Конспект урока окружающего мира (1 класс, система Л.В. Занкова)
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

Тема урока: Транспорт и связь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира (1 класс, система Л.В. Занкова)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Тема урока: Транспорт и связь

Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению; создать условия для развития представлений об информационном процессе передачи информации, ознакомить со способами сохранения  информации.                                              

Планируемые предметные результаты:  дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со способами сохранения  информации.

           Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Личностные УУД:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

 

 Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийная презентация; карточки для игры «Транспорт»; учебники, рабочие тетради; сигнальные карты.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1 этап.

 Мотивация к учебной деятельности.

 

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи,
За работу, в добрый час!

1 слайд. Дети внимательно слушают, эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные:            

 - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД:

- адекватная мотивация учебной деятельности.

2 этап.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

- А сейчас отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

Еду в нём на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку:

Тук-тук-тук! (Поезд)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.  (Самолёт.)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт. (Корабль.)

Очень быстро в час любой,
Провезу вас под землей.
(Метро)

 (Показывается слайд различного транспорта.)

- Как можно назвать одним словом всё, что изображено на слайде?

Ответы детей. Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком.

-поезд

Самолет

корабль

метро

Транспорт

Личностные УУД:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу.

Познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

Регулятивные: принимать учебную задачу, учить выполнять учебные действия в устной речи;

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения

3 этап.

 Выявление места и причины затруднения.  Постановка цели, темы урока.

Цель: создание условия для выявления и фиксирования  во внешней речи причину затруднения

 Какая будет тема урока?

Какая цель урока?

 - Что такое транспорт?

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции.       В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»

- Зачем нам нужен транспорт?

- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…?

- Какие современные виды транспорта вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга?

- На какие группы можно разделить весь транспорт?  

Транспорт

познакомимся с различными видами транспорта,

 научимся делить на группы

Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.

-Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.                                                                          - для передвижения и перевозки грузов

-первое транспортное средство – лошадь

……

- способом передвижения.:                                    по земле, по воде, в воздухе, под землей

Личностные:

- проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

Познавательные:

-в коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий,

Познавательные:

- ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ,

4 этап.

 Работа над новым материалом.

А) Цель:  создание условия для проявления  познавательной инициативы,

подвести учащихся под понятие транспорт, виды  транспорта  на основе выделения существенных признаков.

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам.

1  вид  которые летают в небе. Назовите их.

-  

- Как можно назвать такой транспорт, одним словом?

-А еще, какие воздушные виды транспорта знаете?

2 вид -   трактор, трамвай, мотоциклы

-А еще, какие  наземные виды транспорта знаете?

  1. вид –   подводные лодки, моторная лодка, парусник, пароходы, теплоходы, баржи.

- Как можно назвать такой транспорт, одним словом?

А еще, какие   виды  водного транспорта знаете?

  1. вид  - метро.

Как можно назвать такой транспорт, одним словом?


- Повторим на какие группы мы разделили весь транспорт?

-На каком виде транспорта вы добираетесь до школы?

 -А кто идёт пешком? Поднимите руки.

Какие правила уличного движения вы соблюдаете, когда  идёте в школу ?

   Выходят дети   Правила Дорожного движения

- на слайде назовите дорожные знаки.

Запомни: Красный – значит – нельзя. Синий – можно

Ролик  1.« ПДД»

-какую информацию вы получили по ролику?

самолёты,  ракеты, дирижабли.

Воздушный 

вертолёты, воздушные шары

Этот транспорт передвигается по земле. Это наземный транспорт

автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы,

Водные , потому, что он передвигается по воде.

корабли, лодки, катера, яхты

Подземный

наземный, воздушный, водный, подземный

ответы детей

Переходить дорогу можно только на зелёный свет светофора.


Знак "Подземный пешеходный переход":

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

http://images.prom.ua/151796_w640_h640_128.gif

Знак "Железнодорожный переезд"

Здесь железная дорога!

Рельсы, шпалы и пути –

С электричкой не шути.

img2.gif (4526 bytes)

!

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти

Ученики говорят

+ подземный переход, пешеходный переход,

- ездить на велосипеде, человеку не ходить, стоянка запрещена, движение поездов.

Личностные:

- формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

Регулятивные:

- учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;

Познавательные:

- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

Коммуникативные:

- адекватно использовать средства устного общения.

Динамическая пауза

- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом?

Под землёй состав с народом
Машинист ведёт по рельсам,                                                                Вагончики зеленые,     Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики,    Все тук, да тук, да тук

В небо ракета             Стрелою взлетела,
В ней космонавт             Сильный и смелый.

А теперь с тобой вдвоем   Мы на лодочке плывем.
Весла в руки мы берем,   Быстро к берегу гребем.

Мы ехали, ехали,          К яме подъехали. 
Яму объехали,                И к дому поехали

 правила поведения

4. Работа над новым материалом.

 

Б).Цель:  создание условия для проявления  познавательной инициативы,

подвести учащихся под понятие связь, информация на основе выделения существенных признаков.


Какие виды транспорта назвали (на доске схема – опора)

Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?

Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?

 Если транспорт перевозит только грузы?

Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: Такой транспорт называется специальным. Слово «
специальный» в переводе обозначает «особый».

- А какие машины относятся к этому виду, вы узнаете, отгадав загадки:

1. Полыхает дом. Кошмар!
Укротит она пожар (Пожарная машина)


2. Замигает синим глазом,
И в погоню рвется сразу (Полиция)


3. Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу (Скорая помощь)

Какую информацию получили от ребят                                          (Для чего нужны машины?)

-Чтобы обратиться за  помощью, как вы сообщите срочную информацию?

По каким номерам телефона надо вызывать помощь в этих случаях?

- А для  чего ещё вам нужен телефон?

Учебник с 43

Для того, чтобы передать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.

Средства связи – способы передачи информации на расстояние.

 Назовите средства связи между людьми, как люди общаются друг с другом? А на расстоянии.

А какие средства связи помогают сохранить полученную информации?

Какими источниками информации пользуетесь вы?

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.

1.Пользуетесь ли вы с компьютером? С какой целью?

Ролик  2. «Интернет»

 2.Кто любит отдыхать? На каком виде транспорте отправитесь в путешествие? Представьте себе, что вы потерялись,  и у вас нет ни телефона, ни интернета. Как свяжитесь с родителями?

- Ролик  3. «Связь»

Наземный, воздушный, водный, подземный

Людей и грузы.

 Пассажирский.

Грузовой.

(Пожарная машина)

(Полиция)

(Скорая помощь)

Эти машины нужны для очень ответственной работы,                                             обращаются, если требуется срочная помощь.

Помощь взрослого, звонок по телефону

Пожарная  машина (01)

Полиция  (02)

Скорая помощь (03)

общение

ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ слова , КОГДА ДЕТИ НАЗЫВАЮТ

НА ДОСКЕ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО Связь

почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет. 

Телефон сотовый(смс), диск, письмо, книга, карта, газета, чек (магазин), флэшка,  картина

книжки, театр, музей, телевизор, компьютер

Ответы детей

Ответы детей

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

5 этап. Самостоятельная работа взаимопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

– Какой транспорт мы называем специальным? 

Вот мы сейчас проверим как вы запомнили номера

В учебнике на с 43( внизу) под каждой картинкой карандашом подпишите, по каким  номерам телефона надо вызвать помощь в этих случаях.

Познавательные :              

-строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

-строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные :

-принимать участие в работах группами;

Личностные :

-договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

Регулятивные :

-оценивать

совместно с одноклассниками результат своих действий;

6.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Что нового вы узнали на уроке?

Для чего нужен транспорт?

1. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)

3. Корабль является наземным транспортом. (–)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде. (+)

7. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

10. Транспорт – это средство передвижения. (+)

- Кому было легко, комфортно работать?

 Прикрепи маячки на светофор: зеленый –все понял,

Желтый не очень, красный ничего.

Ответы детей

Познавательные  :

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные :

-учиться оценивать результаты своей работы.

Личностные :

-адекватно оценивать свои возможности.

Коммуникативные :

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

транспорт

Слайд 3

« Транспорт » - в переводе с греческого « перемещать ».

Слайд 4

транспорт

Слайд 5

воздушный

Слайд 6

наземный

Слайд 7

водный

Слайд 8

подземный

Слайд 9

«Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!»

Слайд 10

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Слайд 11

транспорт

Слайд 12

специальный

Слайд 13

специальный

Слайд 14

специальный

Слайд 15

03 01 02

Слайд 16

Средства связи

Слайд 17

02 03 01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"

В материале Вашему  вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Урок окружающего мира 4 класс, система Л.В.Занкова

Тема урока: Россия при Петре 1. Цель урока: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен, познакомиться с событиями прихода к власти царя Петра,его первыми государственными делами...

Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

Урок окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова

Урок по теме "Мы заняты разным делом" 1 класс система Л.В.Занкова. Материал урока способствует расширению знаний учащихся о профессиях, вызывает интерес школьников к познанию мира профессий; соз...

Урок окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова

Урок по теме "Мы заняты разным делом" 1 класс система Л.В.Занкова. Материал урока способствует расширению знаний учащихся о профессиях, вызывает интерес школьников к познанию мира профессий; соз...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...