Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Усачёва Ольга Валериевна
Материал включает в себя КТП окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._ktp_okruzhayushchiy_mir.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ «Центр образования № 4»

Протокол педагогического совета МБОУ «ЦО №4» № ___ от «__»_________   2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ЦО  №4»

_____________________________  О.А.Зуева

«_____» ________________  2015 г.

Приказ № ___  по МБОУ «ЦО № 4»

от «___» ___________________ 2015 года

Рабочая учебная программа

по окружающему миру

для обучающихся 1-4 классов

Составлена на основе: Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,  М.: «Просвещение», 2011 год

                                                                               Составитель Усачёва О. В.

                                                                                                                 учитель  начальных классов

г. Донской

2015 год

Информационный лист

Класс

Число часов в неделю

Число часов в год

Практич.

работы

Провероч.

работы

Проекты

Учебник, авторы, название, издательство, год издания

1

2

66

11

-

4

Окружающий мир

1 класс под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,

М.: Просвещение, 2013г.

2

2

68

10

2

5

Окружающий мир

2 класс под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,

М.: Просвещение, 2012г.

3

2

68

11

2

5

Окружающий мир

3 класс под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,

М.: Просвещение, 2012г.

4

2

68

19

2

6

Окружающий мир

4 класс под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,

М.: Просвещение, 2012г.

Всего

270

51

6

20

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный  стандарт общего начального образования.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Планируемые результаты основного общего образования.

5.Примерная программа основного общего образования по окружающему миру в 1 – 4 классах.

6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Программа по окружающему миру А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 2011 г.

8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки  России от 04.10.2010 г. №986 г.Москва)

9.СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)

10.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ЦО   №4» город Донской Тульской области.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье

           физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в начальной школе предусматривается  270 ч. Из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), по 68 ч во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Цели и задачи курса

 В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и  социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Таблица тематического распределения часов

Разделы

Количество часов по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Мы и наш мир

10

2

Наш класс

12

3

Наш дом и семья

14

4

Город и село

13

5

Родная страна

8

6

Человек и окружающий мир

5

7

Резервные уроки

4

8

Вселенная, время, календарь.

14

9

Осень.

16

10

Зима.

13

11

Весна и лето.

15

12

Резервные уроки

10

13

Радость познания.

11

14

Мир как дом.

19

15

Дом как мир.

20

16

В поисках Всемирного наследия

8

17

Резервные уроки

10

18

Мы – граждане единого Отечества.

10

19

По родным просторам.

18

20

Путешествие по Реке времени.

 

 

 

23

21

Мы строим будущее России.

Резервные уроки.

5

12

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира. 

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России. 

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. 

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре. 

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.  

Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека.

Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав.

Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших  о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный   коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

Результаты освоения предмета окружающий мир

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Оценка тестов.


Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.


Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Программа по окружающему миру под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, М.: Просвещение, 2011 г.

2. Учебники Окружающий мир 1-4 классы под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, М.: Просвещение

3.Рабочие тетради Окружающий мир 1-4 классы под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, М.: Просвещение

4. Методические пособия к учебнику Окружающий мир  1-4 классы под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой: Просвещение, 2010г.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Классная доска, магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер. Экран.


Календарно – тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во час

Да-та

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

1

Общество-это мы

1

Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

Работа в парах

2

Российский народ

1

Факторы, объединяющие граждан России

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

Беседа по вопросам

3

Конституция России

1

Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны

Различать права и обязанности гражданина России

Самостоятель-ная работа

4

Права ребёнка

1

Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям

Беседа

5

Государственное устройство России

1

Особенности государственного устройства

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

Работа в парах

6

Российский союз равных

1

Особенности субъектов РФ

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Беседа по вопросам

7

Государственная граница России

1

Устройство государственной границы

По карте определять с какими государствами граничит Россия

Самостоятель-ная работа

8

Путешествие за границу России

1

Путешествие в Беларусь и Монголию

Использовать источники дополнительной информации

Работа в парах

9

Сокровища России и их хранители

1

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки

Беседа по вопросам

10

Творческий союз

1

Диалог культур народов России

Презентировать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

Самостоятель-ная работа

11

Обобщение по разделу "Мы - граждане единого Отечества".

1

Продолжение воображаемых путешествий

Сделать презентацию "Красота природы моего Отечества"

Групповая работа

12

Наши проекты. "За страницами учебника" (праздник) 

1

Продолжение воображаемых путешествий

Использовать источники дополнительной информации

Коллективная работа

13

Проверочная работа.

1

Использовать полученные знания

Контроль выполнения заданий

Самостоятель-ная работа

14

Карта- наш экскурсовод

1

Физическая карта России

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Беседа по вопросам

15

По равнинам и горам

1

Формы земной поверхности

Находить на физической карте равнины и горы

Работа в парах

16

В поисках подземных кладовых

1

Полезные ископаемые России

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

Работа в парах

17

Наши реки

1

Реки России и их значение в жизни людей

Раскрывать значение рек в жизни людей

Беседа по вопросам

18

Озера- краса земли

1

Озера России и их значение в жизни людей

Находить по физической карте озёра России

Самостоятель-ная работа

19

По морским просторам

1

Моря, омывающие берега России

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

Групповая работа

20

С севера на юг

1

Природные зоны России

Сравнить карту природных зон России с физической картой

Работа в парах

21

В ледяной пустыне

1

Зона арктических пустынь

Находить на карте зоны арктических пустынь

Беседа по вопросам

22

В холодной тундре

1

Зона тундры

Находить по карте природных зон России тундру

Самостоятель-ная работа

23

Среди лесов

1

Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами

Находить по карте лесные зоны

Беседа по вопросам

24

В широкой степи

1

Лесостепь как переходная зона между лесами и степями

Рассказать по карте о зоне лесостепей

Работа в парах

25

В жаркой пустыне

1

Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями

Находить на карте природных зон - зоны полупустынь и пустынь

Беседа по вопросам

26

У тёплого моря

1

Черноморское побережье Кавказа

Находить на карте субтропики

Самостоятель-ная работа

27

Мы- дети родной земли

1

Особенности хозяйственной жизни народов России

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Работа в парах

28

В содружестве с природой

1

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

Беседа по вопросам

29

Как сберечь природу

1

Экологические проблемы и охрана природы

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

Групповая работа

30

По страницам Красной книги

1

Красная книга, заповедники и национальные парки

Растения и животные из Красной книги России

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Работа в парах

31

По заповедникам и национальным паркам

1

Растения и животные из Красной книги России

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Сообщения учащихся

32

Странички умного совенка.

Наши проекты

1

Знакомиться по учебнику

Использовать полученные знания

Самостоятель-ная работа

33

Проверочная работа.

1

Контроль полученных знаний

Использовать полученные знания

Самостоятель-ная работа

34

В путь по Реке времени

1

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти

На основе устных рассказов определять значимость  сохранения народной памяти

Самостоятель-ная работа

35

Путешествуем с археологами

1

Роль археологии в изучении прошлого

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям учебника

Работа в парах

36

По страницам летописи

1

"Повесть временных лет"-древнерусская летопись

Показывать на исторической карте места обитания разных племён

Беседа по вопросам

37

Истоки древней Руси

1

Древние торговые пути, их значение в объединении народов

Показывать на карте древние торговые пути

Самостоятель-ная работа

38

Мудрый выбор

1

Важнейшие деяния княгини Ольги

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Групповая работа

39

Наследница Киевской Руси

1

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей

Работа в парах

40

Москва - преемница Владимира

1

Эпоха княжеских междоусобиц

Характеризовать роль князя Александра Невского

Беседа по вопросам

41

Начало Московского царства

1

Эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Самостоятель-ная работа

42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

Работа в группах

43

На пути к единству

1

События смутного времени в жизни страны

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

Работа в парах

44

Начало Российской империи

1

Преобразования в жизни страны во времена первых царей

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии  и флота

Беседа по вопросам

45

"Жизнь - Отечеству, честь- никому"

1

Деятельность великих соотечественников

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Самостоятель-ная работа

46

Отечественная война 1812 года

1

Отечественная война 1812 года и народная историческая память

Обосновывать роль Кутузова как народного полководца

Работа в парах

47

Великий путь

1

Российская империя 19 века

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

Беседа по вопросам

48

Золотой век театра и музыки

1

Развитие театрального и музыкального искусства

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

Групповая работа

49

Расцвет изобразительного искусства

1

Развитие изобразительного искусства в России

Обобщить знания о великих русских художниках

Работа в парах

50

В поисках справедливости

1

Применять полученные знания

Работа в парах

51

Век бед и побед

1

СССР в период до  начала ВОВ

Характеризовать особенности страны

Самостоятель-ная работа

52

"Вставай страна огромная"

1

СССР в период начала ВОВ

Характеризовать особенности страны

Самостоятель-ная работа

53

Трудовой фронт России

1

СССР в период  ВОВ

Характеризовать особенности страны

Самостоятель-ная работа

54

"Нет в России семьи такой"

1

СССР в период  ВОВ

Характеризовать особенности страны

Самостоятель-ная работа

55

После великой войны

1

СССР в период  ВОВ

Характеризовать особенности страны

Самостоятель-ная работа

56

Повторение. Экскурсия в музей боевой славы.

1

Контроль знаний

Применять полученные знания

Работа в группах

57

Достижения 1950-1970-х годов

1

Достижения науки и техники

Характеризовать созидательную деятельность страны

Работа в парах

58

Наши проекты. "За страницами учебника" 

1

59

Тест на тему "История России"

Проверочная работа.

1

Контроль знаний

Применять полученные знания

Самостоятель-ная работа

60

Современная Россия

1

Особенности периода перестройки

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90гг.

Работа группами

61

Хороша честь, когда есть, что есть

1

Продовольственная безопасность страны

Характеризовать положительный опыт Белгородской области

Беседа по вопросам

62

Умная сила России

1

Сотрудничество науки и промышленности

Обсуждать значение понятия "социальная собственность"

Работа в парах

63

Светлая душа России

1

Выдающиеся явления в современной культурной жизни

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Работа в парах

64

Начни с себя

1

Положительный опыт развития творческих способностей

Аргументировать необходимость личной ответственности

Беседа по вопросам

65-66

Наши проекты. "За страницами учебника"(экскурсия на предприятие города.

Проверочная работа

2

Контроль знаний

Использование полученных знаний

Самостоятель-ная работа

67-68

Повторение пройденного.

Обобщение пройденного. Игра "Брейн-ринг" 

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данное календарно-тематическое планирование разработано к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива...

Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»

Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» 2012-2013 уч.год  с УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс, УМК "Перспектива")

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспектива" с определением основных видов учебной деятельности. В данное календарно- тематическое планирование включены темы...

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира (3 класс) по программе А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой с УУД...