Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы" (образовательная система "Школа 2100"). Данный урок разработан с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_porody_i_mineraly.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе (образовательная система «Школа 2100»).

Тема: Горные породы и минералы.

Цели и задачи:

 - сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми;

- научиться распознавать горные породы и минералы;

- развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

- развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

- развивать умение работать в группах

Оборудование: иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов; коллекция «Гранит и его части», презентация.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Актуализация знаний.

- Наш урок мы сегодня посвятим каменной оболочке Земли. Как она  называется? (Литосфера)

Это каменная оболочка,  из  чего же она состоит? (из камней)

- А как еще можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (горные породы)

  1. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

На доске написаны слова.  

Выберите слова, обозначающие горные породы:

каменная соль,  глина,  кирпич, мрамор,  песок,  кварц, стекло, графит, гранит,  пластмасса,  алмаз.

(возникает проблемная ситуация)

- Почему так получилось? Почему разные мнения? (Мы не знаем, что такое горные породы.)  

.- Какой у вас возникает вопрос? (Что такое горные породы?)

Откроем учебник на стр.92 и прочитаем диалог Лены и Миши.

- Чем различаются мнения Лены и Миши об использовании горных пород?

(Лена говорит, что из камня только мостовые делают. А Миша утверждает, что из горных пород  можно сделать много всего)

- На какой вопрос вы будете искать ответ на уроке? (Что делают из горных пород?)

Определите тему урока. Что мы будем сегодня изучать? («Горные породы и минералы»)

- Что мы узнаем нового на уроке?  Какую поставим перед собой цель? (Узнать, что такое горные породы, как они называются, как их применяют)

- В течение урока нам нужно будет составить план урока, мы будем составлять его  коллективно.(Учитель вывешивает на доску слово ПЛАН)

  1. Совместное открытие знаний

- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? (геологи)

- Сегодня мы изучаем горные породы и минералы, поэтому вас можно назвать юными геологами.

- Отправляясь в геологическую экспедицию, мы  разобьемся  на геологические группы. У нас будет 6 геологических групп, по две на каждой колонке.

Работа в группах.

- Каждой группе предлагается рассмотреть коллекцию в коробке  и изучить один образец из коллекции, записать данные в путевой лист, заполнив таблицу:

Путевой лист

Название

Определите,  это горная порода или  минерал.

   Цвет, блеск.

Прозрачность

Твердость или рыхлость

Свойства

Использование

   

Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, зернистый,бесцветный, белый, серый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска.

- Все ячейки таблицы заполнили? Что пока смогли определить? Каких знаний нам не хватает?

- Вернёмся к плану урока: что ещё нам нужно узнать, какие пункты мы запишем в план?

Совместное составление плана.

  1. Определение горных пород и минералов
  2. Свойства.
  3. Как используют

-Экспедициям не хватает информации для наблюдения. Что вы предлагаете? Будем открывать новые знания, чтобы наша геологическая экспедиция была завершена успешно.

-Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня.  Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).

-Люди постепенно узнавали о свойствах горных пород, а также постепенно начинали применять их в жизни. Первым кто столкнулся с горными породами,  был древний человек. Он научился обрабатывать  камни, откалывая от них по кусочку, и делать из них орудия труда.

-Какие  первые научные  выводы сделал древний человек, столкнувшись с камнем? Давайте узнаем.

Найдите среди предложенных горных пород и минералов гранит. А поможет вам его определить информация в учебнике.

Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…(Слово ГРАНИТ – на доску)

 - Если гранит уронить - что произойдёт?

 - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость).

 Слово выносится на доску.

Что мы сейчас с вами определяли, посмотрите на план? Свойства гранита.

- Какой второй пункт плана нашего урока? СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД и МИНЕРАЛОВ.

- Рассмотрите фотографии в учебнике на стр. 93 вверху. Расскажите, как применяют плиты из камней? (Используют как строительный материал, украшают здания, станции метро…) Найдите об этом информацию в учебнике на стр. 93 первый абзац.

Посмотрите на план урока. О чём мы сейчас узнали с вами? О ПРИМЕНЕНИИ ГРАНИТА

Работа в группах с коллекцией «Гранит и его части».

  • Рассмотрите гранит и соль. Вам нужно определить: что из них является горной породой, а что минералом? Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).
  • Верно. У какого тела можно увидеть зёрна?
  • Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый»? Какие зерна вы видите? (дети рассматривают образцы гранита)
  • Какие зерна вы видите? (Черные -  это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат). СЛОВА выносятся на доску.
  • А что вы скажите о составе поваренной соли (галит)?

(состоит из одного вещества)

  • Определите, что является горной породой, а что минералом, если известно, что горные породы часто состоят из разных минералов?  Какой вывод можно сделать? (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).
  • Проверим свои предположения по учебнику, (стр. 95, последний абзац)

Прочитаем про минералы на стр.96 весь абзац.

- Как человеком используются минералы? (в пище, как краситель, удобрения и др.) СЛОВА выносятся на доску.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Человек использовал камни, как орудие труда и для строительства жилищ. Подумайте, а как же человек скреплял камни друг с другом? На помощь пришла глина (показать).

- Какими свойствами обладает глина?

- Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком глины.

 - Что же это за свойство? (пластичность)

( В процессе ответов на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)

- Найдите на стр.93 информацию,  глина-это минерал или  горная порода? Информация представлена не в явном виде.

- На стр. 94 вверху рассмотрите иллюстрации и обсудите в паре, как может использоваться человеком глина. (Для изготовления посуды, печки, жилища)

- А из чего получают  стекло? Как это стало возможным? Проверим свои предположения.

- О какой горной породе вы узнали? Кварцевый песок (На доске открывается слово ПЕСОК) О каком свойстве песка вы узнали? ПЛАВКОСТЬ.(на доску выносится это слово)

- Какой материал самый твёрдый на Земле?

- Прочитаем второй абзац на странице 95 (Это алмаз) Рассмотрите иллюстрации и расскажите, где он применяется? (Для изготовления ювелирных украшений, в медицине, в технике.) С какой горной породой познакомились? (на доску выносится слово – алмаз).

5. Применение новых знаний

- Предлагаю нашим экспедициям, добывшим новые знания из недр учебника, подготовить и представить остальным информацию о горных породах или минералах.

- Мы собрали с вами много информации. Представьте свои наблюдения.(заслушиваются выступления детей)

- Зачем человеку нужно изучать свойства горных пород?

Откройте рабочую тетрадь на стр. 37 задание № 6

В группе выполните задание: соедините горные породы и минералы с рисунками, на которых изображено их применение.

  1. Рефлексия урока

Закончите предложения:

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне было интересно узнать…

- Мне было трудно…

6. Домашнее задание.

Параграф 21, читать, ответить на вопросы

-Наша геологическая экспедиция завершена. Спасибо за работу!  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)

Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Минералы"

Конспект урока по ФГОС по окружающему миру 4 класс "Минералы"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое минералы"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Что такое минералыЦель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранитаПланируемые резу...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....