Урок 2 класс "Компас" Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Лопарева Юлия Николаевна

2 класс. Школа России. Автор учебника А.А. Плешаков

Тема: «Для чего нужен компас».

Цель: познакомиться детей с устройством и действием компаса, научить определять стороны горизонта по местным признакам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kompas.doc55 КБ
Файл 23.pptm2.67 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК КОМПАС

2 класс. Школа России. Автор учебника А.А. Плешаков

Тема: «Для чего нужен компас».

Цель: познакомиться детей с устройством и действием компаса, научить определять стороны горизонта по местным признакам.

Задачи:

Предметные:

  • Формирование понятия «компас», «сторона горизонта»;
  • Формирование умения правильно определять сторону горизонта при помощи компаса.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • Формирование умение работать в паре;
  • Формирование умения строить диалог с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

  • Формирование умения работать по образцу, сравнивать свою деятельность с эталоном;
  • Формирование умений определять тему урока и цель;
  • Формирование умений строить план своей деятельности.

Познавательные:

  • Формирование умений поиска информации.

Оборудование для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, презентация, компас, карта, компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе, компас, карта.

Вид урока: предметный.


Ход урока

Название этапа

Содержание этапа

t

1

Орг.момент

Учитель: Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

1 мин

2

Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Что такое горизонт? ***, ответь мне, пожалуйста.

Ребенок: Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Учитель:  Правильно. А линия горизонта – это…  ***, подскажи мне.

Ребенок:  Граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй.

Учитель: Хорошо. Спасибо. ***, а какие ты знаешь основные стороны горизонта?

Ребенок: Север, Юг, Запад, Восток.

Учитель: Верно. Может быть кто-нибудь помнит промежуточные стороны горизонта?

Ребенок: СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ.

Учитель: Верно. А давайте теперь посмотрим на доску. Все ли стороны горизонта я указала, и все ли они правильные?

(дети находят ошибки и дополняют)

Учитель: Какие вы все умные. С вами не страшно будет отправиться в путешествие. А вы, ребята, как, хотите попутешествовать?

Дети: Да!

Учитель: Давайте тогда мы с вами на картах отметим наш маршрут. 1 клеточка – это один шаг, и не забывайте стороны горизонты. 1 шаг на С, 2 шага на В, 2 шага на Ю, 1 шаг на З, 1 шаг на Ю. Все добрались до крестика? Поменяйтесь, пожалуйста, картами с соседом по парте и сравните, правильно ли все получилось? (на слайде верный ответ)

Дети: Все получилось!

Учитель: Хорошо. Давайте теперь вернем карту хозяину и начнем собираться в путешествие. Ребята, внимательно посмотрите на карту и скажите, что нам нужно взять с собой?

10

3

«Открытие нового знания» детьми

Дети: Карту, …. Компас.

Учитель: А кто знает, что такое «компас»?

Ребенок: Прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли *** сказала. Откроем учебники на странице 74 и прочитаем. ***, прочитай, пожалуйста

Ребенок:  Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Молодец. Может кто-нибудь уже догадался, какая у нас сегодня будет тема на уроке?

Дети: Компас!

Учитель: Правильно. А как вы думаете, какая у нас цель?

Дети: познакомиться с компасом и научиться с ним работать.

Учитель: Хорошо. Давайте запишем в тетради тему нашего урока. Компас.

(на доске учитель пишет «Компас»)

Около 2,5тысяч лет назад в Китае шла война. В густом тумане воины императора Хуанг-ти пробрались к врагу с тыла и разгромили неприятеля. А удалось им это благодаря искусным мастерам, которые изготовили повозки, на которых были установлены фигурки человека с вытянутой рукой. Рука человека указывала направление на юг. Это и был первый компас. Мастера его назвали «ведающий югом». Но со временем компас изменился. Он стал похож на диск со стрелкой в виде ложки, которая всегда указывала на север. Поначалу, в компасе было только 4 основные стороны горизонта, а потом добавились и промежуточные. Такой компас дошел до нас. Он легкий, небольшой, помещается в ладошку и находится в специальной коробочке, которую удобно переносить. Давайте посмотрим на небольшой отрывок из мультфильма про компас.

Учитель: Ребята, что вы узнали о компасе из мультфильма?

Дети: Стрелка намагничена, поэтому она всегда притягивается к северу или к югу.

Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим на экран. ***, из каких частей состоит компас?

Ребенок: Наш компас состоит из магнитной стрелки, предохранителя и корпуса.

Учитель: Скажите, этот компас похож на тот, который лежит у вас на парте?

Дети: Да!

Учитель: Хорошо. Давайте мы теперь узнаем, как мы будет пользоваться компасом, а то мы с вами заблудимся в нашем океане. ***, прочитай, пожалуйста, первое правило пользование компасом.

(дети после каждого правила выполняют)

 Дети: 1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

3) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

( Если будут компасы:

Учитель:  Ну раз теперь мы научились пользоваться компасом, то давайте соберем экипаж. Первый ряд  должны будут отметить все предметы, которые находятся в северном направлении. Второй ряд – в южном. А третий – в западном. На все вам дается одна минутка как только время закончится, вы должны будете прочитать все, что вы записали.

Дети: (ответы) )

(Если не будет компасов

Учитель: Теперь мы с вами научились пользоваться компасом. Давайте откроем наши тетради на печатной основе на странице 35 и выполним первое и второе задание.

Дети называют свои варианты ответов, аргументируя.)

Учитель: Хорошо. Вот мы с вами и проплыли океан. Теперь у нас на пути лес. Устали?

Дети: Да!

Учитель:  Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

А теперь тихонечко присаживаемся.

(дети садятся)

Ой, ребята, мы с вами сошли с корабля, а компасы все оставили. Как будем до клада добираться?

Дети: с помощью природы!

Учитель: Ребята, а кто-нибудь умеет ориентироваться по природе?

(дети предполагают)

Учитель: Давайте мы с вами проверим. ***, прочитай, пожалуйста.

Дети читают по одному правилу.

Учитель: А теперь мы с вами посмотрим на экран. Ребята, как определить здесь стороны горизонта?

(картинки из учебника)

Учитель: Ура! Мы с вами добрались до клада! Давайте посмотрим, что там внутри сундучка?  (медальки шоколадные)

20

4

 Итог урока

Учитель:  Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вам предлагаю отметить на нашем компасе отметить уровень усвоения новых знаний. Если же вам было все понятно и урок вам понравился, то вы ставите галочку на солнышко. Если наоборот, урок вам не понравился и вы ничего не поняли, то поставьте галочку на тучку. Если урок вам понравился, но что-то было непонятно, то на цветочек. Если же вам показалось, что урок мог бы пройти и лучше, то отметьте спящий месяц. Не забудьте объяснить свой выбор.

10

5

Д/з

Учитель: Дома в тетрадках на печатной основе вы должны будете выполнить на странице 35 упражнение 1 и 2.

(если работали на уроке в тетрадях, то нарисовать в тетради компас и написать все части, из которых он состоит).

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....

Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".

2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...