Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Копистко Валентина Александровна

Тема: Красная книга.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в микро-группе (паре), формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные УУД:

-Предметные:

-Понимать значение «Красная книга»,

-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

-Уметь вести себя в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Открытого  урока

по Окружающему миру во 2 классе

Тема: Красная книга.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в микро-группе (паре), формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные УУД:

-Предметные:

-Понимать значение «Красная книга»,

-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

-Уметь вести себя в природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут - Валентина Александровна. Сегодня у нас очень ответственный урок. К нам пришли гости- учителя. Улыбнитесь  и подарите им частичку своего тепла.  Давайте пожелаем им добра и здоровья. А я вам желаю открытия новых знаний на уроке окружающего мира, которые вам пригодятся в жизни.

 - Внимание на экран.

Дети читают хором:

«Орешек знаний твёрд

Но всё же, мы не привыкли отступать.

Чтоб расколоть его сегодня

Мы будем истину искать.

2.Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня к нам на урок в гости пришел - Лесовичок.

Он принёс кроссворд, разгадав который мы сможем определить истину.

1.Нет, не вызовет смешок,

Что он рыб кладёт в мешок:

Ведь на клюве, как капкан

Мешок носит…(пеликан)

2.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (олень)

3.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса)

4.Здесь в лесу, среди болот

Ядовитая живет

Под корягой сидит злюка, И шипит на всех змеюка

А зовут её…(гадюка)

5.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы увидели, что речь на уроке пойдёт о книге. А теперь, чтобы узнать о какой книге пойдёт речь.

Расшифруйте анаграмму:

АРЯКАСН

КИАНГ

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

- Почему ее так назвали? (Красный цвет обозначает опасность, внимание)

- А как вы думаете, почему туда заносят различные  виды растений, животных? (Они исчезают, их становится с каждым годом все меньше).

- А кто догадался, какая тема нашего урока? Давайте мы ее прочитаем. (на доске обратной стороной прикреплена тема урока, учитель переворачивает её лицом)

III. Работа по теме урока.

-Давайте познакомимся с Красной книгой.

1)Знакомство с Красной книгой.

Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

  1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
  2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
  3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
  4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
  5. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
  6. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

Учитель: Ребята, а как вы считаете, все ли исчезающие животные и растения могут быть занесены в 1 книгу?

-Красная книга России издана в двух томах. В первый том вошли исчезнувшие и исчезающие виды растения, во второй том – животные.

Ребята, Лесовичок   зовёт нас немного отдохнуть.

Физминутка 1-Ёлочка.

Ребята мы немного отдохнули, а теперь садимся тихо на свои места и возвращаемся к теме нашего урока.

2) Знакомство с некоторыми видами растений, животных Красной книги.

Сейчас мы вернёмся в путешествие по лесу. Я вам буду называть загадки, а вы их отгадывать. Вы увидите какие животные и растения встретятся вам по пути.

1.Белые горошки на зелёной ножке…(ландыш)

2. Сев на ледяную глыбу,

   Я ловлю на завтрак рыбу.

   Белоснежным я слыву

   И на севере живу.

   А таежный бурый брат

   Меду и малине рад.  (белый медведь)

3.На пруду большой цветок,

С жёлтой сердцевинкой

На воде растёт, цветёт

Белая                ( кув…ка)

4.Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (заяц)

5.Шорохом неслышным лепестков 
Жемчуг белоснежный распустился, 
Свежим нежным крохотным цветком 
Из-под снега к солнцу устремился.
(подснежник)

6.Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (тигр)

7.Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.(солнце)

Ребята, а как вы думаете, что лишнее на этих картинках? (солнце)

Молодцы! А почему?  (потому что солнце относится к неживой природе, а остальные к  относятся к живой). А на какие 2 группы можно разделить эти картинки? (растения и животные).

Ребята, давайте ближе познакомимся с растениями. А вы что-нибудь о них знаете? А вы знаете, что они занесены в красную книгу?

Ребята, а как вы думаете? Почему растения стали редкими?

Ребята называют причины (учитель прикрепляет их на доску , если нет заготовки, то дописывает мелом):

-вырубка лесов;

-сбор растений;

-пожары;

Молодцы!

Ребята, давайте ближе познакомимся с животными. А вы что-нибудь о них знаете? А вы знаете, что они занесены в красную книгу?

Ребята, а как вы думаете? Почему животные  стали редкими?

Ребята называют причины (учитель прикрепляет их на доску, если нет заготовки, то дописывает мелом):

-охота;

-нарушение покоя;

-браконьерство;

-загрязнение водоёмов.

Молодцы!

Ребята, нас снова зовёт Лесовичок немного отдохнуть. Мы растениями  побыли, а теперь побудем животными.

Физминутка-2

Мишутка.

Ребята мы немного отдохнули, а теперь садимся тихо на свои места и возвращаемся к теме нашего урока.

V. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Вернёмся к нашему главному вопросу. Ребята, с  какой целью была создана Красная книга? Что необходимо  делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных?

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?

Да, поэт ошибается в своих прогнозах.

Если растения, животные  будут уничтожены, то  человека тоже не будет. В природе всё взаимосвязано, существует единство: растения, животные и человек. Каждое растение, животное  по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.

3) Экологические знаки. Работа в микрогруппах.

Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в паре. У вас на столе лежат белые листы - заготовки. Вы должны придумать и нарисовать свой знак, что нельзя делать в лесу. Время у вас ограничено. По моему сигналу, работа должна быть закончена. После окончания работы договоритесь о том, кто расскажет нам о вашем знаке.

Ребята, эти знаки можно выставить в лесу для того, чтобы красная книга не пополнялась новыми растениями и животными.

VI. Итог урока.

- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:

Красная книга учит охранять и беречь природу!

VII. Рефлексия.

«Поляна»( у каждого ребёнка на столе конверт с бабочками)

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком учитель предлагает детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, цвет которого говорит о том, как прошла деятельность ребёнка на уроке.

Учитель: - Ребята, перед вами конверт с бабочками 3-х цветов. Ваша задача выбрать только 1 бабочку, с тем цветом, которая соответствует вашей  работе на уроке. Выходит 1-ый ряд  прикрепляет бабочки на цветочки. И т.д. по цепочке.

Домашнее задание: Я вам предлагаю дома стать юными исследователями. Создать памятку об охране природы.

Ребята! Вы молодцы! Благодарю вас за урок и желаю вам успехов в учебной деятельности.

И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Будьте человечны! Это ваш первый долг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...