Урок окружающего мира "Почва-кормилица"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г.Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна

 

Предмет –  Окружающий мир

Класс – 3

УМК  Гармония

Тема:  "Почва - кормилица"

Цели: сформировать представление о культуре обработки почвы, о возможных разрушениях почвы и способах его восстановления, познакомить со старинными способами обработки земли и сохранения ее плодородия;

· продолжить развитие экологического и исторического мышления;

· воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

· презентация (POWER POINT);

· учебник - тетрадь О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» часть 2

 

Ход урока:

1.     Орг. момент

2.     Введение в тему. Постановка учебной задачи.

 

А) Формулировка темы

-Вспомните, как начинается сказка «Репка» /вслух все/

-Куда посадил дед семя репки? А в каком значении употреблено слово «земля»? /почва/

- Итак, тема нашего урока «Почва- кормилица».  Слайд 1

 

Б) Работа в парах: работа с пословицами.

ТПО задание 50: составь и поясни пословицы.

·        Много снега -              так и хлеб привезём.

·        Навоз отвезём ,           больше приплоду.

·        Посеешь в погоду -    круглая сирота.

·        Без хозяина земля -    много хлеба.

·        Хлеб на хлеб сеять -  ни молотить, ни веять.

 

В) Проверка работы в парах.

- Какие пословицы о почве? Можете ли объяснить их смысл?

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

 

На доске слова: гнилой угол, соха, мотыга, борона, севооборот (учитель привлекает внимание учащихся к данным словам)

 

-Сегодня мы с вами будем говорить о том, как люди сажали в почву семена, ухаживали за посадками, т.е. познакомимся с историей возделывания и использования почвы нашими предками, какие проблемы возникали у земледельцев. Попытаемся решить проблемы, возникающие при неправильном возделывании почвы в настоящее время.

- Но сначала, давайте вспомним все, что мы знаем о почве, это поможет нам решить поставленные задачи.

        

3Проверка домашнего задания

А) Работа в парах: разгадывание кроссворда(з.46 ТПО)

Б) Проверка   работы в парах.

 

 Что такое почва? Из чего она состоит? Из чего образуется перегной? Каких обитателей почвы вы знаете? Что и почему надо делать после того, как поработал с почвой?  Основное назначение почвы? От чего оно зависит?  Как называется богатая перегноем почва? С какой скоростью растет почва? Живая ли она? Что такое круговорот веществ в природе?

3.     Актуализация знаний

Слайд 3: Правила работы в группе

А) Прослушивание сказки.

- Послушайте сказку и запишите кратко или сделайте рисунки знаками, какие проблемы возникали у людей. Слайды 4-11

Матушка-кормилица

Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»

Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.

Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.

Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.

Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботлив оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.

Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».

И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.

 

Б) Работа в группах.

- Посовещайтесь и запишите на листе № 1 те проблемы, которые посчитаете нужными.

 

В) Проверка работы в группах.

- Представители групп по очереди называют все проблемы.

- Можете ли теперь объяснить какое-либо из слов на доске или пословиц?

(Севооборот – Хлеб на хлеб сеять – ни молотить не веять)

 

5. Первичное закрепление.

 

А) Работа в группе. Чтение текста в учебнике (стр.119)

- Прочтите текст учебника самостоятельно.

- Посовещайтесь и запишите несколько вопросов по тексту другим командам.

Б) Проверка работы в группах. Игра «Ты мне – я тебе»

- Каждая группа по очереди задаёт вопросы. Лидером становится та группа, которая больше задала вопросов.

 

Слайд 13: Защита почвы на полях

- Какие меры принимает человек, для защиты почвы?

Слайд 14: Роль школьников в охране почв

- А вы, школьники, какой можете внести вклад в эту работу?

 

В) Творческое задание для групп: придумать и составить знаки охраны почв.

- На партах заготовки и фломастеры.

 

6. Проверка усвоения материала.

 

 А) Блиц – опрос группам

- На листе № 2 отвечаете кратко и быстро:

1. Верхний плодородный слой земли.

2. Основное свойство почвы.

3. Состав почвы.

4. Назовите жителей почвы, которые её рыхлят.

5. Самые плодородные почвы.

6. За какое время восстанавливается или образуется 1 см почвы?

7. Какие природные стихии могут разрушить почву?

Б) Проверка работы в группах.

- Проверку работы в группах проводит экспертная комиссия

В) Интересные факты о почве

 

·         Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет.

·         В чайной ложке почвы больше живых микроорганизмов, чем людей на Земле, а в тонне почвы – в миллиард раз больше, чем звезд в Млечном Пути.

·         Не менее миллиона различных насекомых (то есть 95 % от общего числа видов, известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни проводят в земле всю жизнь, вторые откладывают яйца, у третьих - в ней отлёживаются куколки, у четвертых - живут личинки. И каждое из этих живых существ оставляет в земле свой след.

·         На одном гектаре непаханой земли насчитывается около 200 килограммов микроорганизмов. Общая же масса всех живых существ, населяющих этот участок земли, достигает тонны.

·         Почва - является наиболее благоприятным субстратом или средой обитания для подавляющего большинства живых существ - микроорганизмов, животных и растений. По их общей биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности.

·         В результате исследований учёных выяснилось, что в Китае почва изнашивается в 57 раз быстрее, чем это происходило бы в естественных условиях; в Европе - в 17 раз; в США - в 10 раз; в Австралии - в 5 раз.

 

7. Рефлексия.

- Проводится на электронной системе проверке знаний  MimioStudio

в виде ответов на вопросы

1) На уроке было:   а) интересно    б) скучно  

2) На уроке я работал: а) активно    б) иногда    с) не работал

3) На уроке мне :  а) всё было понятно   б) испытывал затруднения    с) ничего не понял

 

8. Информация о домашнем задании.

Прочитать текст стр.118-121, ТПО з. 52,53

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya-kormilitsa_powerpoint.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку окружающего мира УМК Гармония, 3 класс «Почва – кормилица» Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г. Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна

Слайд 2

ПОЧВА - КОРМИЛИЦА

Слайд 12

Роль школьников в охране почв

Слайд 13

Интересные факты о почве: Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. В чайной ложке почвы больше живых микроорганизмов, чем людей на Земле, а в тонне почвы – в миллиард раз больше, чем звезд в Млечном Пути. Не менее миллиона различных насекомых (то есть 95 % от общего числа видов, известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни проводят в земле всю жизнь, вторые откладывают яйца, у третьих - в ней отлёживаются куколки, у четвертых - живут личинки. И каждое из этих живых существ оставляет в земле свой след.

Слайд 14

Интересные факты о почве: Почва - является наиболее благоприятной средой обитания для подавляющего большинства живых существ - микроорганизмов, животных и растений. По их общей биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности. В результате исследований учёных выяснилось, что в Китае почва изнашивается в 57 раз быстрее, чем это происходило бы в естественных условиях; в Европе - в 17 раз; в США - в 10 раз; в Австралии - в 5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...