Урок окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
Класс: 4
Программа: Планета знаний.
Авторы: Е. В. Саплина, А. И. Саплин
Тема: Российская империя. Культура 19 века.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое, своя история. У нашей страны тоже есть своя многовековая история со знаменательными событиями, выдающимися людьми, культурой народов. Зачем надо знать историю своей страны? (ответы детей)
- Прочтите и попробуйте объяснить это высказывание:
,,Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев - обречена на вымирание" - Л. Н. Толстой
- Думаю, вы догадались, чему будет посвящена работа на нашем уроке? (ответы детей)
- Действительно, мы продолжим изучение страниц истории нашей страны, а именно эпохи Российской империи. Но для того, чтобы окончательно сформулировать тему урока, предлагаю посмотреть на список имен (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Н. М. Карамзин, П. И. Чайковский, М.Глинка, А. И. Венецианов и др.) Примечание: можно показать портреты.
Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Прослушиваю варианты. Объявляется тема.
Итак , XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.
В XIX веке происходит взлет русской национальной культуры. Этому способствовали патриотический подъем народа после Отечественной войны 1812 г., расширение международных связей, зарождение революционного движения, отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений.
В XIX веке продолжает развиваться система государственных научных учебных заведений. Открываются Казанский, Петербургский, Киевский университеты.
Развиваются книгоиздательское и журнально-газетное дело. Открывается первая публичная библиотека. В расцвете литература и искусство, музыка.
Тема нашего урока обширна и многогранна. Материала имеется предостаточно, но рассказать нужно кратко и доступно. С чего начнем разговор?
План записывается на доске.
- Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: Литераторы. Участники расскажут нам о поэтах и писателях XIX века.
2 группа - Живописцы. Они подберут и представят материал об известных живописцах того времени и их работах.
3 группа - Музыканты. Их задача рассказать о расцвете музыкального искусства XIX века.
4 группа - Издатели. Они расскажут об известном книгоиздателе того времени Сытине И.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
- Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1: Учебник - авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Издательство «Астрель», Москва, 2009. Стр. 88-89
Источник № 2.Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их велик, в нём такие знаменитые имена, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, ...
Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799г. в Москве. Так как отец Александра - Сергей Львович Пушкин (1767—1848), был светским острословом и ценителем литературы, а дядя - Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом, то нет ничего удивительного в том, что будущее Пушкина было предопределено, ведь он с детства вращался в литературной среде.
Происходит Александр Сергеевич от дворянского рода Пушкиных, честно служившего отечеству, но тем не менее не снискавшего благосклонности правителей, не титулованного и "гонимого".
Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в подмосковном селе Захарове. В детстве Пушкин был умен и с удовольствием читал книжки, но учился плохо. Бабушка жаловалась на то, что у мальчика нет середины, что он постоянно бросается из одной крайности в другую, то его не расшевелишь, то разойдется так, что не остановишь.
В 1811-ом году, по настоянию отца и дяди, Пушкин отправляется учиться в Царскосельский Лицей, где и открылся его поэтический дар.
Сколько сказок для детей написал А. С. Пушкин?
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
7. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
8. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
11. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
12. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.
13. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
14. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
15. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
16. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
17. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.
18. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.
19. Какое животное Балда мог пронести между ног? – Лошадь.
20. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок. Источник №3:
Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский баснописец, драматург и журналист. Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец - Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию . Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Писал трагедии и комедии, оперные либретто, создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Викторина
1. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? 2. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? 3. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? 4. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? 5. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? 6.Что в конце басни Мартышка сделала с очками 7. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? 8. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?
http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-basnyam-krylova.html
Источникик №4:
Русский поэт, почетный член, академик Петербургской Академии Наук. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики .
Родился в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). В 1789 он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.
Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Обучался в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище. Отсюда был исключен "за неспособность" и далее продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.
Для детей написал сказки: "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна","Сказку о Иване-царевиче и Сером Волке".
Викторина
1. Как звали царя в сказке «Спящая царевна»?
Фадей
Евстифей
Матвей +
2. Какое животное предсказало царице рождение дочери?
Мышь
Рак +
Лягушка
3. Сколько чародеек позвал царь на пир по случаю рождения дочери?
Десять
Одиннадцать +
Двенадцать
4. Какое проклятие наслала на царевну незваная двенадцатая чародейка?
Потеря дара речи
Смерть от укола веретеном +
Карликовый рост
5. В каком возрасте должна была уснуть царевна?
В 16 лет +
В 14 лет
В 18 лет
6. В чьих руках царевна впервые увидела веретено?
В руках царицы
В руках старушоночки +
В руках чародейки
7. Сколько лет длился сон царевны?
Сто лет
Двести лет
Триста лет +
8. Кто проник в неприступный бор и поцелуем разбудил царевну?
Царский сын +
Принц
Рыцарь
Источник №5
М.Ю.Лермонтов - всем известный поэт и писатель Он был рожден в семье не очень богатых помещиков, проживающих в то время в Москве. Отец его, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке из Тульской губернии. Мать поэта, Мария Михайловна Арсеньева, умерла, когда мальчику было два года..
Детство Лермонтова прошло в имении бабушки, в селе Тарханы. Духовному и, в основном, нравственному развитию будущего поэта, способствовало заботливое воспитание бабушки и хорошее домашнее образование. Можно сказать, что поэт вырос в дворянской среде, которая соответствовала стандартам и требованиям того времени.
Получив домашнее образование, Лермонтов продолжает учебу в Московском университетском пансионе. Именно там им были написаны самые первые стихотворения. В дальнейшем поэт пошел по стопам отца, поступив в Петербургскую школу военных, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.
Знаменитым Лермонтова сделали такие произведения как «Бородино», «Мцыри», «Маскарад», «Герой нашего времени», «Демон» и «Узник».
Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Бородино"
Кейс №2.
Источник №1: Учебник - авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Издательство «Астрель», Москва, 2009. Стр. 89-91
Источник №2.
В русской живописи продолжают развиваться тенденции реалистического отображения действительности. В начале XIX века творческие достижения связаны с романтическим направлением в жанре портрета и пейзажа.
Большую роль в утверждении бытового жанра как самостоятельного вида живописи сыграл А. Венецианов. К его лучшим работам относятся картины «Жнецы», «Спящий пастушок».
- Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 1. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 218-219
А. Г. Венецианов "Спящий пастушок"
"Спящий пастушок" (описание)
А. Г. Венецианов "Жнецы"
А. Г. Венецианов "Жнецы" (описание)
Источник №3
- . Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 3. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 284-285
И. И. Шишкин "Зима"
И. И. Шишкин "Зима"(описание)
И. И. Шишкин "Дубы" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3ff52a6-ecae-4eca-9866-a7c62d9efdee/Shishkin.Duby.jpg
И. И. Шишкин "Дубы"(описание)
Источник №4:
- Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 1. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 197-198
В. М. Васнецов"Аленушка"
В. М. Васнецов"Аленушка"(описание)
В. М. Васнецов"Богатыри"
В. М. Васнецов"Богатыри"(описание)
Источник №5:
- Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 2. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 188-189
И. И. Левитан "Март"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36408fe3-29e5-4cd8-9726-04d568993d87/Levitan.Mart.jpg
И. И. Левитан "Март" (описание)
И. И. Левитан "Март"
И. И. Левитан "Март" (описание)
Источник №6:
- Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 3. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 27-29
И. Е. Репин "Стрекоза"
И. Е. Репин "Стрекоза" (описание)
Кейс №3.
Источник №1: Учебник - авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Издательство «Астрель», Москва, 2009. Стр. 92-93
Источник №2:
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России. причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.
Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. И. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область.
Биография П. И. Чайковского
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d0ab75ad-c60b-9b85-7bb5-357d2ef2d7eb/Tchaikovsky.htm
Слушание музыки
Источник №3:
Биография М. И. Глинки
- Издание для детей и юношества. Что такое. Кто такой: Том 1. Издательство "Педагогика Пресс" Москва 1994 С. 291-292
Слушание музыки ("Вальс-фантазия")
Источник №4:
Музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Пример тому - творчество А. С. Грибоедова.
Принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий язык
Кейс №4:
Источник №1: Учебник - авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Издательство «Астрель», Москва, 2009. Стр. 93
Источник №2 Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России
19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.
Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.
Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.
1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.
Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.
Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.
"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".
Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Савицкий и другие.
Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".
"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.
В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.
Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.
Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".
Ежегодный выпуск оптовых и розничных каталогов, в том числе и по тематическим направления м, нередко иллюстрированных, давал возможность Товариществу широко рекламировать свои издания, обеспечивать их своевременную и квалифицированную продажу через оптовые склады и книжные магазины. Знакомство в 1893 году с А. П. Чеховым благотворно отразилось на деятельности книгоиздателя. Именно Антон Павлович настоял на том, чтобы Сытин начал издавать газету. В 1897 году Товарищество приобрело непопулярную до того газету "Русское слово", изменило ее направление, в короткий срок превратило это издание в крупное предприятие, пригласив талантливых прогрессивных журналистов - Благова, Амфитеатрова, Дорошевича, Гиляровского, Г. Петрова, Вас. И. Немировича-Данченко и других. Тираж газеты в начале XX века приближался к миллиону экземпляров.
В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.
Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.
Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.
Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".
К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.
Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.
- Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физминутка.
- Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, предоставляем слово представителю от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли гостей, которым не знаком представленный материал. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
- Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали? Что заинтересовало для изучения в дальнейшем?
9.Рефлексия.
10. Итог
Закончить урок я хочу такими словами:
- «Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства…
- Что бы хотели взять с собой в наше время?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...