Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Ватолина Зульфия Рафаиловна

Планета знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_1-4_klass.docx64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

        

«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель МО

_________________________

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Лазурненская СОШ»

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лазурненская СОШ»
__________________________

Приказ   № ___ от «__»________________20___г.

Рабочая программа  учебного предмета

Окружающий мир

1-4 класса

2016-2020 г.

   Разработана ШМО начальных классов

20___ – 20____ учебный год

Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир», 1-4 класс (И.В Потапова, Г.Г. Ивченковой); Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

1 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

 Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений; ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
  • различать и называть основные части тела человека;
  •  называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений района; рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), обитаемых в районе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);                                         
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней; называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
  • рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • рассказывать, как развивается растение из семени;
  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей; узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
  • узнавать герб и флаг Челябинской области, района; различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека; воспроизводить гимн России.

2 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;            
  •  давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;         
  •   приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • рассказывать об исследованиях космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  •  рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
  • рассказывать о значении камня в жизни человека;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;                        
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня,  положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений  и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;
  • описывать достопримечательности родного края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;                                        
  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях, работающих на Южном Урале;
  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических

открытиях;

  • рассказывать о путешествии по Южному Уралу как способе познания мира, о  географических открытиях;
  • называть планеты Солнечной системы;
  • отличать планету от звезды;
  • показывать на глобусе материки и океаны;
  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать об использовании электрической энергии;                                 
  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека; понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных района (опушка леса, березовый лес, сосновый лес, озеро или болото);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и
  • инструментов; проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов на местности

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами; понимать значение науки и труда в жизни общества;
  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы; понимать значение общества в жизни человека; осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  • понимать значение искусства как способа познания мира.

3 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; объяснять, что такое экология;
  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  •  находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта на местности поселка;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в  другое, круговороте воды в природе;
  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  •  характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море,  океан);
  • характеризовать различные водоемы Челябинской области (родник, озеро, река, пруд,  водохранилище);
  •  объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • характеризовать органы растений и животных и их значение;
  •  характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • различать основные группы растений и животных, обитаемых в районе;
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • выполнять основные правила личной гигиены;
  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра; рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека на Южном Урале;
  • объяснять особенности питания и дыхания растений;
  •  характеризовать условия прорастания семян;
  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  •  выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • характеризовать устройство города Южноуральска, жизнь и быт горожан;
  • различать символы государства;
  • показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
  •  описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • описывать государственные награды односельчан, полученные в годы ВОВ;
  • характеризовать главный закон страны;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа;
  • приводить примеры традиций и обычаев;
  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • рассказывать об истории возникновения своего города (села);
  • рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
  • рассказывать о символах своего города (села);
  • раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены  государственными наградами;
  • приводить примеры подвигов односельчан в годы ВОВ, которые отмечены государственными наградами.

4 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы;
  • фиксировать результаты;
  • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
  • различать план местности и географическую карту;
  • читать план с помощью условных знаков;
  • различать план местности, читать план с помощью условных знаков;
  • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как  Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  • приводить примеры полезных ископаемых Уральских гор   и доказывать необходимость их бережного использования;
  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  • рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
  • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
  • предсказывать погоду по местным признакам;
  • характеризовать основные виды почв;
  • характеризовать распределение воды и суши на Земле; объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая
  • пирамида, защитная окраска животных;
  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; объяснять причины смены времён года;
  • применять масштаб при чтении плана и карты;
  •  отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
  •  показывать на карте границы Российской Федерации;
  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  •  рассказывать о ключевых событиях истории Челябинской области;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; описывать культурные достопримечательности своего края.

2. Содержание учебного предмета

1 класс (66 ч)

Пришла пора учиться (13 ч)                                                                          

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (23 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

2 класс (68 ч)

Как люди познают мир (17 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (16 ч)                                                            

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов;

искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и

животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (11 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье.

Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.        

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна.

Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

4 класс (68 ч)

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.        

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.

Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в. Россия в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной

войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.

3.Тематическое планирование

1 класс

п/п

Раздел, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Пришла пора учиться

13 ч.

13 ч.

2

Человек

13 ч.

13 ч.

3

Природа в жизни человека

23 ч.

23 ч.

4

Человек среди людей

17 ч

17 ч

Итого:

66 ч.

66 ч.

2 класс

Раздел, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Как люди познают мир 

17  ч.

17  ч.

2

Мы живём на планете Земля

16  ч.

16  ч.

3

Природа вокруг нас

24  ч.

24  ч.

4

Как люди познают мир

11  ч

11  ч

Итого:

68  ч.

68  ч.

3 класс

Раздел, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Природа вокруг нас

 8 ч.

 8 ч.

2

Вода, воздух, горные породы и почва

 16 ч.

 16 ч.

3

О царствах живой природы

 16 ч.

 16 ч.

4

Человек

10  ч

10  ч

5.

Человек в обществе

18 ч.

18 ч.

Итого:

 68 ч.

68 ч.

4класс

Раздел, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Наш край

 22 ч.

 22 ч.

2

Наша Родина на планете Земля

 12 ч.

 12 ч.

3

Наши верные помощники

 1 ч.

 1 ч.

4

Древняя Русь

 5 ч

 5 ч

5

Московское царство

6 ч.

6 ч.

6

Российская империя

9 ч.

9 ч.

7

Российское государство

13 ч.

13 ч.

Итого:

 68 ч.

68 ч.

Количество часов и темы рабочей программы совпадают полностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...