Окружающий мир 2 класс "Труд и отдых в семье"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Дементьева Наталья Владимировна

На данном уроке даётся представление о важности выполнения домашних трудовых обязанностей,об отношении к ним,о бережном отношении к вещам, о соблюдении семейных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Труд и отдых в семье».

Цели: уточнить представление детей о том, какие трудовые обязанности они  

                 могут и  должны выполнять дома;

                формирование правильного отношения к своим трудовым обязанностям,    

               бережного отношения к вещам, книгам, игрушкам;

               воспитание трудолюбия и аккуратности. Уважение семейных ценностей.

1. Оргмомент.

Здравствуйте все! Мы рады видеть друг друга ! Начинаем урок.

ВНИМАНИЕ!

Проверь, дружок,   Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?   Всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки!

2.Повторение    Д\З

А)         -Ребята, отгадайте ребус "7Я"., и скажите о чём мы вели разговор на прошлом уроке.

-Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра. (Слайд №1, 2).

- Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?  

- Я для вас приготовила задание – попробуем выполнить вместе.

(слайд  № 5,6)

Б)          -Работа в группах: Повторим - Что такое семья»; ---«Правила общения в семье»

1 группа « Что такое семья»

●Где живёт семья?

              1)Семья живёт в квартире, в доме.

             2) Семья живёт где вздумается.

●Как члены семьи относятся друг к другу?

  1. Члены семьи обзываются , ругаются.
  2. Члены семьи безразлично относятся друг к другу  .
  3. Члены семьи любят и уважают друг друга.

●Чем совместно занимается семья?

           1) Члены семьи  отдельно ведут домашнее  хозяйства.

           2) Только один член семьи занимается хозяйством.

             3)Семья  совместно  занимается ведением домашнего хозяйства.

●Куда и как распределяют деньги в семье?

      1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство.

       2) Каждый  тратит   как захочет.

2 группа «Правила общения в семье»

.

●Правила общения в семье.(подчеркни правильное)

1.  Любить друг друга.

2.  Уважать друг друга.

3. Ругать и обижать друг друга.

4.  Слушать родителей и заботиться о них .

5.Скрывать неприятные поступки.

4. Быть честным и правдивым.

5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.

6.Сердиться на родителей за их требовательность.

6. Не держать  обиду на родителей.

7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.

3 группа «Собери пословицу»

Семьей дорожить — счастливым быть.

Человек без семьи, что дерево без плодов"

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья – это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и  которых любишь ты. Семья – это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья – главней всего на свете.

Вы приготовили рассказы о своей семье. (прослушивание нескольких)

Вывод: Что такое СЧАСТЛИВАЯ семья? (Слайд№ 7)

3 Физкультминутка

4. Новая тема.

Прежде, чем перейти к новой теме предлагаю отгадать   кроссворд.  

- Итак, отгадываем первый кроссворд

1. Вроде ёжика на вид, но не просит пищи.

    По одёжке пробежит и одежда станет чище. (Щётка)

2. Маленькое ведёрко на пальце сидит,

    Сотнями глаз во все стороны глядит.  (Напёрсток)

3. Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня.

    Могу поправить недоделки  и навести на брюках стрелки.  (Утюг)

4. За водой идут – песни звонкие поют,

    А  назад идут – слёзы льют.  (Вёдра)

1.

щ

ё

т

к

а

2.

н

а

п

ё

р

с

т

о

к

3.

у

т

ю

г

4.

в

ё

д

р

а

Первое слово нашей темы – Труд

 Отгадываем  следующий кроссворд.

1. Зал есть в школе нашей, а на ней козлы и кони.

    Кувыркаемся мы тут ровно 45 минут.  (Спортзал)

2. Не радио, а говорит.

    Не театр, а кино показывает.  (Телевизор)

3. Зверь забавный сшит из плюша.

    Есть и лапы, есть и уши.

    Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (медведь)

4. Две полоски на снегу оставляю на бегу.

    Я лечу от них стрелой, а они опять за мной.  (Лыжи)

5. На квадратиках доски  короли свели полки.

    Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.  (Шахматы)

1

с

п

о

р

т

з

а

л

2

т

е

л

е

в

и

з

о

р

3

м

е

д

в

е

д

ь

4

л

ы

ж

и

5

ш

а

х

м

а

т

ы

Второе слово нашей темы – отдых    

----О чём будет разговор идти дальше?

Сформулируйте тему урока.

Прочитаем  тему урока :

Труд    и  отдых  в  семье.

(Слайд №8)

3.Работа над темой урока

 1)      Заглядывая в давние времена человек  постоянно был связан с трудом

Т к вся жизнь и весь быт неотделим от труда.

(слайд№ 9)

---Скажите, кто занимается домашним хозяйством .

Может ли мама починить табуретку, пропылесосить квартиру, принести дров, затопить печь?

Может ли папа постирать бельё, испечь пироги, уложить спать ребёнка?

-Взглянем что об этом думают наши знакомые .

Работа с учебником стр.70-прочитать.

---как ты думаешь, кто из детей прав? (проблема)РАССУЖДАЕМ

(и папа и мамам со всякой работай справятся ,если будут делать сообща)(Слайд№ 10)

2)  Родители занимаются домашними хлопотами  и я надеюсь у вас тоже есть обязанности .  Расскажите –какие?

 Вот я и узнала, что ребята нашего класса  помогают дома своим родителям, заботятся о них, правильно понимают, в чём заключается помощь детей в семье.

3) Работа по учебнику стр 71-ПОСМОТРИТЕ на картинку , САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ( а я вам прочитаю про этого мальчика).

-Что вы можете сказать про Диму?

Много слов ,но мало дела.

4) Чтение стихотворения.

 А вот сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто «Помощница» и подумайте, правильно ли Таня понимает , что такое помощь и труд.

(Это не помощь, это безделье)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел –

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу.

Я вам завтра помогу!

- Это не помощь, это безделье!

5)- Ребята, назовите пословицы и поговорки о труде.     (работа по группам – много пословиц –выбрать нужную)

1группа-   (о труде)

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Золото познаётся в огне, человек — в труде.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Кончил дело — гуляй смело.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Ласковое слово — что весенний день.

2 группа (о труде)

Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.

Ласковое слово — что весенний день.

Добрым быть — добрым и слыть.

Птицу узнают в полёте, человека — в работе.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Смола — не вода, брань — не привет.

Воля и труд   дивные всходы дают.

Добрые слова дороже богатств.

3 группа  (о труде)

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

На добрый привет — добрый и ответ.

.Счастливым и красивым делает человека работа.

Труд человека кормит.

Не пеняй соседа, когда спишь до обеда.

Кто любит труд — того и люди чтут.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

5) Отгадывание слова, относящееся к отдыху.

1)           Прочитайте слова во втором кроссворде. Только к какому виду деятельности они относятся?(отдыху)

 Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным.

 Кто у вас дома читает газеты?

 Это периодическая печать, из неё мы узнаём много нового, интересного.

 А какие детские периодические издания  вы знаете? (журналы …)

2)               ЧТО ещё отнесём к разделу «ОТДЫХ»

 А игрушками вы играете?

 Что вы должны помнить, когда игру надо заканчивать?

(все игрушки убрать, если сломалась – починить )

 Послушайте стихи А.Л. Барто и скажите, какой игрушке не повезло, у какой игрушки плохая хозяйка или хозяин?

("Лошадка", "Зайка", "Мишка", "Мячик")

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

 Ребята, вы должны помнить, что, когда вам родители покупают игрушки, они хотят доставить вам радость. Поэтому и вы постарайтесь не огорчать их, берегите игрушки, книги, свои вещи, ухаживайте за своими вещами.

3)  ВЫВОД Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным.

Слова: шахматы, телевизор. Когда мы играем в шахматы или смотрим телевизор, читаем книги или журналы, то мы отдыхаем, но в тоже время узнаём много нового и интересного, т.е. расширяем свой кругозор, развиваем свой ум.

  1. -А бывает так что собирается вся семья и занимается чем –либо, каким-то интересным занятием.

Например –ходить на рыбалку по выходным, печь пироги  всей семьёй, летом отправляться в поход с ночёвкой в лес и тд…..Это называется –ТРАДИЦИЯ. СЛАЙД№11,12

Чтоб вы поняли смысл этого слова я бы хотела напомнить традиции русского народа.

СЛАЙД №13-17

5) Работа по учебнику – стр. 74 Расскажи.

6) Кто расскажет о своих традициях.

7) Семейные реликвии –Д/З     СЛАЙД №18-19

4. Подведение итогов.

ЧТО полезного , что нужного для себя отметили.

5 Д\з Приготовить рассказ «Традиции моей семьи»

       Приготовить «Добрые слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру по теме "Что такое семья?"

Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Моя семья"...

Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...

Труд и отдых в семье

Труд и отдых в семье...

Труд и отдых в семье

Труд и отдых в семье...

Внеклассное занятие "Труд и отдых в семье" 2 класс

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру по программе "Школа России" во 2 классе....

Стенгазета "Активный отдых в семье"

Активный отдых должен быть важной составляющей жизни любого человека. Ничто так не сближает близких и не радует детей, как интересное совместное времяпровождение. Но современные реалии таковы, что ...

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....