план-конспект урока "Умеем ли мы правильно питаться?"
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему

План-конспект урока по теме:"Умеем ли мы правильно питаться?" поможет учителям начальных классов при проведении занятий по разговору о правильном питании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор о правильном питании. План-конспект урока.  (Учитель нач. классов – Анисимова Е.Р.)

 Тема: «Умеем ли мы правильно питаться?»

Цели:

  • Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
  • Научить детей оценивать свою нагрузку в течение дня и, соответственно этому, выбирать необходимые продукты питания.
  • Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

ОБОРУДОВАНИЕ 

  1. Карточки с названиями продуктов.
  2. Муляжи, макеты различных продуктов.
  3. Конверты с фрагментами пословиц.
  4. Герои сказок (почтальон Печкин, Карлсон, Малыш, доктор Айболит).
  5. Толковые словари.

Эпиграф: «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Вам, мальчишки и девчушки, приготовила частушки.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть -
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Стучит в дверь почтальон Печкин.

П о ч т а л ь о н. Я принес письмо от Карлсона.

«Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье пепси-кола. Это моя любимая едa. Наверное, скоро я буду здоров.

 Ваш Карлсон».

У ч и т е л ь. Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Сейчас идем в магазин и выберем продукты для него.

Первый и третий ряд - покупатели. Второй ряд - контролеры. Покупатели складывают в корзины картинки с изображением различных продуктов.

Учитель.- А какие полезные продукты вы можете назвать?

(Ответы детей: фрукты, овощи, мясо, рыба, творог ,соки…)

Учитель.- Молодцы, вы дали правильные ответы. А теперь давайте скажем, какую именно пользу приносят упомянутые продукты нашему организму.

Перечислите продукты, которые:

  • улучшают мозговую деятельность; (рыба, мясо, творог, крупы, шоколад)
  • помогают пищеварению; (овощи, фрукты, молочные продукты)
  • укрепляют кости; (молочные продукты, рыба)
  • являются источником витаминов; (фрукты, овощи)
  • придают силу, наращивают мышечную массу; (Мясо, особенно нежирные сорта)

Несколько учеников выходят к доске и распределяют карточки с названиями продуктов в соответствующие группы, затем коллективно анализируют полученный результат.

У ч и т е л ь. Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и

  минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Основные группы витаминов:

водорастворимые (С, В 1, В2, ВЗ) и жирорастворимые (А, D, Е).

Краткая характеристика витаминов.

У ч е н и к 1. Витамин А - это витамин роста. Еще он помогает

нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

У ч е н и к 2. Витамин С прячется в чесноке, капусте луке во всех овощах, фруктах, ягодах.

Во саду ли  в огороде

 Вы меня всегда найдёте.

                                  А кто летом в лес пойдет,

                                  Тот нас в корзине принесет! (Щавель.)

У ч е н и к 3. Витамин D сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. ,

Учитель. - Подумайте, а достаточно ли только правильно питаться, чтобы быть здоровым?

(Ответы детей: необходимо следить за гигиеной тела, заниматься спортом, больше находиться на свежем воздухе, не увлекаться просмотром телепередач…)

- Как вы думаете, есть ли связь между питанием и образом жизни, которого мы придерживаемся?

Например, Дима очень любит подвижные спортивные игры, а Настя предпочитает спокойно полежать на диване, телевизор посмотреть, книжку почитать… Как же каждый из них должен питаться? (Ответы детей)

Учитель. - Давайте немного поиграем.

К нам в гости пришел Малыш – друг Карлсона. Он рассказал о своих занятиях в течение дня и попросил посоветовать продукты, необходимые для восстановления сил.

У вас на партах – конверты с карточками, на которых указано, чем мы можем помочь своему организму при тех или иных занятиях. Итак, послушаем Малыша и поможем ему.

(Возможна работа в парах, группах, оказание помощи друг другу.)

Что сделал Малыш в течение дня 

Что нужно организму

зарядку

дополнительная жидкость

написал контрольную работу

сладкое

посетил тренировку

жидкость, мясо, немного сладкого

лежал на диване

фрукты

Инсценировка «Спор овощей»

Каждый овощ (ребенок с картинкой в руках, на которой нарисован соответствующий овощ) доказывает, что он самый полезным и вкусный.

 Игра «Какие овощи выросли в огороде?» 

Дети перечисляют известные им овощи. Побеждает тот, кто назвал больше. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки» 

У ч и т е л ь. Я буду называть овощи. Если мы едим подземные части этих продуктов, надо присесть,      если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)

Учитель.- Мудрые люди говорят: «Кто яблоко в день съедает, тот у доктора не бывает»,

Яблоко - наверное, самый популярный фрукт во всем мире. Узнаем больше о привычном плоде.

А я хочу рассказать вам сказку – притчу «Принцесса Яблонь»

                                "ПРИНЦЕССА ЯБЛОНЬ"

                                                                                                                                    Л. Скребцова

Жила на свете принцесса Помелла. Она никогда не капризничала, как другие принцессы, а целыми днями трудилась в саду. Прекрасный сад Помеллы был царством яблонь. Осенью по ее приказу за ограду сада выносили огромные корзины яблок, и ими угощались все жители королевства. Однако король недовольно спрашивал:

— Разве королевское дело за садом ухаживать?

— Ах, папочка, я мечтаю вырастить яблоньку, которая не будет бояться засухи, мороза и фруктовых вредителей: тли да плодожорки. Чтобы яблочки на ней были румяные, сочные и хранились целый год, — отвечала принцесса.

— Фу, — морщился король, — почему у тебя голова занята глупыми яблоками, а не сладчайшими блюдами, достойными королевского стола?

Король каждый день устраивал во дворце роскошные пиры. Огромные торты, пирожные и конфеты едва помещались на столах. После этих пиров все страдали от болей в желудке. Но через день боли забывались, и король с королевой снова бодро отдавали распоряжения поварам.

Король с каждым днем толстел и походил на настоящую бочку. С кровати его поднимали несколько слуг. Вскоре он серьезно заболел. Консилиум знаменитых лекарей поставил страшный диагноз — ожирение сердца и печени. Принялись лекари лечить короля сильными лекарствами, от которых у него началась чесотка. Тут у королевы резко подскочило давление, и министры начали болеть один за другим. К тому же у всех начался сильный авитаминоз, потому что в течение многих лет во дворце не ели ни овощей, ни фруктов.

Управлять королевством стало некому. Тогда юная принцесса решительно посадила короля и весь его двор на строгую яблочную диету.

С утра она диктовала королевскому повару меню: «Завтрак — яблочный сок, обед — пюре из сырых яблок и яблочный чай, ужин — печеные яблоки». Король с королевой так ослабели, что у них не было сил возражать дочери, а министры во всем подражали королю. Помелла лечила больных отборными яблоками из своего сада, и через неделю король с королевой почувствовали себя лучше: прошли головные боли и отеки, снизилось давление, исчезли боли в сердце и печени. Королева со своими фрейлинами повеселели. Их тонкие талии и ножки снова шаловливо замелькали в королевских залах.

Яблочное меню помогло и министрам. Они помолодели и радовались непривычной легкости в теле.

Принцесса каждый день проводила яблочный совет, на котором рассказывала о чудесных свойствах яблок

 Король тоже с восхищением слушал свою мудрую дочь и издал указ: «Объявляю яблоню священным деревом нашего королевства и приказываю всем подданным посадить ее возле своего дома».

  • Что изменилось в характерах короля и королевы, после того как яблоки помогли им выздороветь?

• А в каких еще сказках встречаются яблоки или яблони?

Учитель. -  А сейчас слово нашему доктору Айболиту.

Айболит. – Дорогие мои ребятки! Из сказок и легенд можно черпать знания об окружающем мире. В детстве вы читали в сказках об отважных героях, которые отправлялись в опасное путешествие за волшебными молодильными яблоками. Эти яблоки должны были вернуть молодость, красоту и здоровье. Но сказки и легенды — это отнюдь не вымысел, это опыт наших предков, который воплотился в такой форме. В частности, нужно прислушаться к этим сказкам, ведь в самом доступном для нас фрукте – яблоке – содержатся все необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма вещества.

В древней медицине яблоки использовались в зависимости от вкуса и степени зрелости. Авиценна считал полезными для сердца свежие сладкие яблоки. А при слабом желудке, дизентерии и отсутствии аппетита рекомендовал кислые яблоки. Также издавна считают, что яблоки улучшают настроение, бодрят, укрепляют печень. Ешьте больше фруктов, дети, особенно яблоки и будете здоровы!

Учитель.- Спасибо тебе, доктор Айболит за интересную беседу. Сейчас в нашей стране проходят олимпийские игры. Этого события мы ждали и готовились несколько лет. В Сочи приехали спортсмены со всего мира. Кто из вас занимается спортом? А как должны питаться спортсмены?

Игра “Меню спортсмена”.

На столе различные продукты (макеты продуктов). Дети должны выбрать те, которые необходимо употреблять в пищу людям, занимающимся спортом.

Игра “Собери пословицу”.

Учитель.- Скоро праздник – День Защитника Отечества.

Во все времена люди беззаветно любили свою Родину и самоотверженно защищали ее.

(Работа со словарем. Дети ищут значение слов “беззаветно” и “самоотверженно”).

Приведите примеры – перечислите людей, которых по праву можно назвать защитниками Отечества. (Ответы детей).

А какую пищу могли позволить себе люди в дни суровых испытаний? Помните, что она должна быть сытной, вкусной, не требующей особых усилий и затрат при приготовлении.

(Ответы детей: каша, хлеб, щи…)

А теперь внимательно слушаем правила следующей игры. Я раздаю вам конверты. В них – фрагменты пословиц. Предлагаю вам собрать пословицы целиком и зачитать их.

Работаем в командах.

Варианты пословиц. 

  • Ржаной хлебушко – калачу дедушка. Хлеб на стол – и стол престол.
  • Щи да каша – пища наша. Все приедается, а хлеб нет.
  • Покуда есть хлеб да вода – все не беда. Кто не умерен в еде – враг себе.

Итог занятия.

- О чем вели разговор на уроке?

- Что нового узнали?

- Какой вывод сделали?

На доске – итоговый вывод - пословица: “Прежде, чем за стол мне сесть – я подумаю, что съесть”.

Дети читают пословицу хором и объясняют ее смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".

Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»...

План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».

Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...

План-конспект урока русского языка по теме "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" в 1 классе (УМК "Школа России")

Урок русского языка "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" (УМК "Школа России") проведен в1 классе....