Окружающий мир. 3 класс ПНШ. "Горные породы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
В открытый урок " Гоные породы" помещён конспект урока и презентация. УМК- ПНШ. 3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.12 МБ | |
| 146.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речная и морская галька – это горные породы .
Жидкие горные породы: ртуть, нефть.
Газообразная горная порода - природный горючий газ.
Вулканы дымятся, грохочут, извергаются.
Из кратера вырываются потоки расплавленной массы (магма).
Гранит - горная магматическая порода.
Базальт - горная магматическая порода.
Горная порода – известняк .
Каменный уголь.
Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
Одноклеточное существо под названием фораминифера.
Торф образуется из отмирающих частей водных растений.
Торф – это горючее полезное ископаемое.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! Выделите две группы горных пород. МАГМАТИЧЕСКАЯ ОСАДОЧНАЯ
Какие слова пропущены? Их называют осадочными , потому что образовались в результате осаждения камней песчинок, глинистых частичек скелетов и панцирей умерших обитателей моря, отмирающих растений на дне рек, озёр, морей. При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию магматических пород
Базальт, гранит – это магматические породы.
Известняк, янтарь, каменный уголь-это осадочные породы.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
Предварительный просмотр:
Урок : "Горные породы"
Тип урока: освоение нового материала.
Планируемые результаты:
- предметные:
познакомятся с понятием "горные породы", с видами горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород; получат представление о том, что горные породы- это природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов;
- метапредметные:
- регулятивные- осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхожденя эталона, реального действия и его продкута;
- познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- личностные:
быть наблюдательными: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматия. «Классный календарь погоды», образцы полезных ископаемых из школьной коллекции (гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть). Коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции, презентация «Горные породы».
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
-Дежурный, расскажи, пожалуйста, о погоде дня, назови температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность, наличие или отсутствие осадков.
-Рассмотрите рисунок в учебнике (ч.2, с. 6). Опишите поверхность неживую природу, составляющую поверхность Земли.
І І. Сообщение темы урока. Определение цели урока.
1) Работа в парах.
Проблемный вопрос
Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы?
- Прочитайте 1 абзац параграфа «Горные породы» и найдите ответ с соседом на поставленный вопрос, выделите те сведения, которые до этого вам были неизвестными.
Проводится беседа.
-Верхняя граница точно не определена. Высоко над землёй атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, т. е. поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород большинство из которых твёрдые.
2) Работа с рисунком.
-Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. (На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней).
І І І. Открытия нового знания.
Слайды №1, 2.
-Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь – это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоёмов, вся твёрдая часть земли до глубины 30-40 километров и более.
Слайд №3, 4.
-Большинство горных пород твёрдые, но есть жидкие горные породы (ртуть, нефть) и газообразные (природный горючий газ).
Показ образцов горных пород.
-Вы, может быть, видели по телевизору или читали об извержениях вулканов? (ответы ребят)
Слайды №5, 6.
-На земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара.
Действующие вулканы служат как бы окнами вглубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываются глубинное расплавленное вещество Земли – магма. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой.
При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы с огромной силой вырываются из глубины недр Земли. Они изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ (вулканических) ПОРОД. К ним относятся ГРАНИТ и БАЗАЛЬТ.
Слайды №7, 8.
-А, вот каменный уголь, известняк и торф образовались по-другому.
Бурные реки, которые образующиеся при разрушении гор. Реки впадают в море, вместе с речной водой в море впадают камни, песок и глиняные частички. Они опускаются на дно моря.
Так год за годом сотни тысяч и миллионы лет накапливаются громадные толщи осадков на дне океанов и морей. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют ОСАДОЧНЫМИ, потому что образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
Слайд №9.
-В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет накапливается огромное количество скелетов и образуется горная порода – известняк.
Слайды №10,.
-Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает глина и песок. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.
Слайд №11.
-А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
Что такое мел?
Слайд №12.
-Оказывается, вначале мел был животным. В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, эти существа опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из их панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом. Различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы.
-После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!
Слайд №13.
-Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных, образуется чёрный ил. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.
Слайд №14.
-В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на ¾ состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо. На нём могут работать даже электростанции.
І І І . Включение нового в активное использование. Самостоятельная работа.
- Почему каменный уголь, известняк и торф называются осадочными горными породами?
Работа с учебником стр. 7-8.
- Выделите две группы горных пород. (Магматические или вулканические и осадочные) Слайды №15,18.
- Приведите примеры вулканических и осадочных пород.
Слайд № 19. (фото хранение нефти)
Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
ІV. Итог урока. Рефлексия.
– Что на уроке понравилось, запомнилось?
V. Домашнее задание.
В хрестоматии прочитать рассказ «Какого цвета уголь?».
Литература.
- Окружающий мир. Методическое пособие. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, издательство Москва «Академкнига/Учебник», 2006г.
- География. Энциклопедия. Варли К., Майлз Л.- М. Росмен.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия География. Москва «АСТ»,1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)
Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....

Групповой учебный проект по окружающему миру по теме: "Горные породы и минералы".
Групповой учебный проект по окружающему миру по теме: "Горные породы и минералы"....

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс УМК "Школа 2100" по теме "Горные породы и минералы"
1. тема2-4. горные породы5-6 гранит7. использование горных пород8.виды домов99-11. минералы...
Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс ОС "Школа 2100"
Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 4 классов. На уроке используется группая форма работы, исследовательская работа....

Технологическая карта урока окружающего мира «Как определить горную породу» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о разнообразии горных пород, об их свойствах.Задачи урока:Дидактические:расширить знания у обучающихся о разнообразии горных п...
