Технологическая карта к уроку окружающего мира "Природное сообщество. Лес" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ермолова Наталья Александровна

Технологическая карта. Окружающий мир. 3 класс. "Природное сообщество - лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор предлагаемой разработки: Ермолова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45» г. Владивостока.

Методический комментарий.

Урок составлен по программе УМК «Начальная школа 21 век». Данный урок является итоговым в результате изучения темы «Царства природы». Учебная деятельность организуется в начале урока – всем классом, далее - в групповой форме. Деление на группы осуществляется дифференцированно. Группы по 3 - 4 человека. Группы детей со слабой развитой коммуникацией и мыслительной деятельностью работают только по учебнику. Дети, умеющие работать в группе самостоятельно и имеющие удовлетворительный уровень мыслительной деятельности, имеют возможность работать по дополнительным тексту, предоставленному учителем.

Тема: Природное сообщество «Лес».

Класс: 3

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока:

        Деятельностная: уметь анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, отбирать информацию, полученную из разных источников; принимать и сохранять учебную задачу; договариваться и приходить к общему мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками.

        Содержательная: обобщить характерные признаки сообщества «Лес», раскрыть связи между членами сообщества

Планируемые результаты:

        - предметные: обобщить представления учащихся о сообществе «Лес», его растительном и животном многообразии, показать взаимосвязи между компонентами сообщества, усвоить понятия «сообщество», «ярусность».

        - метапредметные: работать с предложенной информацией, сотрудничать в группе, высказывать своё мнение, доказывать правильность выбора, рассуждать и выражать свои мысли через диалог между учащимися,  

        - личностные: вести диалог с учащимися и учителем, усваивать необходимость сохранения лесного сообщества, воспитывать в себе бережное отношение к природе.

Условия реализации, техническое оборудование: карточки со словами по количеству учащихся в классе для работы в приёме «Группировка», учебник «Окружающий мир», дополнительный текст «Лесное сообщество», таблица для заполнения «Лесное сообщество».

Структура урока

№ п/п

Этапы

урока

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы развития смыслового чтения

(Приложение 1)

1.

Этап мотивации

2-3

  • загадывает загадку

    Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем...

  • обобщает предложенные учащимися варианты отгадки и сообщает, что им предстоит отгадать, что это за дом, и что за чудеса есть в этом доме.
  • дают варианты отгадки;
  • выделяют опорные слова из загадки, на которых будет строится урок

«Отстроченная отгадка»

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

10-12

  • активизирует мыслительную деятельность обучающихся;
  • направляет учащихся, поддерживает их процесс мыследеятельности

  • свободно передвигаясь по классу, составляют пары, тройки и группы по выбранному самостоятельно признаку, доказывают свой выбор

«Группировка», «Отсроченная отгадка»

3.

Этап закрепления с проговариванием во внешней среде

12-15

  • координирует работу учащихся

работают в группах:

  • читают текст учебника и дополнительные тексты (Приложение 2), анализируют, в группах составляют таблицу по предложенным основаниям;
  • объясняют особенности сообщества «Лес», дополняют друг друга, задают уточняющие вопросы

«Отсроченная отгадка»

«Создай паспорт»

4.

Этап включения изученного

в систему знаний

6-7

  • предлагает включить в сообщество «Лес» слова, использованные на 2 этапе
  • дополняют таблицу, аргументируя свой выбор;
  • соотносят цели урока с результатом

5.

Этап рефлексии учебной деятельности

2-3

  • задаёт провокационный вопрос «отсроченную загадку» для нахождения ответов дома (домашнее задание)
  • проводят самооценку: всё ли получилось на уроке, достаточно ли информации для понимания темы урока

Приложение 1

  1. Приём «Отстроченная отгадка»

Учитель в начале урока предлагает детям отгадать загадку, найти в ней ключевые слова, на которые им необходимо найти ответы в процессе урока (загадка записана да доске).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.
Заходи в
зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем...

  1. Приём «Группировка»

Каждому учащемуся предлагается слово – понятие. Задача каждого учащегося: свободно передвигаясь по классу, найти себе пару по самостоятельно выбранному признаку, и объяснить свой выбор. Далее необходимо составить тройку, также по самостоятельно выбранному признаку и доказать свой выбор. Следующим этапом необходимо найти слова, которые по какому-то признаку максимально объединят учащихся в группы, и аргументировано объяснить основание для объединения.

Слова, предлагаемые учащимся для группировки: берёза, сосна, заяц, жук-короед, черви, дятел, заяц, землеройка, сова, ястреб, волк, бактерии, крот, ящерица, уж, филин, еж, шиповник, орешник, ландыш, вороний глаз, трава, кустарник, дерево, лес, болото, луг.

  1. Приём «Создай паспорт»

В процессе чтения текста учебника и дополнительного текста учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания и заполняют таблицу – паспорт сообщества «Лес».

  1. Сообщество – это __________________________
  2. Заполни таблицу

Ярус

Название растений

Название животных

  1. Докажи на примерах, что в лесу всё взаимосвязано (возможен рисунок)
  2. Составь пищевые цепочки (возможен рисунок)
  3. Запиши, чем лес необходим и важен для человека.

Приложение 2

ЛЕСНОЕ СООБЩЕСТВО

Характеристика лесного сообщества

1. Название природного сообщества – лес.

2. Какие организмы составляют сообщество. Характерным признаком сообщества «Лес» является ярусность. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.

В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.

3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

4. Значение природного сообщества для человека. Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.

Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.

Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.

5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.

Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.

6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.

Источник: http://priroda36.ru/kraevedenie/razdel-shzivaya-priroda/804-harakteristika-lesnogo-soobshhestva.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...

технологическая карта к уроку окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Урок построен по технологии "Развитие критического мышления" прием "Зигзаг"...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку окружающего мира для 4 класса на тему "Природные зоны России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление о природных зонах России, причинах их расположения.Планируемые результаты:-предметные: знать: понятие «природная зона&ra...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"

Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.Планируемые результаты:-Предметные:знать: понятие «матица», «полати»...