспитанников. К ним относятся анализ текста и практические работы. Учащиеся получают знания  и вырабатывают умения, выполняя практическое действие.

      В процессе литературно-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с книгой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.

На занятиях  также используются типичные формы, такие как беседа, рассказ, используются видеофильмы, презентации, большое внимание уделяется экскурсиям, исследовательской деятельности, посещению музея, библиотеки.

Список литературы.

  • Астафьева Н.А. Ярославль и ярославцы в литературе. Ярославль 1997.

  • . Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.- Просвещение 2009

  • История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века. А.М. Пономарев, В.М. Марасанова, В.П. Федюк и др.; отв. ред. А.М. Селиванов/ Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2000. 368 с., ил.

  • История Ярославского края. 1930-2005 гг. Учебное пособие /Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. – Ярославль/Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005. – 280 с.

  • Край мой Ярославский, лучше не найти…: Методические рекомендации по проведению «Урока России» / Сост. С.Г. Воскресенский. – Ярославль, 2001. – 54 с.

  • Злотникова Т.С. Урок России. Методические рекомендации по проведению урока по теме «Культура России». – Ярославль, 1999. -35 с.

  • Рутман А.М. История губернского города Ярославля. Ярославль. 2006.

  • Урок России: Методические рекомендации по проведению урока на тему «Ярославль красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история» (к 990-летию г. Ярославля)/Сост. С.Г. Воскресенский. – Ярославль , 2000. -38 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению" 3 класс

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:-развитие любознательности и ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению" 3 класс

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:-развитие любознательности и ф...