Конспект урока окружающего мира "Почему нужно правильно питаться"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный конспект разработан для 4 класса по УМК "ШКОЛА РОССИИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Почему нужно правильно питаться.

Цель урока: Познакомить учащихся с основами правильного питания

Задачи:

- Познакомить учащихся с составом пищевых продуктов; значением питательных веществ для организма человека; с правилами правильного питания;

- Развивать у учащихся познавательный интерес, интеллектуальные умения учащихся, внимание, мышление, желания готовить вкусную и здоровую пищу.

- Воспитывать у детей, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, воспитывать чувства товарищества, умения работать в группе.

УУД:

Личностные: освоение личностного смысла учения; оценка жизненных ситуация и поступков героев; развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задания, определять его цель; использовать при выполнении задания различные средства: учебник, ИКТ; самостоятельно давать самооценку.

Познавательные: ориентироваться на страницах учебника; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных и учебных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь договариваться с друг с другом.

Планируемые результаты:

1.        Применение полученных знаний в реальной жизни.

2.        Отказ от вредных и неполезных продуктов.

3.        Применение продуктов питания, которые приносят пользу.

4.        Укрепление здоровья детей.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: изображение Карлсона, презентация, карточки с изображением продуктов, силуэтов, фидеофрагменты м/ф « Приключения Карлсона»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, тихо садитесь. Урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Т. А.

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

- Ребята, прошлый урок окружающего мира был неделю назад, но я надеюсь вам не трудно вспомнить что вы изучали на прошлом уроке? (Режим дня школьника)

- Верно! Ребята, а что же такое режим дня? (Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток)

- Вашим домашним заданием было подготовить презентацию о режиме дня. Презентацию одного из учеников мы сегодня заслушаем на уроке. Пожалуйста. (отвечает ученик)

- Итак, нужно ли соблюдать режим дня и почему?

- Что важно выделить при составлении режима дня?

- Молодцы!

  1. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

- Ребята, к нам на урок сегодня прилетел гость. Что бы узнать кто он, посмотрите фрагмент из мультфильма. (фрагмент из мульфильма)

- Кто же этот гость? (Карлсон)

 - Верно! Он хочет, чтобы мы посмотрели на его режим дня, который он составил.

(На доске режим дня Карлсона. )

10:00 – 10: 30     просыпаюсь

10: 30 – 11:00     ем варенье

11:00 – 14:00      в гостях у Малыша

14:00 –  14:30     ем варенье  

14:30 – 17:00      сплю

17:00 – 17:30      ем варенье

17:30 – 20:00      гуляю с Малышом на крыше

20:00 – 20:30      ем варенье

20:30 –  21:00     сплю

- Ребята, рассмотрите внимательно на режим дня нашего гостя. Как вы думаете, правильно ли Карлсон проводит время? Почему?

- Чего не хватает в его режиме дня? ( не умывается, не делает зарядку )

- А вы заметили, что чаще всего делает Карлсон? ( ест варенье и спит )

- Ребята, скажите, а можно ли всегда питаться только одним вареньем или только сладким?

( нет )

- Почему? ( портятся зубы, снижается аппетит, набирается вес )

- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о правильном питании)

- Верно! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правильном питании. И научим Карлсона этому.

  1. Целеполагание.

- Итак, как же звучит тема нашего урока? (“Правильное питание”)

- Какие цели и задачи вы поставите перед собой? Что бы вы хотели узнать при изучении этой темы? (ответы детей)

- Задачей нашего урока будет узнать о составе пищевых продуктов;  

значение питательных веществ для организма человека;

познакомить с правилами правильного питания.

  1. Изучение нового материала.

- Ребята, а как вы понимаете, что значит правильное питание?

- А неправильное питание бывает?

- Для чего организму нужно правильное питание? (для повышения выносливости и активности, для хорошего самочувствия, для роста и развития, для борьбы с болезнями )

Ещё для того, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

– Что означает «умеренность»? (ответы детей)

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

- Ребята, сколько раз в день должен кушать ученик? (ответы детей). Питаться ученик должен 4-5 раз в день в определенное время. Это способствует хорошему аппетиту и улучшению пищеварения. Есть надо неспеша, тщательно пережевывая пищу. Не переедать. Употреблять первые блюда, они обеспечивают нормальное пищеварение.

– А что значит «разнообразие»? (ответы детей)

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, другие помогают строить организм и сделать его более сильным, а третьи – помогают организму расти и развиваться.

- Итак, какие 2 условия правильного питания существуют? (умеренность и разнообразие)

- А сейчас мы подробнее узнаем, из каких же питательных веществ состоит наша пища.

- Наша пища состоит из разных питательных веществ, среди которых есть белки, жиры и углеводы.

- Белки – это строительный материал нашего организма. Он необходим организму для роста и развития.

Рассмотрите картинку. Назовите продукты, в которых содержится белок.  

(Сыр, рыба, фасоль, орехи, яйца, хлеб, молоко, кефир, картофель) . 

Все эти продукты содержат белок.

-Также к питательным веществам относятся жиры. Жиры необходимы организму для энергии. Они защищают организм от потери тепла. Также жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувства сытости. Перечислите продукты, содержащие в себе жиры.

( масло, маргарин, колбаса, оливки, курица, икра)

- Это продукты, содержащие жиры. Еще сегодня мы поговорим об углеводах.

Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. Рассмотрите картинку, назовите продукты, содержащие углеводы.

( сахар, конфеты, печенье, варенье, виноград, вишня, арбуз, апельсин, груша)

- Эти продукты содержат углеводы.

  1. Работа с учебником

-Давайте откроем учебник на стр 65 и найдем в тексте то, что касается именно питательных веществ.

-Итак, давайте сделаем вывод:

  • Из каких питательных веществ состоит наша пища?
  • Для чего нам необходимы белки? (Он необходим организму для роста и развития)
  • В каких продуктах содержится белок? (Сыр, рыба, фасоль, орехи, яйца, хлеб, молоко, кефир, , картофель)
  • Для чего нам нужны жиры? (Жиры необходимы организму для энергии)
  • Перечислите продукты, содержащие в себе жиры.
  • ( масло, маргарин, колбаса, оливки, курица, икра)
  • Какое ещё питательное вещество мы не назвали? (углеводы)
  • А они нам зачем необходимы? (они служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров)
  • Назовите продукты, содержащие углеводы. (сахар, конфеты, печенье, варенье, виноград, вишня, арбуз, апельсин, груша)

- Ребята, а что больше всего любит кушать Карлсон? (варенье) 

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма, а после вы ответите мне на вопрос : правильно ли лечится Карлсон? (просмотр фрагмент из мультфильма)

- Итак, правильно ли лечится?(нет). А вот он думает, что правильно, ведь  раз он ест много варенья, то это только на пользу. Ведь у него в организме будет очень много углеводов. Ребята, как вы думаете, Карлсон прав? ( нет )

- Почему? (от большого употребления сладкого портятся зубы, снижается аппетит, набирается лишний вес)

- Верно! Для организма нежелателен не только недостаток питательных веществ, но и его избыток. Т.е. когда его слишком много. Если человек съедает много жиров и углеводов, то он становится полным и неповоротливым. А это ухудшает работу сердца и других органов. Если питательных веществ мало, то организм плохо растет и развивается. Поэтому главное правильно питаться. Что значит правильно питаться? Это значит, есть в меру: не переедать, долго не голодать. Необходимо разнообразить пищу.

- Сколько раз в день нужно питаться?

( 5 . Завтрак, обед, полдник, ужин, легкий ужин )

- Как вы думаете, чем можно улучшить аппетит?

( работать физически, много гулять, заниматься спортом ). 

-Все мы знаем, что люди бывают разного телосложения. На доске изображены силуэты людей. У каждого ряда свой вид телосложения.  Давайте попробуем определить какой пищей питался человек, изображенный на данных картинках? (Каждому ряду даётся определённый силуэт).

- Итак, какой же из трех силуэтов людей правильно питался?

  1. Физ.минутка.

"Вершки и корешки".

- А теперь все дружно встали из-за парт. Я сейчас буду называть овощи, а вы будьте внимательны. Если мы едим у этого овоща подземные части, вам нужно присесть, если надземные встать во весь рост и вытянуть руки вверх. Готовы?

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква).

- Продолжаем нашу работу.

- Ребята, нашему организму требуются не только питательные вещества. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, отгадав который, вы мне скажете, что же еще требуется организму.

Кроссворд в виде загадок.

1) В землю спряталась Девица.

Из земли торчит косица.

Выдерну я ловко

Красную (Морковку.)

2) Желтый, круглый, ты откуда?

– Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож,

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки. (Апельсин)

3) Если нет её, то щи,

Ты в кастрюле не ищи.

Без неё там будет пусто,

В щах же главное… (Капуста.)

4) Круглая да гладкая,

Её откусишь — сладкая.

Засела она крепко

На грядке, это ...  (Репа)

5)Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ... (Лимон) 

6) На сучках висят шары –

Посинели от жары.

Синий мундир,

Тёплая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

7) Он  от гриппа мне помог,

Горький доктор наш...   (Чеснок)

8)Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит…(Сыр)

- Какое у нас ключевое слово получилось? (витамины)

- Давайте по подробнее с ними познакомиться.

- Все витамины обозначаются заглавными буквами латинского алфавита и имеют свои названия: А, В, С, D

- Посмотрите на слайд. В каких продуктах содержится витамин А?

( в моркови, сыре, абрикос, картофеле, репе )

- Все  эти продукты полезны для человека тем, что улучшают зрение. А еще витамин А помогает здоровью зубов и костей, правильно распределяет жировые отложения; он замедляет старение.

- Назовите продукты, которые содержат витамин В.

(хлеб, яйцо, курица, помидор, горох)

- Витамин В укрепляет наш организм, дает запас энергии, способствует росту, улучшает переваривание пищи, особенно углеводов, улучшает умственные способности, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца.

- Назовите продукты, которые содержат витамин С

(чеснок, капуста, лимон, яблоко, апельсин, груша, слива)

- Важнейшей функцией витамина С является защита против инфекции.  

- Посмотрите на слайд. В каких продуктах содержится витамин D?

( в рыбе, подсолнечном масле, сливочном масле )

- Витамин D укрепляет костную систему. Этот витамин ещё называют «солнечный» .

А солнечным его называют, потому что он вырабатывается, когда мы подвергаемся воздействию солнечных лучей. Основная задача витамина D – помогать организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина D.

- Что-то Карлсон запутался в витаминах. Нам нужно ему помочь. ( На доску вывешиваются группы витаминов : А, В, С, D )

- Сейчас я буду вызывать ученика, вам нужно взять карточку с рисунками продуктов и определить какой витамин содержится в этих продуктах.

Яблоко, груша– С

Хлеб, яйцо – В

Рыба, подсолнечное масло – D

Помидор, горох – В

Капуста, чеснок – С

Морковь, картофель – А

Репа, абрикос – А

Апельсин, слива – С

- Молодцы! Справились с заданием. Итак, какой же мы сделаем вывод? Для чего нам нужны витамины? ( благодаря витаминам, которые содержатся в пище, органы работают слаженно и активно)

- С какими витаминами мы сегодня познакомились? (А,В, С, D)

- Как они обозначаются? (заглавными буквами латинского алфавита)

  1. V. Закрепление

- Ребята, давайте  проверим, как вы усвоили сегодняшний материал с помощью пословиц.  Задание такое: объясните, как вы понимаете смысл данных пословиц.

– Хорошего понемножку, сладкого – не досыта.

– Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

– Когда я ем, я глух и нем.

  1. Рефлексия:

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…  

Сегодня на уроке я…

- научился…

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–понял, что…

–мне захотелось…

  1. VI. Итог урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что необходимо правильно питаться. Особенно вам, т.к. вы тратите много энергии. Мы узнали, что для нашего организма необходимы питательные вещества: белки, жиры и углеводы. Узнали, что помимо питательных веществ нам нужны витамины.

Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

Карлсон говорит вам большое спасибо за то, что научили его правильно питаться и говорит вам до свидания (фрагмент из мультика)

  1. Оценки

  1. VII. Домашнее задание.

- Ребята, вам захотелось кушать? (ответы детей)

- А мне бы хотелось, что бы к следующему уроку вы подготовили страницы в учебнике 65-66 и выполнили упражнение в рабочей тетради.

- Урок окончен. До свидания!

Атапина Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века" по теме:" Почему нужно правильно питаться"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ( технологическая карта урока)...

методическая разработка урока окружающего мира "Как правильно питаться"

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

план-конспект урока "Умеем ли мы правильно питаться?"

План-конспект урока по теме:"Умеем ли мы правильно питаться?" поможет учителям начальных классов при проведении занятий по разговору о правильном питании....

2 класс. Окружающий мир. Тема урока: «Почему нужно правильно питаться»

В статье содержится конспект урока по окружающему миру, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на основе требований программы «Начальная школа XXI века...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс «Почему нужно правильно питаться»

В данной презентации вы найдёте интересный материал к уроку окружающего мира "Почему нужно правильно питаться"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОЧЕМУ НУЖНО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ»

Цели педагогической деятельности. Способствовать формированию у учащихся основ правильного питания.Тип урока. Решение частных задач.Планируемые образователь­ные результаты:предметные: научатся: оп...