Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Максимова Надежда Константиновна

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

- понимание  простейших взаимосвязей, существующих  между миром   природы и человека.

Задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней  среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные  описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных  работ, отмечать фенологические  данные;

- формирует  первоначальные  знания обучающихся  о природе своего  края;

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Приложение к АООП

               

Рабочая программа

по учебному курсу

«Мир  природы и человека»

1 класс

                         

   

Составитель:

Максимова  Надежда Константиновна,

учитель

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

  • Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
  • понимание  простейших взаимосвязей, существующих  между миром

природы и человека.

Задачи:

➢уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

➢расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней  среды;

➢вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные  описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных  работ, отмечать фенологические  данные;

➢формирует  первоначальные  знания обучающихся  о природе своего  края;

➢ формирует первоначальные  сведения о природоохранной  деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе;

➢ коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;

➢воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

Название учебно-методического комплекта

1 класс

- Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII  вида: подготовительный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.

Количество учебных часов

Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год:

Класс

Количество часов

в неделю

Количество

часов  в год

Количество контрольных работ

1

 2 часа

66 час

-

Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является урок.  Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.

Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Т.е. на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами изучения

предмета «Мир природы и человека» являются:

  • Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
  • уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
  • формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная);

Регулятивные  учебные  действия

  • организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
  • уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.

Познавательные  учебные  действия

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
  • относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
  • называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
  • знать основные правила личной гигиены;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;
  • владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
  • адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.

Коммуникативные  учебные  действия

  • адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
  • понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
  • выполнять доступные природоохранительные действия;
  • совершать  действия с помощью учителя  по соблюдению санитарно-гигиенических  норм в классе.
  • проявлять интерес и  активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке.

Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель: 33

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 66

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Неживая природа

10

2

Сезонные  изменения (времена года)

20

3

Растения

10

4

Животные

10

5

Человек

16

Итого:

66

Содержание программы  учебного курса

1 класс

«Неживая природа»:

Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнце. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Занятия людей в течение суток.

«Сезонные  изменения (времена года)»:

Осень. Признаки  осени. Занятия и одежда детей  осенью.

Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой.

Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.

Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом.

«Растения»:

Растения. Строение и сходство  растений. Различие  растений. Разнообразие  цветов. Семена. Плоды  растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни.

«Животные»:

Животные. Строение и сходство  животных. Различие  животных. Детёныши животных. Домашние  животные. Дикие  животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года.

«Человек»:

Человек. Части тела человека. Гигиенические  навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.

Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.

Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования  учебных навыков, речи.

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств

% оснащенности

Литература

Основная

1.1

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,   2014 г.

100

1.2

- Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII  вида: подготови-тельный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.

100

Дополнительная:

2.1

Дидактические игры:

- «Покорми  диких животных»

- «Покорми домашних животных»

- Лото «Растения – животные», «Профессии»,

«Звери и птицы», «Грибы» и др.

Наглядные и демонстрационные  пособия:

- Растения. Строение растений;

- Дикие и домашние  животные;

- Грибы съедобные и несъедобные;

- Человек. Строение человека. Правильная осанка.

- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.

- Вселенная. Космос. Солнечная система.

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...

Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...