конспект урока - викторина по окружающему миру на тему "История. Исторические карты".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Богданова Дарья Дмитриевна

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тип урока: закрепление

Оборудование: учебники, карточки, проектор, монеты, образцы писем и грамот, образцы гербов и флагов, образцы домашней утвари.

 

Ход урока.

1.     Организационный момент.

На предыдущем уроке мы узнали, что такое история, что она изучает, познакомились с историческими источниками. Сегодня я предлагаю закрепить эти знания. И начнём мы с викторины.

2.     Групповая работа.

Разделимся на две команды. Первое задание для каждой команды – придумать название. (дети придумывают).

Теперь слушаем вопросы и отвечаем:

1.     Что такое историческая карта? (историческая карта – это карта, на которой отмечены произошедшие события).

2.     Что такое история? (история – это наука, изучающая события, которые уже произошли; история – это рассказ о том, что уже произошло).

3.     Что такое: архив (место, где хранятся документ), библиотека (место, где хранятся книги), музей (место, где представлены экспонаты).

4.     Что такое исторические источники (исторические источники – это источники, которые помогают нам понять, что происходило в прошлом).

5.     Какие они бывают (устные, письменные, вещественные).

3.     Физминутка:

Жил – был писарь,

Он писал,

Он работал и устал,

Походил и посидел,

Прыгать стал, потом попел,

После сел опять за стол

И продолжил протокол.

4.     Индивидуальная работа.

Следующее задание для всех: распределите по группам источники

Считалочки, былины, песни, одежда, медали, поговорки, книги, грамоты, письма, дневники, звуковые записи, обувь, воспоминания, домашняя утварь.

Вещественные источники

Устные источники

Письменные источники

 

 

 

 

Все учащиеся распределяют источники по группам.

Проверяем: я называю каждую группу, а вы себе ставите «+», если верно, и «-», если неверно. Вещественные источники – медали, обувь, домашняя утварь. Устные источники – былины, песни, поговорки, звуковые записи, воспоминания. Письменные источники – книги, грамоты, письма, дневники.

А теперь последнее задание: я показываю предмет, а вы говорите, к какой области науки он относится.

Монета (нумизматика – наука о денежных знаках).

Кувшин, найденных при раскопках (археология – наука, изучающая прошлое человека по вещественным источникам).

Картинки с гербами (геральдика – наука, занимающаяся изучением гербов).

Страница из грамоты (палеография – наука, которая изучает историю письма).

5.     Подсчет результатов.

Теперь подсчитаем, сколько баллов заработала каждая команда за индивидуальную и групповые работы. Победители получают медали.

6.     Итог урока.

Для чего нужна история?

Какие научные дисциплины тесно с ней связаны?

Какие бывают источники?

Чем они отличаются друг от друга?

7.     Рефлексия урока.

Перед вам флажки разного цвета. Если вы разобрались в материале – возьмите флажок красного цвета и прикрепите его к доске, если считаете, что недостаточно поняли – флажок синего цвета, если считаете, что еще есть над чем поработать – флажок фиолетового цвета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тип урока: закрепление

Оборудование: учебники, карточки, проектор, монеты, образцы писем и грамот, образцы гербов и флагов, образцы домашней утвари.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На предыдущем уроке мы узнали, что такое история, что она изучает, познакомились с историческими источниками. Сегодня я предлагаю закрепить эти знания. И начнём мы с викторины.

  1. Групповая работа.

Разделимся на две команды. Первое задание для каждой команды – придумать название. (дети придумывают).

Теперь слушаем вопросы и отвечаем:

  1. Что такое историческая карта? (историческая карта – это карта, на которой отмечены произошедшие события).
  2. Что такое история? (история – это наука, изучающая события, которые уже произошли; история – это рассказ о том, что уже произошло).
  3. Что такое: архив (место, где хранятся документ), библиотека (место, где хранятся книги), музей (место, где представлены экспонаты).
  4. Что такое исторические источники (исторические источники – это источники, которые помогают нам понять, что происходило в прошлом).
  5. Какие они бывают (устные, письменные, вещественные).
  1. Физминутка:

Жил – был писарь,

Он писал,

Он работал и устал,

Походил и посидел,

Прыгать стал, потом попел,

После сел опять за стол

И продолжил протокол.

  1. Индивидуальная работа.

Следующее задание для всех: распределите по группам источники

Считалочки, былины, песни, одежда, медали, поговорки, книги, грамоты, письма, дневники, звуковые записи, обувь, воспоминания, домашняя утварь.

Вещественные источники

Устные источники

Письменные источники

Все учащиеся распределяют источники по группам.

Проверяем: я называю каждую группу, а вы себе ставите «+», если верно, и «-», если неверно. Вещественные источники – медали, обувь, домашняя утварь. Устные источники – былины, песни, поговорки, звуковые записи, воспоминания. Письменные источники – книги, грамоты, письма, дневники.

А теперь последнее задание: я показываю предмет, а вы говорите, к какой области науки он относится.

Монета (нумизматика – наука о денежных знаках).

Кувшин, найденных при раскопках (археология – наука, изучающая прошлое человека по вещественным источникам).

Картинки с гербами (геральдика – наука, занимающаяся изучением гербов).

Страница из грамоты (палеография – наука, которая изучает историю письма).

  1. Подсчет результатов.

Теперь подсчитаем, сколько баллов заработала каждая команда за индивидуальную и групповые работы. Победители получают медали.

  1. Итог урока.

Для чего нужна история?

Какие научные дисциплины тесно с ней связаны?

Какие бывают источники?

Чем они отличаются друг от друга?

  1. Рефлексия урока.

Перед вам флажки разного цвета. Если вы разобрались в материале – возьмите флажок красного цвета и прикрепите его к доске, если считаете, что недостаточно поняли – флажок синего цвета, если считаете, что еще есть над чем поработать – флажок фиолетового цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.

Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру  была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...

Конспект урока- КВН по окружающему миру «О чём рассказала карта» 3 класс

Урок направлен на расширение и углубление знаний учащихся по основным темам географии, закрепление изученного материала, проверку знания терминологии по теме «План местности и географическая кар...

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс.

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс...

Урок-викторина по окружающему миру "Кто? Что? Где?"

Познавательный урок в форме викторины расширит знания учащихся о самых-самыхсамых в мире животных....

Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план"(УМК "Э-Д", 3 класс).

Цели деятельности учителя: знакомство с терминами: карта, план; определение значения условных знаков в составлении планов местности; составление планов местности по описанию.Планируемые результатыПред...

Конспект игры-викторины по окружающему миру для 1 класса.

КОНСПЕКТ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ по окружающему миру для детей 1 классаЦель: - Актуализация  знаний детей по названиям деревьев, названиям листьев деревьев у  младших школьников. Задачи:- А...

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....