Урок окружающего мира "Лес - растительное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Потапова Елена Николаевна

Урок построен в рамках технологии развития критического мышления и предназначен обучающимся 3 класса (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroka_okruzhayushchego_mira_v_3klasse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3 класс, «Школа России»)

Тема урока «Лес – растительное сообщество»

Используемые методы: приемы технологии развития критического мышления

            Задачи урока, направленные на развитие универсальных учебных действий

Предметные:

  • систематизировать знания о лесе и его значении в жизни человека;

Метапредметные:

Познавательные

  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

Регулятивные

  • развивать умение работать в парах сменного состава;
  • структурировать полученные знания в виде таблицы, схемы;

Коммуникативные

  • развивать умение вести общение, работая в парах сменного состава;
  • формировать умение рефлексировать при подведении итогов урока

Личностные:

  • поощрять желание самостоятельно «добывать» знания;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рабочие тетради, выставка книг из серии «Родные просторы», репродукции  картин И.Шишкина «Лесные дали» и «Утро в сосновом лесу», текст «Этажи леса», аудиозапись голосов птиц, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход урока:

  1. Вызов

  - Отгадайте загадки и определите тему урока:

На горе шумит,                             Весной веселит,

Под горой молчит. (Лес)             Летом холодит,

                                                             Осенью умирает,

                                                       Весной оживает. (Лес)

-        Посмотрите на репродукции картин русского художника И. Шишкина  и послушайте,  как описывает И.Бунин лес в своем стихотворении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

-Иван Бунин выразил свое видение леса в своем стихотворении, а что вы чувствуете, видите и слышите, когда попадаете в лес?

- Обменяйтесь своими мнениями в парах.

- Нарисуйте в тетрадях  таблицу с тремя одинаковыми вертикальными колонками.

- В левой колонке запишите все то, что вы знаете о лесе (используя слова, фразы, схематические рисунки).(3мин)

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1. Лес вырабатывает кислород.

2.        Существа, обитающие в лесу, находят в нем пищу.

3.        Лес дает человеку богатства: смолу, ягоды, грибы, орехи, дичь, сено.

- Обозначим левую колонку таблицы значком: V- знаю.

3 Осмысление

-        Давайте запишем на доске все, что наш класс знает о лесе. Для этого каждый из вас по очереди зачитает свои данные из левой колонки таблицы.

( Учитель помогает учащимся классифицировать полученные знания , на доске оформляется  кластер)

                                                                         Лес

     Роль леса в жизни Земли             Состав леса             Обозначение на карте 

вырабатывает кислород          1ярус – древесный

             дом для животных                      2ярус – кустарниковый

                                 источник пищи                  3 ярус – травяно-кустарничковый покров

- Запишите во вторую колонку все, что хотели бы вы узнать о лесе?

- Обозначьте вторую колонку таблицы значком: ?- хочу узнать.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1. Лес вырабатывает в результате фотосинтеза кислород.

2.        Существа, обитающие в лесу, находят в нем пищу.

3.        Лес дает человеку богатства: смолу, ягоды, грибы, орехи, дичь, сено.

1. О разнообразии растительного мира.

2. Какую роль играют кустарники в жизни леса?

- Озвучьте интересующие вас вопросы.

-Для того, чтобы расширить знания о лесе, вы познакомитесь с текстом «Этажи леса»

Учащимся предлагается текст (каждому – индивидуальная распечатка).

-Читайте и делайте пометки в тексте (V (знаю), + (узнал новое), ? (хочу узнать). (7мин.)

Этажи леса.

Лес – сложное растительное сообщество, в состав которого входят крупные деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники. Все эти растения связаны между собой и влияют друг на друга. Лес играет важную роль в жизни Земли:

Лес вырабатывает в результате фотосинтеза кислород.

Лес вырабатывает органические вещества.

Живые существа, обитающие в лесу, находят в нем пищу.

Вода, поступающая в атмосферу, частично испаряется с поверхности лесов.

Лес является домом для животных.

Лес дает древесину, смолу, ягоды, орехи, дичь, лекарственные растения и сено человеку.

В лесной растительности выделяют несколько ярусов («этажей») растений. Верхний «этаж» образуют деревья – древесный ярус (древостой). Без деревьев не может быть леса. Они имеют огромную растительную массу. По составу пород деревьев леса можно разделить на лиственные (дуб, осина, ясень, клен, береза), хвойные (сосна, ель, пихта) и смешанные (лиственные и хвойные деревья). Под деревьями  в лесу обычно растут разнообразные кустарники. Они образуют особый ярус – подлесок. В одних участках леса подлесок густой, пышный, в других – редкий, слабый. Это зависит от количества солнечного света попадающего в нижние «этажи» леса. Ни один из лесных кустарников, даже если они развиваются в самых благоприятных условиях, не могут «догнать» по высоте взрослые деревья. Подлесок играет немаловажную роль в жизни леса. Он служит местом гнездования для многих птиц, а плоды кустарников служат пищей для лесных обитателей.

На почве в лесу развиваются различные травы и кустарнички. Они образуют травянисто-кустарничковый покров. Самый нижний этаж – это низкорослые растения, едва поднимающиеся над поверхностью почвы, мохово-лишайниковый покров. Если мох полностью покрывает почву, то он препятствует прорастанию опадающих семян деревьев. Мощный и густой мох впитывает воду как губка и создает неблагоприятные условия для развития корней деревьев. Лишайники растут в лесу редко и только там, где лес растет на бедной, сухой песчаной почве.

В лесу можно встретить такие растения, которые не принадлежат ни к какому лесному «этажу». Это подрост – молодые деревца, а так же лианы и эпифиты. (А.А.Бирюкова, Е.И.Синицкая. Справочник школьника. Начальная школа. «Слово»,1996г. Стр.498)

(После прочтения организуется работа учащихся в режиме самостоятельной работы с  таблицей в тетрадях. Учащимся дается время на заполнение 3 столбика таблицы:  Узнал новое)

Знаю( V)

Хочу узнать (?)

Узнал новое  (+)

1. Лес вырабатывает в результате фотосинтеза кислород.

2.        Существа, обитающие в лесу, находят в нем пищу.

3.        Лес дает человеку богатства: смолу, ягоды, грибы, орехи, дичь, сено.

1. О разнообразии растительного мира.

2.Какую роль играют кустарники в жизни леса?

1.Вода, поступающая в атмосферу, частично испаряется с поверхности лесов.

2.Лес вырабатывает органические вещества.

       3.По составу пород деревьев   леса бывают: лиственные, хвойные, смешанные

      4. В лесной растительности выделяют «этажи» (ярусы) и внеярусные растения.

-Какая информация вам была известна, но не отражена в таблице и кластере? (Дополнение кластера)

-  Что нового узнали о лесе? (По ходу фронтальной работы учитель дополняет кластер, а учащиеся дополняют записи в третьей колонке таблицы).

                                                                          Лес

     Роль леса в жизни Земли                Состав леса                       Обозначение на карте 

вырабатывает кислород          1ярус – древесный

             дом для животных                      2ярус – кустарниковый

                        источник пищи, древесины,      3 ярус – травяно-кустарничковый покров

                           лекарственных растений       4 ярус – мохово-лишайниковый покров

испарение воды с поверхности листьев             внеярусные растения

 Беседа по тексту:

-Почему кустарники никогда не смогут «догнать» деревья?

-Почему в тех участках леса, где уничтожен подлесок, деревья плохо защищены от нападения вредных насекомых?

- Каким образом пышность и густота кустарников зависит от количества солнечного света попадающего в нижние «этажи» леса?

-Как взаимосвязаны между собой растения из разных «этажей» леса.

- О каких внеярусных растениях вы узнали?

-Какие вопросы возникли по ходу работы с текстом? О чем бы вы хотели узнать подробнее? (Какую роль подрост играет в природе? Что такое ЭПИФИТЫ, и для чего они селятся на деревьях?)

 ( Учитель побуждает к поиску новой информации, указывает на источники, дает дополнительное домашнее задание)

Работа по карте.

- Опираясь на условное обозначение, определите, каким цветом обозначаются лесные массивы на карте? В какой местности нашей страны лесов больше всего? (Дополнение кластера по третьей позиции)

3.Рефлексия

- Представьте, что вы были в лесу, и вам запомнилось одно из растений, в течение трех минут нарисуйте его.  (Класс условно делится на 5 групп: 1группа рисует только деревья, 2 – кустарники, 3- травянистые растения, 4 –мхи и лишайники, 5группа сочиняет синквейн на тему «Лес» (правила написания синквейна написаны на обратной стороне листка))

 (Под звуки шорохов листвы и голосов птиц (включается аудиозапись) учащиеся работают самостоятельно).

По окончанию работы дети вывешивают свои рисунки так, чтобы в целом получился лес, и были видны основные «этажи» леса. Читают синквейны о лесе.

Лес.

Густой, лиственный.

Шумит, холодит, скрывает.

Одаривает человека плодами и ягодами.

Растительное сообщество.

Домашнее задание

обязательное: прочтите статью о лесе на стр. 87-89, подумайте: какой информацией еще можно дополнить наш кластер и третий столбик таблицы;

по выбору: найдите информацию и дайте ответ на вопросы, поставленные по ходу урока: Какую роль подрост играет в природе? Что такое ЭПИФИТЫ, и для чего они селятся на деревьях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Растительный и животный мир степи.

Урок построен с учетом требований ФГОС, основных принципов работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Авторы используемого учебника Н.Я. Дмитриева,...

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии" с красочной презентацией в двух частях. Презентация выполнена по всем правилам, на от...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Поиски неведомой земли. Растительный мир Австралии"

Яркая красочная презентация урока окружающего мира в 4 классе по теме "Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии" (часть 1). Презентация выполнена по всем правилам, на отдельном сл...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока:             Сообщество луг.     Человек и  сообщество луг...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Природное сообщество. Лес" 3 класс

Технологическая карта. Окружающий мир. 3 класс. "Природное сообщество - лес"...