По заповедным тропинкам
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Данильченко Наталья Викторовна

Цель занятия: усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле;

 

Задачи занятия:

Познавательные:

*    сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей

*    расширить и углубить знания учащихся об окружающей среде через звуковое восприятие природы.

Развивающие:

*    развивать воображение и ассоциативные чувства, научить детей ориентироваться в мире звуков природы;

*    Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Воспитательные:

*    Экологическое воспитание на основе установления экологических связей;

*    Воспитание культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_prirody.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор: Данильченко Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ №3 г. Сухиничи Калужской области»

Класс - 1.

Название внеклассного мероприятия -  «По заповедным тропинкам».

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель занятия: усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле;

Задачи занятия:

Познавательные:

  • сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей
  • расширить и углубить знания учащихся об окружающей среде через звуковое восприятие природы.

Развивающие:

  • развивать воображение и ассоциативные чувства, научить детей ориентироваться в мире звуков природы;
  • Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Воспитательные:

  • Экологическое воспитание на основе установления экологических связей;
  • Воспитание культуры общения.

Для проведения данного внеклассного мероприятия мною была выбрана данная форма проведения, потому что именно участие в беседе, индивидуальной или коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения, мотивы своего или чужого поступка.

Данное занятие помогло выяснить позицию каждого ребенка в его отношениях с природой. Учащимся понравилось занятие, оно вызвало у них интерес к окружающей их природе, сопереживание. Они активно принимали участие в беседе: отвечали на вопросы, сами рассказывали то, что им известно.

Ход занятия.

Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Мы совершим путешествие в мир звуков. Что это за мир? Где он находится? Может быть, чтобы в него попасть нужно уехать куда-то далеко? Или достаточно просто прислушаться.

Многие из нас не слышат звуков природы. Почему? (ответы детей) 

Слушать и услышать – это не одно и то же!  Слушать может каждый, а услышать надо уметь!

Звуки! Кто их издает? Как? Зачем? Сегодня мы попробуем ответить на данные вопросы.

Где же мир звуков? (ответы детей).

Этот мир везде – в городе, на лугу, в лесу, на реке, на болоте.

Кто издает звуки? (люди, животные, машины)

Одним из источников звуков является человек. Так же мы слышим звуки автомобилей, автобусов и т.п., но они не очень приятные для нашего слуха.

А какие звуки мы слушаем с удовольствием? (которые издает природа)

О каких звуках мы сегодня поговорим? (о природных звуках)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природных звуков, которые приятны для нас. У нас на парте лежат листочки с маршрутом нашего путешествия. Мы пойдем по тропинкам, и на нашем пути будет 5 остановок. Но прежде, давайте вспомним правила поведения на природе, которые мы будем соблюдать. Каждый из вас выберет знаки правильного путешествия в природу, который будет путешествовать все время с нами.
Давайте откроем окно. Кто к нам ворвался в класс?
(ветер)

Услышали его? Почувствовали? Все его слышат, но никто не видит!

А кто мне скажет, что такое ветер? (ответы детей) 

Ветер – это воздух, который, перемещаясь, создает разные звуки. Ветер бывает ласковым и нежным, но может быть и громким, свирепым, злобно выть.

Какой ветер вам больше всего нравиться? Почему? (ответы детей)

Ветерок к нам в окошко влетел,
Пошуршал, позвенел, поскрипел.
Лист бумаги смахнул,
Рядом с кошкой уснул.
За секунду все сразу успел.

Но нередко ветер выступает как грозная сила и сопровождает такие страшные явления природы, как гроза.

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.

Те, кто испытал настоящую грозу, вспоминают о ней со страхом. Какие чувства испытал мальчик Егорушка, попавший в ночную грозу?

Отрывок из повести А.П. Чехова «Степь».

  Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

Страшно? Кто из вас попадал  в грозу? Как вы себя чувствовали? Что вас больше пугала гром или молния? (ответы детей)

А вы не забыли, что гроза почти всегда сопровождается дождем? Шумным, обильным дождем!

Вот как описал его Л.Н.Толстой:

«До ближайшей деревни осталось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча… быстро подвигалась к нам… Но только что мы трогаемся, ослепительная молния… сопровождается таким оглушительным треском грома, что кажется, весь свод небес рушится над нами… На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя… другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя».

Вода создает в природе множество звуков. О ней говорят разные слова: барабанит, журчит, сверкает, поет, ревет.

Шумят ручьи! Бегут ручьи!

Взревев, река несется

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Много разных звуков порождает замерзшая вода: снежинки хрустят, лед трещит, скрепит, звенит!

- А вы любите дождь? Кто любит теплый летний дождик, я приглашаю

поиграть со мной.

Игра «Солнышко - дождь»

        Все становятся в кругу. По  моему сигналу "Солнышко" все идут гулять, прыгают и бегают. По сигналу "Дождик" я открываю большой зонт и вы должны быстро забежать под него, чтобы не намокнуть. Место, куда надо бежать все время будет меняться.

Молодцы! Двигаемся дальше. И следующая наша остановка «Поляна».

Кто это произносил такие красивые звуки? (насекомые)

Каких вы знаете насекомых? (ответы детей)

Назовите основной признак насекомых? (шесть ног)

Насекомые – удивительные существа,  их звуковые аппараты говорящие. У кого они размещены на крыльях, у кого – на ножках, а у кого крылышки говорящие.

Большинство насекомых играет в природе важную биологическую роль – становятся пищей для других животных. Некоторые насекомые, такие как муравьи и их личинки, сами поедают останки животных, являясь санитарами природы.  Многие насекомые, такие как пчёлы, шмели, бабочки, опыляют растения в пору их цветения. Пчёлы дают людям мёд и воск, шелкопряд даёт шёлк.  Учёные подсчитали, что за час муравьи собирают вокруг своего гнезда более ста тысяч тлей и двух тысяч гусениц. Если бы лесных санитаров муравьёв не было – гусеницы уничтожили бы за это время более 10% растений. 

Игра «Звуки поляны»

Давайте представим себя насекомыми и попробуем воспроизвести как они ведут себя в природе. 

Команда первая будет произносить звук «С»

Команда вторая будет произносить звук «Ш»

Команда третья будет произносить звук «Ж»

А теперь, мы постараемся все вместе, как можно громче, сказать свои буквы! Раз, два, три! Сшж, сшж, сшж. Еще раз. И еще раз.

Молодцы! Следующая остановка «Болото».

Как вы думаете, какие звуки мы услышим здесь? (кваканье лягушек)

Лягушки такие концерты по весне закатывают, что даже птицам с ними не сравниться. Даже есть загадка о них «На берегу сидит Тарас, кричать горазд ».  Лягушачьи хоры знакомы всем. Они настолько распространены и так хорошо всем знакомы, что, наверное, без их кваканья трудно себе представить пруд, болото и даже луг. А есть страны, в которых самые обыкновенные лягушки уже стали редкостью. А без них голодно многим! Да и скучно, наверное, будет. Только представьте себе весну без кваканья. Так подумайте, как их сохранить, чем им помочь!  (ответы детей)

Кто квакает, кто стрекочет…. А кто привлекает вас своим чудесным пением? (птицы)

Пение птиц доставляет необыкновенное удовольствие. Песни птиц – это их визитная карточка. В песне много информации. Самая первая – кому песня принадлежит. Если раздается «ку-ку» - все знают, что это кукушка.

А какая визитная карточка у вороны? Грача? Воробья? Синицы? (ответы детей)

Но есть птицы, у которых визитная карточка очень неопределенная. Это птицы-пересмешники. Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

Для того чтобы узнать как поет скворец послушаете отрывок их рассказа А.И. Куприна «Скворцы».

«И настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром… Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую милую юмористическую песенку»

Скворец  - один из первых птиц-пересмешников. Он подражает другим птица и не только им.

А вот дятлы выстукивают свои песни клювом, словно барабанят по дереву.

Слышали?

Но выстукивают они свою песню не специально. Ищут под корой личинок, жуков, червей. Или дупло для будущего гнезда строят.

Кроме того, птицы своими звуками сообщают «Опасность!», общаются друг с другом, защищают свои жилища, предупреждают о появлении врагов.

Разнообразен язык  природы. Звуки природы помогают человеку. Наши предки прислушивались к ним, сочиняли приметы, связанные с жизнью и трудом, а также приметы о погоде, предсказания, «когда сеять, когда жать…»

Приметы, основанные на живом календаре, чаще всего точны. Вот некоторые из них:

Галка тепла накричала.

Разворковались голуби – будет хорошая погода.

Утром кричит синица – к морозу.

Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

Петух вечером поет – к перемене погоды.

Стрижи летают низко с криком – к дождливой погоде.

Попробуйте проверить эти приметы.

Растут наши города, поселки. Наполняются современным шумом. Люди все больше отдаляются от природы. Но мало кто сможет прожить без общения с нею. Отправляясь на отдых, многие берут с собой магнитофоны. Включают их – и вот зеленая поляна в лесу или берег тихой речки оглушаются громкой музыкой. Гости природы чувствую себя комфортно. А жители природы? Конечно, замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, притаятся насекомые.

А есть и другой путь – послушать музыку природы.  Музыку природы можно слушать везде и всегда. Просто учитесь ее слышать!

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы все видели и слышали. Из

сегодняшнего путешествия мы узнали о различных звуках природы, старались их запомнить, научиться различать их, учились слушать звуки природы в музыке.

Ребята, какой вывод можно сделать из всего услышанного?

Рефлексия.

Закройте глаза и побудьте снова в тишине...

Вспомните все, что вы делали сегодня на занятии. Постарайтесь

восстановить как можно подробнее все, что вы переживали, осознайте свои

чувства, эмоциональное настроение.

Определите, что помогало и что мешало вам в работе? Что понравилось и

что запомнилось больше всего?

Откроем глаза и по кругу поделимся своими переживаниями и

впечатлениями о путешествии в мир звуков природы.

Приложения № 1

Выбери правильные знаки поведения в природе.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=192164217-59-72&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=140773850-52-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2049231-65-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=567535414-48-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=140396164-06-72&n=21 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=568478682-44-72&n=21 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=49713413-56-72&n=21 http://mmgitik.com/_ph/46/532804698.jpg http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=390534020-70-72&n=21 http://900igr.net/datai/chelovek/Pravila-v-lesu.files/0014-031-Ne-vyrezajte-nadpisi-na-derevjakh.jpg http://wiki.kamipkpk.ru/images/c/cb/7894.JPG.jpg http://wiki.kamipkpk.ru/images/c/cb/7894.JPG.jpg

Приложения № 2


Маршрут путешествия

                                                           http://bms.24open.ru/images/7bffa55e564df7eafb8032ce14eff99c                                        http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=287842077-32-72&n=21

                                                                     «Дождь»                                                           «Поляна»

                 

http://www.fonstola.ru/download.php?file=201212/640x480/fonstola.ru-84069.jpg                                                                       http://21region.org/uploads/posts/2009-07/1247990504_1_5.jpg

           «Ветер»                                                                                              «Болото»

http://ekaterina.ucoz.net/risunok1.png

                                                                                                                http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/426/100426171_victor_cyganov_paintings___5_.jpg
Школа № 3                                                                                                                                                   «Лес»

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По заповедным тропинкам Пермского края.

Цели:1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;2) воспитывающая – бережное отношение к природе...

Конспект занятия "По заповедным тропинкам"

Конспект занятия кружка «Юные патриоты»По заповедным тропинкам(Занятие - путешествие) Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р. Содержательная цель: воспитание гражданина и пат...

Презентация к уроку краеведение. Тема: "По заповедным тропам Республики Коми "

Презентация к уроку краеведение. Тема: "По заповедным тропам Республики Коми "...

Заповедные тропинки 1 класс

ГА ПОУ ЧР «Канашский педагогический колледж»Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики       План – конспект урока по окружающему миру в 1 «...

Методическая разработка урока окружающего мира с презентацией на тему: " Заповедные тропинки" в 1 классе

Методическая разработка урока  окружающего мира с презентацией в 1 классе на тему: " Заповедные тропинки"...

Заповедные тропинки

Презентация по окружающему миру дл 1 класса...

Конспект окружающего мира 1 класс "Заповедные тропинки", УМК Перспектива

Тема: Заповедные тропинкиЦели деятельности учителя: формирование представления о заповедниках; ознакомление с заповедником своего региона – Ильменский государственный заповедник; ознакомление с ...