Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Бышук Вера Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса   разработана на основе  авторской программы: Плешаков А.А. "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx129.11 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………2

  1. Общая характеристика курса………………………………………………………..3

  1. Планируемые результаты……………………………………………………………6

  1. Учебно-тематический план………………………………………………………… 12

  1. Содержание программы……………………………………………………………..13

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………….16

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета……18

  1. Контрольно-измерительные материалы……………………………………………23

  1. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ………………………………………………………………………………………....33

  1. Лист корректировки календарно-тематического планирования…………………60

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение,
  • планируемых результатов начального общего образования,
  • учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2016-2017уч.год.

        Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Цель изучения курса «Окружающий мир»:        

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно — следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  •  существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.                                                                                                                                      
  1. Общая характеристика курса

      Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

     В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

             Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими
событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в учении и расширении исторических знаний Отбор  материала определяется его доступностью          учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного
 мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок -проект, урок-практика, урок-конференция, урок-путешествие и др.);

- защита проектов

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, практические работы);

- промежуточный аттестация (интегрированный зачёт)

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений;  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность  целостности и многообразия окружающего мира - использование приобретенных знаний и умений для обогащения жизненного опыта и пропаганды знаний об охране природы.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

 

  1. Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.

У учеников четвёртых классов продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Планируемые результаты изучения всего курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Выпускник научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Выпускник научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

  1. Учебно-тематический план

Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир»  изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Объём  учебного времени составляет 68 часов.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по к/тем.плани рованию

К-во практич.работ

Экскурсии

Проекты

Контр.работы

Земля и человечество

13

9

3

-

1

-

Природа России

11

10

5

1

-

1

Родной край – часть большой страны

12

15

4

3

1

1

Страницы всемирной истории

6

5

2

-

-

1

Страницы истории России

20

22

4

1

1

Современная Россия

8

6

1

-

1

-

Итоговое повторение

1

-

-

1

Итого

70

68

19

5

4

5

Количество часов в неделю:2 часа

Экскурсий –  5

Практических  работ  - 19

Проектов - 4

Контрольных  работ – 5

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;

знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;

поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Экскурсии:

Чёрное море

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Формы поверхности нашей местности;

Экскурсия на озеро и в лес.

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Практические работы:

Определение по «ленте времени» длительность Средневековья.

   Нахождение на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Прослеживание по карте маршрутов Великих географических открытий

Страницы истории России (22 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: 

найти и показать изучаемые объекты на исторических картах;

 анализирование карт Древнего Киева и Древнего Новгорода;

   Прослеживание по карте объединение русских земель вокруг Москвы и передвижения русских и ордынских войск.

Современная Россия (6 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Практическая работа: 

найти и показать изучаемые объекты на  карте России

Итоговое повторение (1ч.)

6. Требования к уровню подготовки учащихся:

Земля и человечество

Обучающиеся должны знать:

Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Что изучает география. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории..

Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.

Обучающиеся должны уметь:

- показывать изучаемые объекты на глобусе и географической карте;

Природа России

Обучающиеся должны знать:

Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны .

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Обучающиеся должны уметь:

 - определять и показывать на физической карте изучаемые географические объекты;

- определять и показывать изучаемые объекты на карте природных зон России;

Родной край — часть большой страны

Обучающиеся должны знать:

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человекаПолезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.

Важнейшими виды почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Обучающиеся должны уметь:

Определять образцы полезных ископаемых своего края, определять их свойства;

Определять гербарные экземпляры растений различных сообществ, распознавать их с помощью атласа-определителя;

Распознавать культурные растения края.

Страницы всемирной истории

Обучающиеся должны знать:

. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.

Обучающиеся должны уметь:

- определять христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина;

- определять достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.

Страницы истории России

Обучающиеся должны знать:

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края.

Обучающиеся должны уметь:

- находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах

Современная Россия

Обучающиеся должны знать:

Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственную символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

 Обучающиеся должны уметь:

- показывать на карте регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.

7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

                        ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Текущий опрос. Основная цель текущего опроса- проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

Критерии оценивания

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

                                                                        Оценка тестов.


          Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
           Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
            Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

8. Материально-техническое учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир.4  класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

4. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  3. Научно-популярные, художественные книги для чтения;
  4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
  5. Наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, коллекция полезных ископаемых, гербарий.
  6. Карты: физическая карта мира (России,  Крыма), политическая карта мира (России, Крыма).

Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Проектор.
  • Ноутбук  
  • Сканер.
  • Принтер лазерный.
  • http://school-collection.edu.ru – коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • электронное  приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс, автор А.А.Плешаков


  1. Контрольно-измерительные материалы:

Итоговый тест  за I четверть

Вариант 1

А1.  Какая  планета самая большая?

  • 1) Юпитер        
  • 2) Плутон
  • 3) Марс
  • 4) Сатурн

А2.  В чём  причина смены времён  года?

  • 1) во вращении Солнца вокруг Вселенной
  • 2) во вращении Земли вокруг Солнца
  • 3) во вращении Земли вокруг своей оси
  • 4)в охлаждении  и  нагреве Земли

АЗ.   Какая   звезда  показывает  точное  направление на север?

  • 1) Сириус
  • 2) Солнце
  • 3) Полярная
  • 4) Альдебаран

А4.   Какая   наука  изучает  природу  земной   поверхности?

  • 1) экология
  • 2) география
  • 3) биология
  • 4) астрономия

А5.  Какие учёные занимаются  изучением  прошлого людей?

  • 1) астрономы
  • 2) химики
  • 3) историки        
  • 4) географы        

А6.  В  каком  веке  Москва была  впервые упомянута в летописи (1147 год)?

  • 1) в X веке
  • 2) в XI веке
  • 3)в XII веке
  • 4) в XIII  веке

А7.  Что не относится  к экологическим  проблемам?

  • 1) загрязнение воздуха
  • 2) добыча полезных ископаемых
  • 3)загрязнение воды
  • 4) исчезновение растений  и животных

А8.  Где находится самая  высокая  в  России  гора — Эльбрус?

  • 1)  на Урале
  • 2) на Камчатке
  • 3) на Кавказе
  • 4) на Алтае

В1.   В   какой   природной   зоне  живут  тюлени и гагарки?

  • 1) смешанных лесов
  • 2) арктических  пустынь
  • 3) тундры
  • 4) степей

В2. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?

  • 1) изображение оленя
  • 2) изображение панды
  • 3) изображение леопарда
  • 4) изображение белого медведя

ВЗ. Какая экологическая проблема существует в тундре?

  • 1) разрушение почвы
  • 2) загрязнение воды
  • 3) вырубка лесов
  • 4) исчезновение моржей

С1Какие животные обитают в тундре?

  • 1) морж
  • 2)  северный олень
  • 3) лемминг
  • 4)  песец

С2.  Какие объекты относятся к космическим телам?

  • 1) Земля        
  • 2) комета

        

  • 3)  туча 
  • 4)  Венера


Итоговый тест за I четверть

Вариант 2

А1.  Какая  планета самая  маленькая?

  • 1) Земля        
  • 2) Марс        
  • 3) Юпитер
  • 4) Плутон

А2.  Почему сменяются день  и  ночь?

  • 1) Земля  вращается  вокруг Солнца
  • 2) Солнце вращается  вокруг Земли
  • 3)Земля  вращается  вокруг оси
  • 4) Солнце и Луна сменяют друг друга

АЗ.  Какая звезда на небе считается самой яркой?

  • 1) Полярная
  • 2) Альдебаран
  • 3) Сириус
  • 4) Альтаир

А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?

  • 1)  историки        
  • 2) астрономы
  • 3) географы
  • 4) биологи

А5.  Как называется  наука о прошлом людей?

  • 1) история
  • 2) география
  • 3) экология
  • 4) астрономия

А6.   В   каком   веке   произошла   Куликовская   битва (1380  год)?

  • 1) в XIII  веке
  • 2) в XIV веке        
  • 3) в XV  веке
  • 4) в XVI  веке

А7.  Какая  проблема является экологической?

  • 1) безработица
  • 2) разрушение почвы
  • 3) суровый климат
  • 4) плохие дороги

А8. Какое озеро находится не в России?

  • 1) Онтарио
  • 2) Байкал
  • 3) Ладожское
  • 4) Онежское

В1  Где живут северные олени  и  песцы?

  • 1) в арктических пустынях
  • 2) в тундре
  • 3) в широколиственных лесах
  • 4) в степях

В2.   К   какому  океану  относятся   Балтийское  и   Чёрное  моря?

  • 1) к Тихому
  • 2) к Северному Ледовитому
  • 3) к Атлантическому
  • 4) к Индийскому

ВЗ.  Какой  заповедник создан  для  охраны  природ тундры?

  • 1) «Остров  Врангеля»
  • 2) Таймырский
  • 3) Ильменский
  • 4) Дальневосточный

С1 Укажи  обитателей арктической  пустыни.

  • 1) северный олень
  • 2) морж
  • 3) белый  медведь
  • 4) тюлень

С2.  Укажи  названия  планет Солнечной системы.

  • 1) Плеяда
  • 2) Сатурн
  • 3) Уран
  • 4) Нептун

Итоговый тест  за II четверть

Вариант 1

А1.  Какие деревья растут в тайге?

  • 1) берёза, осина
  • 2) дуб, клён
  • 3) сосна, пихта
  • 4) ясень, вяз

А2.  Где бывают пыльные бури?

  • 1) в лесной зоне
  • 2) в пустыне
  • 3) в степи
  • 4) в тундре

АЗ. Какое животное не является жителем пустыни?

  • 1) сайгак
  • 2) суслик
  • 3) верблюд
  • 4) тушканчик

А4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?

  • 1) холмы
  • 2) балки
  • 3) овраги
  • 4) терриконы

А5.  Каким свойством обладает глина?

  • 1) пластичностью
  • 2) твёрдостью
  • 3) горючестью
  • 4) текучестью

А6.  В каком ярусе растёт орешник?

  • 1) деревьев        
  • 2) кустарников        
  • 3) трав
  • 4)  мхов

А7.  Какая  птица живёт не на лугу?

  • 1) дрозд
  • 2) перепел
  • 3) трясогузка
  • 4) коростель

А8. Какое слово лишнее?

  • 1) коневодство
  • 2) свиноводство
  • 3) птицеводство
  • 4) плодоводство

В1 Как правильно скашивать траву на лугу?

  • 1) сначала скашивать там,  где трава выше
  • 2) сначала скашивать там, где трава ниже
  • 3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям
  • 4) начинать от края и по кругу двигаться к центру

В2. Из какой полевой культуры  получают крахмал?

  • 1) из кукурузы
  • 2) из ячменя
  • 3) из картофеля
  • 4) из гороха

ВЗ. Какое насекомое здесь лишнее?

  • 1) колорадский жук
  • 2) божья  коровка
  • 3) жужелица
  • 4) златоглазка

    С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

  • 1) ушастый ёж
  • 2) амурский тигр
  • 3) зубр
  • 4) утка-мандаринка

С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

  • 1) нефть
  • 2) известняк
  • 3) каменный уголь
  • 4) природный газ

Итоговый тест  за II четверть

Вариант 2

А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных  лесов?

  • 1) ель, лиственница
  • 2) пихта, сосна
  • 3) дуб,  клён  
  • 4) берёза, осина

А2.  В  какой  природной  зоне  наблюдается  явление подвижных песков?

  • 1) в тайге
  • 2) в тундре
  • 3) в  пустыне
  • 4) в степи

АЗ. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами,  на  которых  почти  нет растений?

  • 1) овраги
  • 2) балки
  • 3) холмы
  • 4) терриконы

А4.  Как называется  место,  где река берёт своё начало?

  • 1) исток
  • 2) устье
  • 3) берег
  • 4) приток

А5.  Каким свойством обладает железная  руда?

  • 1) пластичностью
  • 2) текучестью
  • 3) горючестью
  • 4)  плавкостью

А6. Укажи,  какие  почвы  распространены  в степях.

  • 1) серые лесные
  • 2) луговые
  • 3) подзолистые
  • 4) чернозёмы

А7.   Какое  растение относится  к ярусу трав и маленьких кустарничков?

  • 1) орешник
  • 2) брусника
  • 3) берёза
  • 4) мох

А8.  Какое животное обитает не у водоёма?

  • 1) бобр        
  • 2) ондатра
  • 3) полёвка
  • 4) выдра

В1.  Какого жука древние египтяне считали  священным?

  • 1) жука-красотела
  • 2) скарабея
  • 3) жука-чернотелку

  • 4) жука-оленя

В2 Выбери  верное утверждение.

  • 1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая  насекомых.
  • 2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.
  • 3) Неумеренный  выпас скота опасен для луга.
  • 4) Гусеницы  приносят вред человеку,  и  их надо уничтожать.

В3 Какое насекомое здесь лишнее?

  • 1) колорадский жук
  • 2) жужелица
  • 3) тля
  • 4) яблонная  плодожорка

С1.   Какие   животные   степи   занесены   в   Красную книгу?

  • 1) степной орёл
  • 2) дрофа
  • 3) хомяк
  • 4) степная дыбка

С2 Какие культуры  выращивают овощеводы?

  • 1) томат
  • 2) капусту
  • 3) клубнику
  • 4) кукурузу

Итоговый тест за III четверть

Вариант 1

А1. Укажи неверное утверждение.

  • 1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является первобытная история.
  • 2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.
  • 3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.
  • 4) В первобытную  эпоху уже существовало  искусство.

А2. Какую эпоху называют временем рыцарей?

  • 1) первобытную эпоху
  • 2) эпоху Древнего мира
  • 3) Средние века
  • 4) Новое время

АЗ. Какой мореплаватель открыл Америку?

  • 1) Ф. Магеллан
  • 2) М.П. Лазарев
  • 3) X. Колумб
  • 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен

А4. Какое событие не относится к Новейшему времени?

  • 1) покорение Южного полюса
  • 2) изобретение телеграфа
  • 3) начало освоения космоса
  • 4) Вторая мировая война

А5. Назови столицу Древней Руси.

  • 1) Киев
  • 2) Новгород
  • 3) Москва
  • 4) Константинополь

А6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?

  • 1) князь Владимир
  • 2) Ярослав Мудрый
  • 3) Александр Невский
  • 4) Пётр Великий

А7.  Какой князь в  1242 году разбил немецких рыцарей-крестоносцев?

  • 1) Олег
  • 2) Владимир
  • 3) Ярослав
  • 4) Александр

А8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного для борьбы с польскими захватчиками?

  • 1) Кузьма Минин
  • 2) Иван Фёдоров
  • 3) Александр  Невский
  • 4) Дмитрий Пожарский

В1. Какой город возник в эпоху Средневековья?

  • 1) Москва
  • 2) Афины
  • 3) Санкт-Петербург
  • 4) Рим

В2. Что такое Золотая Орда?

  • 1) город в Древней  Руси
  • 2) государство монголо-татар
  • 3) войско в Древней  Руси
  • 4) одно из племён древних славян

ВЗ.  При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

  • 1) при Дмитрии Донском
  • 2) при  Иване Третьем
  • 3) при  Иване  Калите
  • 4) при Ярославе Мудром

С1. Какие сооружения  появились в эпоху Древнего мира?

  • 1) Луксор
  • 2) Парфенон
  • 3) египетские пирами
  • 4) Софийский собор

С2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?

  • 1) книгопечатание
  • 2) паровоз

  • 3) пароход
  • 4) телеграф


Итоговый тест за III четверть

Вариант 2

А1.  Какой  город появился  в эпоху Древнего мира?

  • 1) Париж
  • 2) Афины
  • 3) Москва
  • 4) Берлин

А2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?

  • 1) Древний  мир
  • 2) Средневековье
  • 3) Новое время
  • 4) Новейшее время

АЗ.  Какое  достижение  принадлежит  Руалу Амундсену?

  • 1) открыл Америку
  • 2) открыл Антарктиду
  • 3) совершил  первую кругосветную экспедицию
  • 4) покорил Южный  полюс

А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?

  • 1) книгопечатание
  • 2) радио
  • 3) паровоз
  • 4) аспирин

А5. Почему в Москве поставили памятник византийским  монахам Кирилу и  Мефодию?

  • 1) они  создали славянскую азбуку
  • 2) они  первыми  на Руси  приняли  крещение
  • 3) они  написали  «Повесть временных лет»
  • 4) они  построили  первый храм  на Руси

А6.  Каким  русским  городом управляли  посадники?

  • 1) Москвой
  • 2) Киевом
  • 3) Рязанью
  • 4) Великим  Новгородом

А7.   Кому  принадлежит  заслуга создания   русского флота?

  • 1) Петру Первому
  • 2) Екатерине Второй
  • 3) Александру Второму
  • 4) Николаю Второму

А8.   Московское   княжество   стало   самым   сильным  на Руси  при:

  • 1) Иване Третьем
  • 2) Иване Калите
  • 3) Ярославе Мудром
  • 4) Дмитрии Донском

В1.        К какой эпохе относится возникновение Москвы?

  • 1) к Древнему миру
  • 2) к Средневековью
  • 3) к Новому времени
  • 4) к Новейшему времени

В2.        Как называлось государство, которому Русь до 1480 года выплачивала дань?

  • 1) Рыцарский Орде
  • 2) Монголия
  • 3) Золотая Орда        
  • 4)  Византия

В3. На  печати   какого   русского   правителя   впервые появился двуглавый орёл?

  • 1) Ярослава Мудрого  
  • 2) Ивана Калиты
  • 3) Ивана Третьего
  • 4) Ивана Грозного

С1.  Какие сооружения  возникли  в эпоху Средневековья?

  • 1) рыцарские замки
  • 2) мусульманские мечети
  • 3) египетские пирамиды
  • 4) христианские соборы

С2.  Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом.

  • 1) изобретение оружия
  • 2) охрана природы

  • 3) преодоление бедности
  • 4) борьба с терроризмом


Итоговый тест за учебный год

Вариант 1

А1. Выбери  верное утверждение.

  • 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.
  • 2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.
  • 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
  • 4) Солнце вращается вокруг Земли.

А2.   Где  самый  богатый  растительный  и  животный мир?

  • 1) в полярных поясах
  • 2) на Северном полюсе
  • 3) в умеренных поясах
  • 4) в тропиках

АЗ. Что мы называем историческим источником?

  • 1) учебник по истории
  • 2) статьи  в  газетах,   посвящённые  историческим событиям
  • 3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
  • 4) исторические книги

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

  • 1)тундра
  • 2) тайга
  • 3) пустыня
  • 4)арктическая пустыня

А5. Укажи самую низкую равнину России.

  • 1) Западно-Сибирская
  • 2) Приволжская
  • 3) Среднесибирское плоскогорье
  • 4) Восточно-Европейская

А6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?

  • 1) Ладожское
  • 2) Байкал
  • 3) Каспийское
  • 4) Онежское

А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

  • 1) не купаться в реках
  • 2) поливать огороды водой из рек и озёр
  • 3) уничтожать обитателей водоёмов
  • 4) расчищать берега водоёмов от мусора

А8. Укажи основное свойство торфа.

  • 1) прочность
  • 2) твёрдость
  • 3) пластичность
  • 4) горючесть

А9. Что является названием отрасли животноводства?

  • 1) цветоводство
  • 2) металлургия
  • 3) свиноводство
  • 4) полеводство

А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?

  • 1) эпоха Древнего мира
  • 2) эпоха Средних веков
  • 3) эпоха Нового времени
  • 4) эпоха Новейшего времени

В1. Какое растение не является луговым?

  • 1) тысячелистник        
  • 2) мятлик        
  • 3) тимофеевка
  • 4) тростник

В2. Какое насекомое поедает листья  картофеля?

  • 1) колорадский жук
  • 2) жужелица
  • 3) божья  коровка
  • 4) тля

ВЗ.  Кто организовал  первую  в  России  химическую лабораторию?

  • 1) Пётр Первый
  • 2) М.В. Ломоносов
  • 3) Екатерина Вторая
  • 4) Иван Третий

В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

  • 1) Куликовская битва
  • 2) Бородинская битва
  • 3) Ледовое побоище
  • 4) Ордынское сражение

С1.  Укажи объекты Всемирного  природного  наследия  России.

  • 1) водопад Виктория
  • 2)  Большой барьерный риф
  • 3) Алтай
  • 4) озеро Байкал

С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

  • 1) нефть
  • 2) известняк
  • 3) каменный уголь
  • 4) природный  газ

СЗ. Назови государственные праздники  России.

  • 1) День России
  • 2) День Государственного флага Российской Федерации
  • 3) День Конституции
  • 4) День милиции

Итоговый тест за учебный год

Вариант 2

А1. Какое утверждение верно?

  • 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
  • 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
  • 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
  • 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.

А2.  Где  самый  бедный  растительный  и животный мир?

  • 1) в южном тропическом поясе
  • 2) в северном тропическом поясе
  • 3) в полярных поясах
  • 4) в умеренных поясах

АЗ. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

  • 1) археология
  • 2) история
  • 3) астрономия
  • 4) география

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.

  • 1) арктическая пустыня
  • 2) тундра
  • 3) степь
  • 4) тайга

А5.  Что   называют   Каменным   поясом   земли   Русской?

  • 1) Уральские горы
  • 2) Кавказские горы
  • 3) Алтай
  • 4)  Русскую равнину

А6.   Какое  озеро   России   из-за  огромных  размеров часто называют морем?

  • 1) Ладожское
  • 2) Онежское
  • 3) Каспийское
  • 4) Байкал

А7.  Какое утверждение неверно?

  • 1) Лес — защитник почвы.
  • 2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.
  • 3) Лес очищает воздух.
  • 4) Лес защищает почву от разрушения.

А8. Какие почвы  распространены  в нашей стране?

  • 1) чернозёмы
  • 2) луговые
  • 3) болотные
  • 4) подзолистые

А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления  посуды?

  • 1) глину        
  • 2) торф
  • 3) известняк
  • 4) гранит

А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?

  • 1) в первобытную эпоху
  • 2) в эпоху Древнего мира
  • 3) в эпоху Средних веков
  • 4) в эпоху Нового времени

В1.  Какая  птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной  плодожорки?

  • 1) сова
  • 2) скворец        
  • 3) канюк
  • 4) пустельга        

В2. Из чего получают перловую крупу?

  • 1) из ячменя
  • 2) из кукурузы
  • 3) из ржи
  • 4) из гречихи

ВЗ. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?

  • 1) Ивана Грозного
  • 2) Екатерину Вторую
  • 3) Александра Второго
  • 4) Николая Второго

В4.  Укажи  порядок  расположения полос  на Государственном флаге Российской Федерации.

  • 1) красная, белая, синяя
  • 2) синяя, красная, белая
  • 3) белая, синяя, красная
  • 4) белая, красная, синяя

С1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.

  • 1) Акрополь
  • 2) Московский Кремль
  • 3) исторический центр Санкт-Петербурга
  • 4) Кижи

С2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?

  • 1) на образование
  • 2) на труд
  • 3) на отдых
  • 4) на разрушение памятников культуры

СЗ. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?

  • 1) фотография
  • 2) телевидение
  • 3) электричество
  • 4) холодильник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....