Главные вкладки

    УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Решня Вера Николаевна

    На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выполнил: Решня Вера Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ гимназия №12 им. Г.Р.Державина

    Предмет: окружающий мир

    2 класс

    УМК «Планета знаний»

    Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»

    Цель: показать значение света и цвета в природе и в жизни человека.

    Оборудование:

    У учителя: компьютер, телевизор, презентации, экран, фонарь, прозрачный и непрозрачный квадрат, выставка книг, 7 цветных квадратиков, слова на карточках (красивый, образованный, жизнерадостный, здоровый, грамотный, сильный, фантазёр), толковый словарь.

    У учащихся: 4 группы по 6 человек – на столах 4 фонарика, рабочие тетради, листы с заданием в конвертах, предмет для исследования тени, разноцветные прямоугольники.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

           Наблюдение за погодой:

    Слайд 1.  - А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.

    1. Постановка учебных задач:

    - Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

                          Ежедневно по утрам

                          Он в окошко входит к нам.

                          Если он уже вошел

                          Значит, новый день пришел (Свет)  Слайд 1.

    - Замените в слове  «свет» одну букву, и получится  окраска (Цвет) 

    - Определите  тему урока (Свет и цвет). Мы сегодня обобщим знания по теме «Свет и цвет» и рассмотрим значение света и цвета в природе и в жизни человека, узнаем опытным путём, как человек использует их в своей жизни.

    1. Значение света в природе и в жизни человека.

    а) -  Каждый раз дежурный начинает своё выступление со слов «Всё в мире от Солнышка» неслучайно.

    - Группа ребят к сегодняшнему уроку подготовила проект «О значении Солнца в природе».

    Слайд 2.

    Выступление группы с презентацией.

    1 ученик: - Существует много источников по данной теме. Мы подготовили специальную выставку книг. Это энциклопедии, справочники. А наш рассказ будет сопровождать презентация по теме «Значение Солнца в природе»

    2 ученик: - Откуда берется свет и тепло на Земле? От Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, — ничего не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами: станет светить, отогреется все на свете и начнет шевелиться. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

    3 ученик: - Встанут медведи, кроты, очнутся мухи, пчелы, выведутся комары, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.

    4 ученик: - Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди; построят себе люди дома, построят железные дороги, города. Кто все это приготовил? Солнце.

    5 ученик: - Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце.

    Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

    6 ученик: - Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных? Травы. А травы вырастило Солнце.

    Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, — все это заготовляется Солнцем, и во все идет много солнечного тепла и света.

    Учитель:  -  Солнце даёт нам свет и поддерживает жизнь на Земле. Нас также окружают и другие источники света. Назовите их. (Луна и звёзды, пламя и электрические лампы.) Слайд 3.

    б)  - Благодаря их свету мы можем видеть окружающий мир.  Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так-то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его кажется совершенно невозможной задачей. Однако давайте попробуем провести некоторые исследования света и определим, как человек использует  свет в жизни.

    - А что мы будем исследовать, отгадайте из загадки: «Ты за ней – она от тебя. Ты от нее – она за тобой» (Тень) Слайд 4.

    (Закрыть жалюзями окно. Демонстрация с помощью света от фонаря.) 

    - Свет всегда распространяется по прямой. Если свет встречает на пути прозрачный предмет, то проходит сквозь него, если непрозрачный предмет, то отражается от него. А позади этого предмета возникает тень. Тень – это пространство, в которое не попадает световая энергия от источника света.

    Работа в группах.

    1 группа – наблюдатели, остальные три группы – исследователи.

    1 группа: - Используя собственные наблюдения, ответьте на вопросы об изменении тени.

    - А остальные группы исследуйте тень опытным путём по заданиям на листах, в которых вы и отметите результаты своих исследований.

    Задания:

    2 группа: - Когда тени от предметов больше: когда предметы расположены ближе к источнику света или дальше от него?

    3 группа: - Когда тени от предметов короче: когда Солнце стоит высоко в небе или низко?!

    4 группа: - Когда тени резче: когда Солнце светит ярко или просвечивает сквозь облака? Воспользуйся листом белой бумаги, имитирующим облака.

    При проверке  сначала  отвечают наблюдатели, а затем соглашаются или нет с ними исследователи.

    Учитель:  - Зная, как ведёт себя тень по отношению к источнику света, создаются и действуют театры теней. Например, в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе. Сюжеты просты и понятны зрителям: добро всегда побеждает, а зло всегда бывает наказано.

    - А у нас свой театр. Группа ребят подготовили для вас сюрприз: они продемонстрируют мини-спектакль (детский фольклор).

     – Георгий Сапгир.  Потешка.

    Сказала тётя:                           Сестра сказала:

    - Фи, футбол! –                        - Ну, футбол … -

     Сказала мама:                         А я ответил:

     - Фу, футбол! –                       - Во футбол!      (Г.Сапгир)

    - А кто бы из вас ответил также как герой этого сюжета? (Заниматься спортом или выполнять физические упражнения – это важно для здоровья в любом возрасте.)

    Учитель предлагает посмотреть небольшой сюжет театра теней.

    Слайд 5.

    - Не перестаёшь удивляться творениям рук человеческих.

    - Назовите самый яркий, на ваш взгляд, момент этого сюжета. Несмотря на то, что человек строит огромные города, хочется верить, что он  не будет забывать о братьях наших меньших: охранять их, оберегать, подкармливать при необходимости.

    1. Д/З:

    - Дома поиграйте в театр теней. Попробуйте изобразить гуся, птицу, собаку. Придумайте другие фигуры и на следующем уроке продемонстрируйте свои достижения. Выполните творческое задание №10 в рабочей тетради, в котором предлагается исправить ошибки художника. Обратите внимание, в какую сторону на рисунке падают тени дерева и дома, а также детей. Есть ли тень у собаки? Может ли так быть? Если нет, то нарисуйте недостающие тени.

     

    1. Значение  цвета в природе и в жизни человека.

    Учитель:  - А мы продолжаем наш урок.  У меня для вас загадка.

                        Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга).

    Слайд 6.  Радуга — красивое явление природы, вызывающее восторг в сердце человека. У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца».

    Слайд 7. - В результате чего образуется радуга?

                        - Какой вывод мы можем сделать о белом свете?

    Слайд 8.  - На прошлом уроке мы опытным путём доказали, что белый свет – сложный свет, он разлагается на 7 цветов.

     – Как называется эта радужная полоска? (Спектром) Мы запоминали фразу о порядке их расположения.

    Игра: к доске выходят по два человека от каждой группы, один  от группы наблюдателей будет наблюдать. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги. Наблюдатель подтверждает правильность построения.

    - Класс хором повторяют фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (У французских детей «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»)

    (Дети крепят магнитиками каждый свою карточку к доске.)

    - С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Он также многогранен, как сама жизнь.

    - Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится!

    - Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Цвет создаёт определенное настроение.

    - У вас у каждого на партах прямоугольники со всеми цветами спектра. Я попрошу вас выразить своё настроение цветом. Я рада, что у вас хорошее, приподнятое настроение, вы улыбаетесь.

    - Оказывается, цвет лечит! Не удивляйтесь! Наука о лечении цветом называется цветотерапия. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

    1. Минутки отдыха.

    - Давайте немного отдохнём и полюбуемся разнообразием мира через его краски. 

    Слайд 9. «Цветотерапия»

    - Какое впечатление на Вас произвели эти минуты просмотра?

    1. - Как много в нашей жизни значит цвет! Исследования ученых показали, что в помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правильное сочетание цвета и освещенности. Светлые тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность. Посмотрите на наш класс: кругом спокойные светлые тона, и они также  повлияли на вашу способность хорошо трудиться.

    Поэтому художникам, дизайнерам, модельерам следует это учитывать. 

    - Благодаря свету мы видим этот мир во всём его красочном многообразии. Человек – часть этого мира, поэтому он должен жить в гармонии с этим миром.

    - Что значит жить в гармонии?

    • Поиск в толковом словаре значения слова ГАРМОНИЯ (согласованность)

    - У меня для вас очень интересное задание. Одному справиться тяжело, а группой легче. Поэтому работаем в группе.  -  Давайте подумаем, каким должен быть человек, чтобы жить в согласии с ОМ?

    - Перед вами первые буквы названий цветов спектра (радуги). На каждую букву назовите качества человека, или каким бы вы хотели его видеть в этом мире?

     Работа в группах.

    (Учитель на доске открывает карточки со словами)

    К -  красивый (и здесь имеется не только внешняя красота, но и внутренняя, которая подчас важнее внешней), (контактный – коммуникабельный, креативный, классный)

    О – образованный, (общительный)

    Ж – жизнелюбивый, жизнерадостный;

    З – здоровый, (зоркий, заботливый)

    Г – грамотный;

    С – сильный (не только физически, но и духом), смелый, скромный;

    Ф – фантазёр.

    - Из всех названных качеств, какое вы  считаете главным? Почему?

    - Здоровый. Если человек здоров, то всё остальное, при желании, у него будет. Поэтому к своему здоровью нужно относиться бережно,
    о чём мы постоянно с вами говорим. И здесь нам может помочь цвет.

    1. Итог урока.

    Вы узнали о главном предназначении света – он дает нам возможность увидеть красоту окружающего нас мира, он согревает нас,  свет дает  возможность всему живому  существовать на нашей планете Земля.

    Слайд 10. Учитель читает:

                       У природы живые краски,

                                   Миллионы лучистых соцветий.
                                  Для чего чудеса из сказки,

                                 Если в жизни их можно встретить!

    У. – Что помогло усилить ваше чувство восприятия цвета? Помогли усилению этих положительных чувств звуки музыки. А исследовать звуки мы с вами будем на последующих уроках. Так что нам с вами предстоят не менее увлекательные уроки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

    План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

    Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

    В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

    Иллюстративная презентация к уроку Окружающего мира по теме "Часть света - Америка"

    Презентация содержит иллюстративный метериал по данной теме (географическое расположение, коренные жители, крупнейшие страны, флора и фауна, чем славится каждая страна)...

    Иллюстративная презентация к уроку Окружающего мира по теме "Часть света - Америка" Часть 2

    Презентация содержит иллюстративный метериал по данной теме (географическое расположение, коренные жители, крупнейшие страны, флора и фауна, чем славится каждая страна)...

    Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

    Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

    Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания"

    Данный материал представлен в виде технологической карты урока окружающего мира в 3 классе к учебнику А.А. Плешакова УМК "Перспектива". Основной целью урока является стимулирование учащ...