Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:
    Окружающий мир "Как помочь зимой птицам?" 1 класс

    Светлана Петровна Будз

    Цели: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

     Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях.

    Метапредметные:

     Регулятивные:  формировать действия самоконтроля и самооценки.

    Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную,  в сотрудничестве  с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать  чувство ответственности.

    Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в  умения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx25.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Как помочь зимой птицам?»  

    Цели: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

     Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях.

    Метапредметные:

     Регулятивные:  формировать действия самоконтроля и самооценки.

    Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную,  в сотрудничестве  с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать  чувство ответственности.

    Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в  умения.

    Планируемые результаты: научить распознавать зимующих птиц, изготавливать кормушки, выбирать корм для птиц.

    Оборудование:  различные виды кормушек, таблица « Зимующие птицы»,  пакеты из-под кефира, ножницы, веревки , линейки, цветные карандаши, фишки.

                                                        Ход урока.

    1. Орг. момент

    Громко прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты,

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем!

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    -Чему были посвящены наши предыдущие уроки?

     -Что узнали нового?

    -А сейчас мы проведем небольшую разминку. Поработаем в группах.

    Игра « Третий лишний» (карточки у каждого на парте)

    -слон, жираф, дятел.

    - стрекоза, синица ,бабочка.

    -ласточка, окунь, лещ.

    - Почему именно это животное вы выбрали?

    3. Сообщение темы и цели урока.

    - Как можно объединить все лишние слова?

    - О чём сегодня будем говорить на уроке?

    4. Работа по теме урока.

    1). Работа  над загадкой.

    -Наш  Муравьишка, как обычно, не может обойтись без своих любимых загадок

    (Слайды 1 -6).

    1.

    По лужку он важно бродит.

    Из воды сухим выходит.

    Носит красные ботинки.

    Дарит мягкие перинки

    (гусь)

     

     

     

     

    2.

    В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

     

     

    3.

    Он живет на крыше дома – 
    Длинноногий, длинноносый, 
    Длинношеий, безголосый. 
    Он летает на охоту
    За лягушками к болоту. (Аист)

     

                                            

     

    4.

    Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
    Вот и весь репертуар.
    Оглашает крону клёна
    Своим пением …(ворона)

     

     

     

     

    5.

    Всех перелётных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач)

     

     

     

     

         Гусь                       Воробей

    Аист                       Ворона

    Грач

    - Кто это?

    - Как отличить птиц от других животных?

    - Каких вы еще знаете перелетных птиц?

    - Каких зимующих птиц знаете?

    - Чем они отличаются?

    - Какое сейчас время года?

    - Каково птицам зимой?

    - Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?

     - Каково птицам зимой?

    -Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.

        -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни)

      - Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири)

    -Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(Слайды 7-11)

    2). Рассказ детей (заранее подготовлены).

    Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало. Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

    Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат. В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду. В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

    Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

    3). Пальчиковая гимнастика «Воробей»

    Ты малыш, воробей,
    На морозе не робей.
    По кормушке клювом бей,
    Наедайся поскорей.

    (Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

    Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

    Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

    -Каких птиц вы видели на улице?

    В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

    На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные птицы.

    Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.

    Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.

    4). Работа в рабочей тетради (с.35):

    -Рассмотрите иллюстрации. Какие птицы изображены?

    - Прочитайте задание.  Что нужно сделать? Подпишите названия птиц.

    5). Подвижная игра «Тепло, холодно»

    - А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
    - Вы, ребята, будете птичками. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

    6). Работа над загадкой.

    В зимний день среди ветвей
    Стол накрыт для гостей.
    Дощечка новая,
    Для птиц столовая,
    Зовет обедать,
    Крошек отведать. (Кормушка)

    -Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть?

    7). Практическая работа в парах.

    -Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время сильных морозов и снегопадов,

    -У кого есть во дворе кормушки для птиц? Какие птицы прилетают?

    -Сегодня мы изготовим кормушки из подручного материала.

     -Рассмотрим схему инструкцию в рабочей тетради (с. 35). Изготовим в парах кормушки.

    8).  Работа в парах.

     Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых.

     Меню

    Арбузные семечки

    Дынные семечки

    Семечки подсолнуха

    Просо

    Пшено

    Овес

    Кедровые орешки

    Ягоды рябины, бузины, черемухи

    Хлебные крошки

    Кусочки сала (несоленого) 

    - А теперь в тетради (с.35) подчеркните зелёным карандашом тот корм, который подходит для корма птицам зимой.

    5. Итог урока.

     - Вы научились различать птиц? Узнайте птиц по картинкам и расскажите, что вы о них запомнили.

    - Что вы научились делать на уроке?

    - Вспомните, чем можно кормить птиц?

     Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

    Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор и облаков, перелететь через пустыню и море.

    Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

    Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

    Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)

    Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы...

    Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

    Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

    Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

    На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

    Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

    Интегрированный урок на тему «Как помочь птицам зимой» (1 класс УМК ПНШ окружающий мир + математика +технология)

    Формирования у учащихся целостного представления о зимующих птицах посредством интеграции знаний  в области естествознаний, математики и технологии.Познавательные УУД:1) формируем умение извлекат...

    Обобщающий урок - праздник по окружающему миру "Мисс зима" 1 класс

    Обобщающий урок - праздник по окружающему миру "Мисс  зима".Подготовка:От каждого ряда по 1-2 девочки – участницы.Выбрать жюри.Выучить стихотворение о зиме.Составить рассказ о себе.Составить расс...