"Огонь, вода и газ" окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мутагирова Гулия Наилевна

Конспект урока по окружающему миру "Огонь, вода и газ" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_voda_i_gaz.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 3

УМК: Школа России

Автор  УМК:  Мир вокруг нас, А.А.Плешаков.

Тема урока: Огонь, вода и газ

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;  отработать  действия при этих ситуациях в виде схем.

Задачи урока: 

Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

Ознакомить правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;

Ознакомить правилами обращения с огнём;

Ознакомить действиями при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;

Развивать такие качества, как  находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации

Планируемые результаты:

Предметные:

рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные:

     понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;

    оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;

           анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные:

проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

     проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

     определять мотивы учебной деятельности.

         Основные понятия: пожар, затопление, утечка газа, телефоны служб реагирования.

         Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, математика.

         Ресурсы: Учебник «Мир вокруг нас», 2 часть, Рабочая тетрадь 2 часть. Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал. Презентация урока.

         Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах.

   Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными  ситуациями,  учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику,.

         Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация.

         Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Время

(в мин.)

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Добрый день!

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм.

  Я очень рада видеть вас.

-А сейчас представьте себе, что у вас на руках солнечный зайчик и он вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему. Подарите своего солнечного зайчика соседу по парте и пожелайте ему удачи.

 Присаживайтесь.

Подготовка  класса  к  работе.  Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

учащиеся поворачиваются лицом к гостям и здороваются.

-Солнечный зайчик.

Коммуникативные

  • умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

2

Актуализация  знаний и пробное учебное действие (Постановка цели

Цель этапа:

-подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели)

-подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Показ видео. (слайд 2)

-Какие чувства вызывает это видео?

Значит это для нас опасно!

-А что же нужно делать, чтобы этого не было, предотвратить такую ситуацию?

-Какие правила надо соблюдать?

А может правила ПДД?

-Правильно, ребята. А что значит безопасность?

-Посмотрите на экран, перед вами рисунки. Подумайте и скажите, о чём они говорят? (слайд 3,4,5)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?

 Отвечают дети

-Огонь, вода и газ. Вот три опасности, о которых будем говорить на уроке .

(слайд 6)

Молодцы.

(слайд 7)

Посмотрите на экран. Как вы думаете, что означают эти рисунки?

Используя прием «Корзина идей»,  узнаем, что же мы думаем  по обсуждаемой теме.

Прием «Корзина идей»  (слайд 9)

1 этап: ребята,  каждый из вас пишет на листочках вопрос, на который хотел бы получить ответ на этом уроке.

2 этап: затем происходит обмен информацией, вы делитесь, друг с другом известными знаниями, выделяете совпадающие ответы, наиболее оригинальные идеи и вырабатываете коллективный  вариант ответа

3 этап: «Сброс идей в корзину» Каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений и прикрепляет в корзину. Одно условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Эти вопросы можно оформить как  задачами  нашего урока.

 (слайд 10)

Изучить правила пожарной безопасности и научиться соблюдать их;

Узнать правила обращения с огнём;

Узнать действия при возникновении пожара, утечке газа, прорыве водопровода;

11 слайд - Оцени свои знания

 Самооценка: - Как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом.

Зелёный листок- знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту

Жёлтый листок – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.

Красный листок - я неуверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных ситуациях

- Выберите соответствующий листок и положите его в конвертик успеха.

Смотрят видео.

Ответы детей: страшно, опасно.

-Нет, правила безопасности.

Огонь, вода и газ.

Ответы детей.

Работают в группах.

  1. Как нужно действовать, если возник пожар?
  2. Что делать, если прорвало трубу?
  3. Что делать при утечке газа?

4.Узнать о правилах безопасности?

Коммуникативные: 

  • Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

  • Строить высказывания в устной форме.

Личностные

  • участие  в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные

  • умение определять цель деятельности на уроке

10

Выявление места и причины затруднения фиксация

затруднения в деятельности

-Человек научился высекать огонь минимум 790  тыс. лет назад. (слайд 12)

-Наши  предки знали немало секретов и хитростей добывания  огня.

-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.  Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации. 

 -  Когда огонь будет человеку другом?

    Полезные свойства огня используют  люди различных профессий:  

- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?

(слайд 13)- Когда огонь становится  человеку врагом?

- Назовите причины возникновения пожара….(слайд 14)

Ни для,  кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.(слайд 15)

 

Ответы:

сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера

- Когда начинается пожар.

-Неисправность электрических приборов; забывчивость;

-искра из печи, камина;-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками;-керосин, бензин, газ.

Познавательные

  • формирование логических действий

Регулятивные

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

  • умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

5

Построение

проекта выхода

из затруднения 

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме

.

(слайд 16)

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам  поработать группами.

Вспомним, что такое кластер?(слайд 17)

Ответ на ситуации дайте мне в виде кластера.

Кластер ( от англ. сluster – пучок, скопление) – это графическая модель, схема в виде разветвленного дерева, где собраны элементы со схожими действиями.

   У вас на столах лежат конверты с заданиями.

. Откройте их. Прочитайте задание и с помощью карточек –подсказок составьте план действия. Постарайтесь найти правильное решение и обсудить его в группе.

 Работа в малых группах  (проблемная ситуация)(слайд 19)

          1 группа –  Вызвать пожарную  охрану. Укажите ваши действия.  (слайд7)

          2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся . Ваши действия. (слайд8)

3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?

-Вы узнали для себя что-то новое, полезное?

(слайд 20,21,22)

Самооцека: как вы сейчас оцениваете ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём? Выберите соответствующий вашим знаниям листок и положите его в конвертик успеха.

Выполняют задания по карточкам

Учащиеся составляют кластер и вывешивают на показ

Коммуникативные: 

  • умение   выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;
  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

  • постановка и решение проблемы.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого.

10

5

Физкультминутка

Цель этапа: снятие напряжения с глаз.

Выполняются упражнения на укрепление плечевого, поясничного и шейного отделов позвоночника. (слайд 23)

Выполняют гимнастику

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

1,5

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме

Применение знаний и формирование умений и навыков

- Ребята, подумайте,  а что сильнее огня?

- Когда вода человеку друг ? (слайд 24)

(примеры детей)

Несмотря на то что человек, без воды  не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.  

- Какая беда  может возникнуть из-за воды в доме?

- Представьте, что у тебя в квартире произошла авария водопровода. Ваши действия.

- Откройте учебник на странице 5. Глядя на рисунок повторите ещё раз как нужно себя вести при аварии водопровода.

 - У вас в книге встретилось слово диспетчер и вентиль. Кто может объяснить значение этого слова?

Посмотрим значения этох слов в толковом словаре(слайд 25,26)

ДИСПЕТЧЕР  ( из английского языка) – человек осуществляющий приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях.

Вентиль  – клапан  для  регулирования  выхода  жидкости, пара,  газа,  перекрывает  газ  в  квартире.

Самооцека: оцените свои знания о ПП при аварии водопровода (листочки -конвертик)

Огнём и водой  люди пользуются ежедневно. Про какую опасность мы еще не говорили?

 - Когда газ человеку друг? (слайд 27)

- А когда газ может стать врагом?

- Что может стать причиной взрыва? (слайд28,29)

- Откройте учебник на странице 6. Попробуем при помощи рисунка составить план действия  «Если чувствуешь запах газа» (слайд 30)

Давайте ещё раз повторим, чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа.

Самооцека: давайте оценим свои знания о безопасности по результатам этой работы. Выберите листочек, показывающий уровень ваших знаний о правилах безопасности при использовании газа и положите в конвертик успеха.

 - Посмотрите внимательно  на слайд и попробуйте на рисунках найти ошибки (слайд 32)

Ответы: вода

Ответы

Коммуникативные: 

  • строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.

Коммуникативные 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные 

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные: 

  • строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.

5

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Вернемся к нашей корзине и проверим наши записи.

Беседа по вопросам.(слайд 33)

Самооценка «Дерево успеха класса»    (слайд 35)

- Достаньте из ваших конвертиков успеха листочки и покажите мне листочек, которого оказалось больше, чем остальные. Каких листочков больше? Молодцы. Что показывает нам этот цвет? А сейчас мы эти листочки прикрепим на дерево успеха класса. 1 группа приклеивает свои листочки, 2 группа…, 3 группа..

Домашнее задание. (слайд 36)

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы  учителя

Показывают  

Регулятивные

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....

Огонь, вода, газ.

Конспект урока по окружающему миру  в 3 классе содержит материалы для  учителя,  различные задания....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь, вода и газ"

Урок окружающего мира  с презентацией по теме"Огонь, вода и газ" может быть использован на уроках обж в начальной школе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"

Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Огонь, вода, газ.

Презентация к уроку окружающего мира....