Урок для 4 класса по программе "Школа 2100" на тему: " Права человека в обществе"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Потоцкая Анастасия Сергеевна

Урок по окружающему миру по программе "Школа 2100" разработан в соответствии ФГОС. Данный урок способствует формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права, формирует представления о значимости прав человека в жизни общества, развивает умение называть свои права и анализировать поступки других, совершенствует умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения, воспитывает чувство собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК

ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ

Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ 

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права.
  2. Формировать представления о значимости прав человека в жизни общества.

    3.   Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

    4.   Совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения

    5.   Воспитать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека.

Этапы урока

Ход урока

Используемый интерактивный метод

1.

Орг. Момент

- Доброе утро, ребята. Какие вы сегодня красивые. Я очень рада видеть вас. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Поднимите руки те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.

- Поднимите руки те, кто готов открыть что-то новое.

2.

3.

Актуализация знаний

Постановка учебной проблемы

- Сейчас я предлагаю поработать в группах. (дать названия группам: 1,2,3,4) 1 группа, у вас на парте лежит оранжевый конверт, у вас  будет особое задание. Вы работаете самостоятельно. Откройте конверт, прочитайте задание, выполняйте (задание для учеников инсценировать ситуацию, в которой говорится о правах человека)

- Остальные группы должны посоветовавшись подобрать одно определение, каким вы хотите увидеть наш урок. Обсудите в группах варианты ответов (высказываются)

- И я надеюсь, что наш урок будет…

- Группа, выполнявшая особое задание готова? Какое задание у вас было? (инсценировать ситуацию) Выходите к доске.

- Какое противоречие заметили?

- Сформулируйте тему нашего урока? (открываю тему на доске)

- Определите цели нашего урока. Вам помогут карточки (показываю на доску

высказываются).

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сегодня мы будем двигаться по определенному плану.

- Мы с вами уже поднялись на одну ступеньку (переворачиваю карточку/ первую ступеньку)

-У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на первом этапе.

- Идем дальше, вам нужно будет проявить находчивость и сообразительность (открываю вторую ступеньку)

- Так что же такое право?

Дать научное толкование термину нам помогут следующие источники.

1 группа - вам я предлагаю поработать со словарем и найти научное толкование слову «право»

2 группа – у вас на партах лежат слова. Сложите из этих слов определение интересующего нас слова.

3 и 4 группе я предлагаю поработать с учебником и найти там значение слова «право».

- Что общего во всех толкованиях.

- Какие ключевые слова можно выделить? (совокупность норм и правил. Открываю эти слова под темой урока)

-Если человек знает свои права, какое его основное качество? (уверенность)

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

- В своих листах самооценки оцените свою работу на данном этапе.

Работа в группах

Творческое задание

Постановка проблемного вопроса

Работа в группах

Броуновское движение

4.

Совместное открытие знаний

- Вот мы поднялись еще на одну ступеньку нашего урока.

-Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каких правах человека здесь идет речь.

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

- Прав ли герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

- О чем говорится в этом стихотворении? (высказываются)

- А какие права вы знаете?

- У каждого из вас есть задание. Самый внимательный сможет его отыскать. Поищите. Кто нашел? Задание: сейчас ребята будут зачитывать  четверостишие, а ваша задачи определить о каком праве идет речь и отыскать табличку с правом, соответствующим ситуации (перепутаны карточки права и обязанности)

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.
  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.
  3. Сохранить своё здоровье –
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться –
    Каждый вправе полечиться.
  4. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.
  5. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

(по ходу работы составляется схема)

- Какие карточки остались?

- А как можно назвать эти фразы одним словом? (обязанности)

-  Ребята, как вы считаете для чего человеку необходимо знать свои права? (ответы детей)

-  Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Представим, что значит быть сильным, уверенным человеком.

Психотренинг

Я приглашаю выйти к доске по одному представителю из каждой команды. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.

- В своих листах самооценки оцените свою работу на данном этапе.

Кейс-метод

Броуновское движение

5.

Самостоятельное применение знаний

- Следующее задание выполняется самостоятельно в микро группах. Каждая группа разделится на две малых группы. Будем работать по 3 человека. У меня для вас есть подарок, это книга (показываю обложку) Обложка есть, а листов в ней нет. Давайте наполним ее содержанием.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание. Алгоритм прописан в задании. Прочитайте внимательно. Выполняйте самостоятельно. Закончите фразу одним словом: ЗАПРЕЩАЕТСЯ или РАЗРЕШАЕТСЯ; затем составьте знаки, отражающиеся в выражениях

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (
разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (
разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (
запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещается).

Эта книга будет хорошим дополнение вашего школьного уголка.

-Это личная книга вашего класса, в которой вы всегда сможете найти ответ на интересующий вопрос о правах человека. Она будет хорошим источником по нашей теме и напоминать о нашем уроке.

- В своих листах самооценки оцените свою работу на данном этапе.

- Теперь у вас есть книга вашего класса. А я вам предлагаю познакомиться с еще одной важной книгой.

- О ней вы узнаете из видеоролика.

- Смотрите внимательно, после просмотра у меня будет несколько вопросов.

1. О каких документах вы узнали?

2. Для чего они были созданы.

- В своих листах самооценки оцените свою работу на данном этапе.

Ребята, в вашей книге не хватает одного листочка, возможно, самого главного листа. Я предлагаю Вам поработать в парах. У вас на столах лежат  листы с текстом. Придумайте сами задание. (высказываются) Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в парах ребята зачитывают тексты, которые у них получились. Зачитывает одна пара, остальные только дополняют.

Работа в

микро группах

Работа в парах

6.

Итог урока.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы ее?

- Что помогло нам достичь цель урока?

- Закончите предложение «Знать права человека нужно для того, чтобы…»

7.

Рефлексия.

- У вас на партах лежат человечки. Это мы с вами. Напишите свое имя.

-Мы подвели итог урока. Посмотрите на лестницу. Предположите, почему одна ступенька пустая? Пофантазируйте немного.

- Разве мы с вами все узнали? Эта пустая ступенька – символ того, что впереди нас ждут новые открытия.

- Ребята, у нас получилось прожить урок таким, каким мы хотели видеть его изначально? (вспоминаем высказывания о том, каким хотели увидеть урок)

- Вот теперь я предлагаю вам взять своего человечка и оцените себя. Поместите своего человечка на ту ступеньку, на каком этапе урока вам было интересно.

(выходят по группам)

- Спасибо за урок! (торжественно вручаю книгу)

8.

Домашнее задание.

– Мы очень мало поговорили об обязанностях человека. Поэтому домашнее задание будет следующее: нарисуй круг своих обязанностей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека в обществе

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.Цели урока:Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; поз...

Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"

В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...

права человека в обществе

урок в 4 классе окружающий мир...

Классный час "права человека в обществе"

на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...

Права человека в обществе

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...