Учебная программа "Солнышко"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Программа дополнительного образования (окружающий мир, краеведение и экологический туризм) для детей 7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solnyshko_2016-2017.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                       ВВЕДЕНИЕ

       «Остановись в изумлении перед красотой, и в твоём сердце тоже расцветёт красота», - замечательные слова педагога В.А.Сухомлинского, могут быть эпиграфом в работе с детьми по ознакомлению с окружающей природой по дополнительной общеобразовательной программе «Солнышко».

                   НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

                                               ПРОГРАММЫ «СОЛНЫШКО»

    Программа «Солнышко» имеет туристско-краеведческую направленность, способствующую формированию и развитию познавательных интересов, воспитанию устойчивого внимания и наблюдательности, формированию культуры общения человека с природой, в том числе экологической :

-умению правильно относиться к окружающей природе, к себе и людям,к историческому прошлому и настоящему родного края;

-способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-развитию внимания, способности самостоятельно замечать свойства предметов, явлений, делать простейшие выводы на основе самостоятельной деятельности;

-воспитанию любви и бережного отношения к окружающему миру, всему живому.

 АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОГРАММЫ

    Актуальность данной программы основана на комплексном подходе в подготовке молодого человека "новой формации", умеющего жить в гармонии с окружающей природой, уважающего исторически сложившиеся традиции родного города(станицы) и края;

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

           Отличительной особенностью программы является обеспечение неразрывной связи теории с практикой. На каждом занятии после получения воспитанниками блока теоретических знаний второй частью является выполнение практического задания: творческой или исследовательской работы, что в большей мере удовлетворяют любознательность. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время выполнения творческой (исследовательской) работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания работы, очень важны для общего развития. Эти эмоции – важный стимул воспитания  доброты и трудолюбия.

          В процессе работы образуется система навыков и умений. Большое внимание оказывает разработка творческого проекта  на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться совершенных результатов, что ведёт к благоприятному эмоциональному настрою, способствует развитию личности. Выполнение творческих работ способствует  не только развитию полёта фантазии, но и целеустремлённости, настойчивости, умению доводить начатое до конца. В этом труде есть реальные возможности формировать самоконтроль и оценку собственного труда. Все познания этой программы направлены на соавторство с великой и доброй матушкой- Природой.

      в программе  расширены и дополнены нововведения в формах диагностики и подведения итогов - это папки - портфолио каждого воспитанника с разработанными проектами -исследованиями объектов живой природы и «экологических оазисов» своей «малой родины» , публикациями на порталах "Алые паруса", "Арт -талант","Продлёнка"и т.д., и достижениями (участие во всероссийских конкурсах и викторинах по окружающему миру)Актуальность данной программы определена и запросом со стороны детей и родителей на более углубленное изучение окружающего мира, и  в том, что встречи с природой и знакомство с историческим прошлым и настоящим родного города(станицы)  расширяют представление детей об окружающем мире, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные природные явления и явления общественной жизни. Программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации у воспитанников формируются навыки исследовательской деятельности.

Адресат программы

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:  школьники от 7 до 11 лет.

Объём программы

Программа рассчитана на 1  год обучения.

Формы организации образовательного процесса

Форма занятий – групповая, численность по 10 человек в группе.

Учебные занятия состоят из теоретической и практической частей.

Наряду с традиционными формами обучения применяются современные педагогические технологии: занятие - игра, занятие-путешествие, лекция, семинар, экскурсия, поход

Уровень освоения

Стартовый, 1 год

Срок освоения

4 часа в неделю,144 часа в год

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 часа

                                                       

                                  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

   Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств.

 Задачи:

       В обучении: развивать первоначальные представления об окружающем мире, о многообразии живой и неживой природы родного края, умение использовать полученные знания в повседневной жизни и в различных видах творческой деятельности, познакомить учащихся  с целебными свойствами растений. Научить создавать творческие работы, выполнять исследовательские проекты.

     В развитии: развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности ребёнка через освоение приёмов и навыков  выполнения творческих работ и исследовательских проектов.

      В воспитании: формировать интерес и  любовь к природе,  к родному краю. Воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практ.

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

 Кубановедение

Особенности ландшафта родного края

Флора и фауна родного края

Экологические сказы Кубани

Экологические оазисы родного города(станицы)

«Тропа следопыта»

«Природа –волшебница»

62

12

10

8

10

20

2

20

6

5

4

5

42

6

5

4

5

20

2

Творческие работы детей

-----//-----

----//-----

---//----

----//-----

---//-----

2.

2.1

2.2

2.3

«Юный краевед»

История моего города (станицы)

Экскурссии по историческим

местам

 Культурно-массовые воспитательные мероприятия

 «Я из казачьего рода»

«Слово о Матери»

60

36

20

4

18

18

42

18

20

4

Творческие работы детей

---//----

---//---

---//---

---//---

---//---

3.

3.1

3.2

«Природа-целительница»

«Зелёная аптека»

Экологическая сказка «В гостях у Айболита»

22

20

10

10

12

10

2

Творческие работы детей

---//----

---//---

---//---

Итого часов

144

48

96

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.КУБАНОВЕДЕНИЕ.

1.1. Особенности ландшафта.

Теория. Беседа о об особенностях ландшафта,флоре и фауне Краснодарского края. Знакомство с понятием «экологическое воспитание».(2 часа)

 Знакомство с особенностями ландшафта Краснодарского края.Темы:»Водоёмы края»,»Горы»,»Степная зона»,»Леса и ботанические объекты»,»Охраняемые природные территории».

Практика. Изготовление творческих работ на темы:»Горы», «Цветочная поляна», «Осенний лес»,»Заповедник».

1.2. Флора и фауна.

Теория. Знакомство с флорой и фауной Кубани.Темы:»Растительный мир степной зоны»,»Хвойные деревья и кустарники»,»Грибы и лишайники», «От улитки до червя», «Обитатели водоёмов», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери».

Практика. Изготовление творческих работ на темы: «Туя»,»Карась»,»Ласточка» и т.д..

1.3 Экологические сказы

Теория: изучение легенд об уникальных  растениях Краснодарского края.Темы:»Легенда о Вербе»,»Легенда о Липе»,»Легенда об Акации» и т.д.

Практика: творческие  работы учащихся об уникальных  растениях : Вербе,Липе,Акации и т.д

1.4. Экологические оазисы.

Теория. изучение экологических оазисов родного города.Темы: «Парк Победы», «Сад грёз», «Роща», «Зелёная сказка».

Практика. Изготовление презентаций и фотоальбомов «Парк Победы»,»Сад грёз», «Роща», «Зелёная сказка»,проектов научно-исследовательских работ «Экологические оазисы моего города».

1.5. Зелёная тропа.

 Практика. Экскурсии в природу «Зелёная тропа»: в Треугольную рощу (в Деркачёвскую рощу ст.Раздольной),Парк Победы, «Сад грёз» ,Сквер Памяти.

1.6. Экологический праздник»Природа –Волшебница»

Практика: закрепление и популяризация  знаний о природе Кубани,правил поведения в природе.

 2.ЮНЫЙ КРАЕВЕД

2.1. История моего города(станицы).

Теория.  Изучение истории родного города(станицы). Темы: «Образование Кореновского(Раздольненского) куреня», «Никто не забыт,ничто не забыто», «Исторические здания Кореновска(ст.Раздольной)», «Знаменитые земляки».

Практика. Составление презентаций , статей для СМИ ,творческие работы и исследовательские проекты на темы:«Никто не забыт,ничто не забыто», «Исторические здания Кореновска(ст.Раздольной)», «Знаменитые земляки».

2.2. Экскурсии  по историческим местам.

Практика. Экскурсии в Кореновский краеведческий музей (экспозиции «Кубанская хата», «Бабушкин сундучок», «Никто не забыт,ничто не забыто», по историческим местам города (Памятник –Самолёт,Сквер Памяти).

2.3. Культурно-массовые мероприятия.

Практика : организация и проведение культурно-массовых мероприятий по популяризации историко-краеведческих знаний воспитанников на темы:

«Я из казачьего рода»,  « Слово о Матери»

3.ПРИРОДА –ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА.

3.1. «Зелёная аптека».

Теория. Знакомство с миром лекарственных растений-уникальным подарком природы человечеству. Общие правила сбора и обработки лекарственных растений. Полезные растения: их свойства и применение:берёза,ирис германский, календула, калина,кизил , крапива двудомная , малина обыкновенная , пастушья сумка, подорожник, ромашка аптечная .

Практика.  Разработка и оформление проектов, подготовка презентаций, изготовление  творческих работ и исследовательских проектов на тему:»Берёза»,»Касатик»,»Зелёный доктор».

3.2. Экологическая сказка для взрослых и детей «В гостях у Айболита».

Практика: закрепление и популяризация знаний о свойствах лекарственных растений и их применении в народной медицине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

метапредметные

         В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с явлениями окружающей природы, флорой и фауной родного края, элементарными приемами ухода за животными и растениями, у них уточняются знания о правилах поведения в природе, на улице и в быту. Дети знают историю заселения Кореновского и Раздольненского куреней казаками, истоки возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и умений по уходу за растениями и животными, изготовление творческих работ  на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Основное содержание работы заключается в комплексном подходе к решению поставленных целей и задач.  

Личностные

  У  детей развивается наблюдательность, эстетический вкус, воспитывается чувство патриотизма, любви и бережного отношения к природе

       ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ:

- педагогическое наблюдение;

-педагогогический анализ;

-мониторинг(начальный,промежуточный,итоговый)

- Открытое занятие;

-викторина;

- контрольный срез;

-опрос-диагностика;

- конкурс портфолио;

-выставка творческих работ .

Методические рекомендации изучаемого курса.

    Проводя с учащимися ознакомительные беседы и наблюдения , прежде всего, чтобы интерес был устойчивым и возрастающим, использовать в работе с детьми как можно больше приемов художественного слова: загадки, стихи и сказки, легенды и предания, а так же разнообразные видео и аудиоматериалы, игровые моменты.

      В основу творческо-исследовательского  процесса положен принцип от распределения учебного материала и каждой учебной задачи: от простого к сложному. Чтобы дети глубже почувствовали и усвоили образность и приёмы выполнения творческой работы  на уроке, их собственная практическая деятельность должна от урока к уроку углубляться и обогащаться. Следует варьировать соотношение процесса восприятия и созидания на уроках. Уроки могут начинаться практической работой или теорией и показом наглядности.Более глубокому и активному отношению к занятиям помогает наглядный материал, реальная творческая работа, а так же показ слайдов, фотографий и другие методические пособия. Перед изготовлением любой творческой работы рассматриваются образцы и рисунки, фотографии. Обязательно на практике дети должны уметь методически правильно подобрать материал и использовать его в своей  работе.

       Воспитанникам предлагается больше мыслить и  анализировать  Таким образом, от обобщённой формы выполнения работы  дети переходят к более сложной задаче выполнения  работы и её предназначимости.

     Значительное место на занятиях с детьми  младшего школьного   возраста занимает совместная деятельность и индивидуальная помощь. Именно совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает  решить поставленные цели и задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ПЕДАГОГОМ

1.ЕфремоваЮ.В.,ОстапенкоА.А.,ПлотниковаГ.К.,ШереметьеваВ.М. «Занимательное краеведение» Краснодар Кубанское книжное издательство (издатель И.А.Багров)2006 г.-160с.

2.Крутецкая В.А. «Окружающий мир 2-4 классы»,Санкт-Петербург,

2010 г,96 с,ил.

3.ПлешаковА.А.«Зелёный дом»: «От земли до неба» (атлас-определитель) М: Просвещение,2011 г-222с, ил.

4.-  Режим доступа: http://www.wikipedia.org—Сайт Википедия: свободная энциклопедия ,материалы о животных и растениях окружающего мира

-  Режим доступа:http://www.prodlenka.org/raspisanie-konkursov/blog.html)

 – дистанционный образовательный портал «Продлёнка»:методическая копилка, Всероссийские конкурсы для школьников по окружающему миру

-  Режим доступа: http://www.nsportal.ru -образовательный портал «Социальная сеть работников образования»(мини-сайт педагога дополнительного образования -Сергиенко Татьяны Александровны), методические материалы.

-  Режим доступа:  konkurs@talantikus.ru - Всероссийское электронное СМИ «Талантоха»:конкурсы для детей и взрослых  «Рассударики»,»Медалинград», «Вопросита».

-  Режим доступа:  www.art-talant.org) - Сайт «Академия Развития Творчества»-«Арт-талант», Всероссийские конкурсы и фестивали для дошкольников ,школьников, учителей и воспитателей.

5.Сафонов Н.Н. «Полный атлас лекарственных растений» 312 с,ил.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Скребицкий Г. «Сказки следопыта», М: «Стрекоза»,2010 г.

2.Юдаева М.В. «Сказки из леса», М: издательство «Самовар»,2012

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...