Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Дьячкова Н.А.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_issledovat_._gde_zimuyut_ptitsy.docx435.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   

Конспект урока – исследования

по окружающему миру

 1 класс

 «Где зимуют птицы»

                                                                                                                                                                                 Составила  Дьячкова Н.А.

                                                                                                                                                                                               

Предмет: окружающий мир   1 класс

Программа «Школа России»

Тема

Где зимуют птицы?

Цель

Расширить знания о птицах, зимующих в наших краях. Познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.  Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Формировать УУД:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование начальных форм рефлексии.

Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих

Планируемые результаты

Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. 

Задачи урока

Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитывать: бережного отношения к природе.

Тип урока

 урок – исследование

Учебно-методический комплекс

Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник

Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь

Презентация «Птицы»

Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.

Алгоритм самооценки

Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

Действия обучающихся

Стр. 14 (рабочая тетрадь). Найти и отметить синими фишками зимующих птиц, перелётных птиц – красными фишками.

Стр. 17 (учебник). По фотографии и рисунку выяснить, как учёные узнают, где зимуют птицы.

Стр. 85 (учебник). Подтвердить своё объяснение  научными фактами.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя лист самооценки: ( «Шкала и «Светофор»)

Домашнее задание

Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке:

1.Только хлебные крошки.          2. Семечки.                3. Сало, семечки, хлебные крошки.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Промежуточный контроль

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

- Ребята,  Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ 

– Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/

– А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке? / выслушиваются предположения детей/ 

– А я вчера у кормушки  видела птичку.

Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.  /синица/ 

– А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/

-На какой сегодня вопрос мы будем искать ответы?

- Итак, сегодня на уроке мы с вами выясним, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях. Ищем ответ на вопрос «Где зимуют Птицы?»

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Установление эмоционального контакта через стихотворение.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2.Актуализация знаний.

Цель:

-подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Сравнение выполненной работы с эталоном. ( картинки на доске)

-  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

-Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

-Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Ребята, поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе.

Отгадайте загадки. Если правильно соберёте пазлы, то узнаете отгадку – птицу.

Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня… ( синица).

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает.  (Клест)

В деревне есть часы такие,

Не мертвые. А живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.  (Петух).

- Смогли вы угадать птиц?

Сравните с образцом на доске, какие картинки с птицами у вас получились? Правильно ли вы собрали пазлы – картинки?

- Какая птица «Лишняя». Почему?

-Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/.

-Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу в группе. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2. Ворона большая, а воробей …маленький.

3.Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

Физминутка Лебеди

Лебеди летят,

(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)

Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Повороты головы.)

Прямо и гордо

Умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину — проверить осанку, пауза 3—4 с.)

И очень бесшумно (Руки вниз — потянуться вверх.)

На место садятся. (Сесть на место, туловище держать прямо.)

Организовать работу в группе по разгадыванию загадки (сборка пазлов).

Показать учащимся всё многообразие мира  птиц, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией, представленной в форме загадок.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

По окончании работы группы задают вопросы противоположной группе, отчитываются о проделанной работе.

Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся собирают пазлы.

Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся работают по карточкам.

Знать разнообразие птиц. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Знать разнообразие птиц. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

-Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

3.Изучение нового материала.

а)создание проблемной ситуации;

б)постановка проблемы исследования;

в)определение  темы исследования.

Самоконтроль.Сравнение выполненной работы с эталоном. ( запись появляется на доске)

г)«Открытие» детьми нового знания

Здоровьесбережение

Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле? (Ответы детей)

Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов.

-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете? (ответы детей)

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

-А где могут жить птицы? (Ответы детей)

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.

- Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей)

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

-Как называются домики птиц? (Ответы детей)

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

- Сейчас вы будете настоящими исследователями. Прочитайте информацию, выделите информацию о птицах красным цветом.

I группа. Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.

II группа. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

 Прочитай, какие предложения вы  подчеркнули? Сравните с образцом на доске. Какая группа выполнила  правильно? Молодцы!

I группа. Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.

II группа. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

-Какие птицы зимуют в наших краях?/Воробей, синица, дятел./

– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

- Итак, ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

кольца птичьи

В нашем школьном краеведческом музее хранится документальная переписка с Московским Центром кольцевания птиц. Благодаря этому мы узнаём информацию о миграции птиц. Места кольцевание птиц: Италия, Нидерланды, Дания, Ирландия, Польша, Эстония, Швейцария, Белоруссия. Какое интересное открытие мы с вами получили.

ВЫВОД: Чтобы узнать, где зимуют птицы, ученые надевают на лапки специальные кольца. Так ученым удалось установить, что перелетные  птицы улетают на зиму в теплые края. Многие птицы улетают потому, что зимой для них нет корма.

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

- Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

-Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Всегда помним о том, что птицам необходима еда, которая для них считается полезной и вкусной, т.к. не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.

Физминутка-игра.
 -А сейчас мы отдохнём и поиграем.
  Я вам показываю картинки перелётных и зимующих птиц. Если на картинке зимующая птица встаёте, перелётная-сидите.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу  в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.

Организовать работу по учебнику: с. 16.

Организовать исследовательскую работу по учебнику ( с.17)

Проверка своих предположений на с. 85 учебника.

Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка.

Презентация «Где зимуют птицы»

Решение учебной задачи, обсуждение

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Дети самостоятельно делают вывод

Дают советы друг другу:

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах. Лишние предложения выделить красным маркером

Каждая группа получает карточку с заданием.

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Выявление особенностей птиц, выделение   главного признака-отличия перелётных птиц от зимующих

(Познавательные УУД)

Знакомство с новыми понятиями. Познакомиться с понятием орнитология(Познавательные УУД).

Какие птицы называются перелётными? Приведите пример.

Какие птицы называются зимующие? Приведите пример.

4. Применение новых знаний в учебной деятельности

5. Обобщение

Работа в паре.

а) Работа в рабочей тетради стр. 14 зад.1

Проверить названия птиц по учебнику «Атлас- определитель»

Сравни с образцом на доске. Оцени себя.

На партах у вас карточки с названием птиц. Выбрать птиц зимующих и перелётных.
 – Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине?
Дятел,  синица,  журавль,   ласточка воробей,    грач, соловей,  сова.

- Как помочь птицам зимой? (сделать кормушки)

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

            

Контролирует правильность выполнения действий.

Корректирует действия учеников

Работа по учебнику «Соедините линиями рисунки и названия птиц»

Индивидуальная работа, работа по учебнику.

Групповая работа

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

6.Самооценка.

Какую цель поставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

У вас на столах Лист самооценки ( см Приложение)  Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

7.Итог урока.

Рефлексия.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Чему научились на уроке.

С какими животными познакомились?

-Назовите главную особенность птиц?

-В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок

( перышко)

Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Я задумался…

Мне было интересно …..

На уроке было трудно ……

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме

рассказывают:

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Работа с цветовыми индикаторами самооценки.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

8.Домашнее задание. (предусматривает элементы выбора, эксперимента)

Кто заинтересовался  птицами?

Мы продолжим свое исследование  и наблюдение за птицами на следующем уроке. Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Провести эксперимент - наблюдение за птицами «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. Свои наблюдения записать.

Поблагодарите друг друга  за совместную работу. 

Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание.

Лист самооценки

       У каждого ученика лист с двумя шкалами

 

Интересный урок                                                 Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. Поставьте крестик.

 А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу в группе.

Деятельность

Я меня всё получилось

Были затруднения, но я справился.

У меня не получилось работать в группе

Самоанализ

урока Окружающий мир в 1 классе.

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитывать: бережного отношения к природе.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование начальных форм рефлексии.

Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих

Оборудование: 

Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник

Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь

Презентация «Где зимуют птицы»

Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.

Алгоритм самооценки

Тип урока: урок – исследование

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную и  исследовательскую   технологию. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и  Когда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

   На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, , групповая, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в деловой ритм урока. На этом же этапе задаётся проблемный вопрос  о том, почему вслед за ласточкой не улетают другие птицы: воробьи, голуби, синицы. Этот этап помог детям  осознать тему и цели урока.

При актуализации знаний, цель которой – актуализация  опыта обучающихся была организована  работа в группе по разгадыванию загадок о птицах. (сборка пазлов).  

На основном этапе  при изучении нового материала,  для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Организовала работу в группах, работу по учебнику,   просмотр презентации «Где зимуют птицы». Знакомство с новым понятием как учёный- орнитолог, показ фотографий из архива школьного музея. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.  Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Работа с учебником была построена в игровой форме. Ученики сопоставляли информацию учителя с уже имеющимися знаниями и опытом, анализировали признаки и описания птиц.

Работа в тетради была  с самопроверкой по эталону. Она помогла проверить первичное понимание новых знаний.

  На этапе обобщения была  работа  в паре. Повторить имеющиеся знания  о зимующих и перелётных птицах.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

 Урок имеет логическое завершение – эмоциональное чтение стихотворения - призыва «Покормите птиц зимой!». Продолжением темы урока является наблюдение  за птицами во внеурочное время.  Покорить птиц  и понаблюдать за их поведением. Это будет началом проектной работы  «Покормите птиц зимой».

 Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: 2 физминутки (2,5 мин.), смена статической позы, смена видов деятельности. Минимальное использование информационно-коммуникационные технологии -ИКТ обусловлено нормами СанПин.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Урок прошёл на достаточно высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Урок – исследование. Тема: Про кошек и собак.Цель: Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Активизи...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. УМК" Школа России"

Конспект открытого урока по окружающему миру. 16 декабря 2014г....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Тема. Когда учиться интересно?Проект «Мой класс и моя школа». 1 класс. Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить условия интересной и успешной учебы; подготовить к выполне­нию проек...

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы"

Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Программа "Школа России"...