Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воды. Значение воды в жизни человека.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Тимеркаева Ирина Алексевна

Практическая работа с использованием электронных микроскопов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок во 2 классе28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тимеркаева И.А.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воды. Значение воды в жизни человека. (Практическая работа с использованием электронных микроскопов.)»

Цели:

1. Обучающие:

  • Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.
  • Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
  • Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.

2. Развивающие:

  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
  • Развивать умение получать информацию из различных источников.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление.
  • Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать экологическое мышление.
  • Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Задачи:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование для учителя:

Учебник В.А. Самкова, Е.А. Гринёва, Н.И. Романова (1ч.), 2014,  компьютер, мультимедийный проектор,  электронные микроскопы, презентация «Вода и её роль в природе».

Оборудование для учащихся:

Стакан с водой, пробирки, колбы,  ложка, сахар, молоко,  измельчённый мел или глина .

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята!                                                                                                              

Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок путешествие.

2. Проверка домашнего задания

а) Опрос:

Учитель: 
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
- Что мы называем телами?
- Какие бывают тела?
- Из чего состоит каждое тело?
- Какие бывают вещества?
- Из чего состоит вещество?

Учитель: Чем важен воздух всем обитателям Земли?  (Без воздуха не было бы жизни на Земле.)

Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа?

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать? Слайд 2.

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)

«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – 
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода.

- Отгадайте загадку:


Я и тучка, и туман. Я река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. 
(Вода)

3. Работа по теме

- Догадались ли вы, какова тема сегодняшнего занятия? (Вода) 
- Да, друзья, мы будем говорить о воде, её свойствах, о воде в природе. И это будет не обычное занятие. Сегодня мы побываем в экспериментальной лаборатории и займёмся чем-то очень интересным! Приглашаю всех вас отправиться в путешествие с капелькой воды.

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 5.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 6. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Учитель:
Вода не только нас поит, но и кормит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду.  Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Вот она какая вода!


Физминутка для глаз и эмоционального настроя. 

4. Практическая работа
-Вода - это вещество. Давайте  выявим основные свойства воды (учащиеся заполняют карточки, в презентации отражается)    
Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Выводвода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полки.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.
Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли  запах вода. Что мы должны для этого сделать?
Уч-ся: Понюхать воду
Уч-ль: Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4.
Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 5.
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
Опыт 6.
Уч-ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
ВыводВода – жидкая; течет
Опыт 7.
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
ВыводВода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится  

Основной вывод: 

Человек может прожить без воды только 3 дня, а без еды 30-50 суток. Сам человек на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови человека. Вода испаряется с поверхности кожи и таким образом регулирует температуру нашего тела. Вода выносит из организма вредные вещества. Вода нужна полям и лесам, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам ходит огромное множество рыболовных судов. Вода вырабатывает электрический ток, работая на электростанциях. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью ходят суда, везут различные грузы, пассажиров. Все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Вода моет все на свете. Сейчас мы проверим на наших опытах (Один ученик берёт смывы с грязных рук учеников и через электронный микроскоп смотрят, что происходит на экране). Чтобы не было микробов, что нужно делать? Вывод: нужно  руки мыть с мылом.

Игра «Вода – не вода»
Я  называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять руки, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – похлопать в ладоши, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – потопайте ногами:
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

Фокус
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашему Данису очень нравится делать фокусы. Один он приготовил для нас сегодня. (Ученик «облачается» в одежду фокусника. Пред ним 3 баночки с водой и платок) 

Ученик:Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
(встряхивает баночку)
Ребята, что же произошло?     ( Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
-Так какое же свойство воды Данис подтвердил фокусом? 
(вода-растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром  завариваем чай или кофе)

ВыводВода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
д) Путешествие продолжается  
- Посмотрите на картинку. Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте начнём её рассказывать.
- Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
- Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)
- А что такое лёд?(замёрзшая вода)
(
Просмотр отрывка мультфильма про ледяную и лубяную избушку)

Избушка была ледяная. Лед твердый и поэтому частички получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему? (лёд тает и превращается в воду)
- Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду. А что же происходит с водой после нагревания нам расскажет Вероника.
(выступление ученицы с проектной работой о круговороте воды в природе)
-Итак, друзья, о каком же явлении природы нам рассказала Вероника? (Круговорот воды в природе)
-И сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? 

(Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. ) 
                                                                                      
                                                                                                                                     
 Работа в группах. Решение проблемной задачи:
- Путешествуем дальше  
- Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
Что надо сделать, чтобы проблема была решена?
(Класс делится на  группы, каждой из которых предлагается найти путь решения задачи)
Вывод: 
Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.

5Обобщение урока.
Загадка:

С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
-Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
-Что нового узнали на уроке?
-В каких трёх состояниях находится вода в природе?
-О каких свойствах воды вы узнали?
-При каком условии образуется лёд?
-Отчего лёд может растаять?
-При каком условии вода превращается в пар?

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: провести опыт превращения воды в разные состояния. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха....

Инструкция к проведению лабораторной работы по окружающему миру, 3 класс по теме "Свойства воды"

Инструкция выполнена в виде инфографики в сервисе easel.ly. Содержит также вопросы для самопроверки (Прием "Верные и неверные утверждения"...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.

Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.Тип урока: урок – исследование.Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, ...

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека....