Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. УМК" Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Суровушкина Марина Юрьевна

Конспект открытого урока по окружающему миру. 16 декабря 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx43.16 КБ
Файл kak_zhivut_zhivotnje.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Программа: А.А. Плешаков «МИР ВОКРУГ НАС». 

Класс: 1

Дата проведения: 16.12.2014 г.

Учитель: Суровушкина Марина Юрьевна

Предметная область: окружающий мир.

Тема: «Как живут животные».

Тип: урок получения новых знаний.

Цель: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

 Задачи:

Образовательные:

  • формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
  • познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • формировать умение работать в группах, развивать коммуникативные умения;
  • умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
  • воспитывать желание охранять природу.

Формируемые УУД

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • проявлять интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
  • ориентироваться в информационном материале учебника;
  •  осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • включаться в диалог с учителем;
  • осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;
  • уважать другую точку зрения.

Предметные:

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;

Личностные:  

  • развивать эколого-этическую деятельность;
  • формировать интерес к учению.

Метапредметные:  

  • формировать интерес к учению;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
  • получать информацию из текста, выделять существенное;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат: познакомить учеников с жизнью животных.

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      ЭОР

1 мин

I. Мотивация  к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Ребят, давайте улыбнемся друг другу, подарим свою улыбку окружающим.

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочие места.

Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Улыбаются друг другу и учителю.

7 мин

II.Актуализация знаний.

А начнем наш урок с того, что немножко вспомним о том, что мы узнали на прошлом уроке. Итак, о чем же мы говорили на прошлом уроке?

На какие группы можно разделить все растения?

– Как называются цветы, которые растут на подоконнике в нашем кабинете?

– Сделайте вывод: что общего у всех растений?

– Как вы думаете: растения живые или нет? Почему?

А какие же условия необходимы растениям для их жизни?

А теперь ответим на вопросы теста по этой теме.

1.Зачем комнатные растения поливают?

А) чтобы помыть корни;

Б) чтобы напоить растение;

В) чтобы увлажнить землю в горшке.

2. Почему многие комнатные растения ставят близко к окну?

А) чтобы им было больше свежего воздуха;

Б)чтобы им было больше света;

В) чтобы им было прохладнее.

 3. Чего боятся комнатные растения?

А) кошек и собак;

Б) холода;

В) воды;

Г) людей

4. Что необходимо растениям для жизни?

А) вода, воздух, свет, тепло;

Б) крепкий горшок и высокий подоконник;

В) соседство с домашними животными.

- Проверяем!

Говорили мы о том, «Как живут растения?».

Деревья, кустарники, травы

Комнатные растения.

Корень, стебель, листья, цветок плод с семенами.

Живые. Они растут, приносят потомство и умирают

Растениям необходимы для жизни – вода, воздух, свет и тепло

Берут пульты, слушают задания и нажимают на нужную букву

Презентация к уроку –по мере ответов детей на доске появляются  слайды

http://viki.rdf.ru/item/1262/download/ 

Слайд

Слайд

Система контро

ля и мониторин

га качества зна

ний «PROClass»

4мин

III.Постановка учебной задачи.

Ребята, отгадайте загадку.

Дом открыт со всех сторон.

В доме тысячи колонн.

Под колоннами – ковры.

Над колоннами – шатры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,        

Чудные тайны откроете эти.

Что есть в лесу и кто в нём обитает?

А как можно назвать одним словом?

Предположите, о чём мы будем говорить в течение оставшегося времени?

Совершенно верно.  Будем исследовать условия жизни животных.

Лес

Птицы, звери, насекомые.

Животные.

О животных.

Слайд

Слайд

1 мин

III. Физкультминутка

На болоте две подружки-две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет-

Всем друзьям физкультпривет!

Дети повторяют движения

20 мин

IV.Открытие учащимися новых знаний

Работа по учебнику

Работа по тетради

– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы и назовите их основное отличие.

Мы знаем, что растения живые существа, а животные?  

Совершенно верно. А еще животные размножаются, строят себе жилища. Наличие всех этих признаков говорит о том, что животные – это…

А сейчас давайте во всем этом убедимся подробнее, и познакомимся с тем, как животные питаются. Я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Загадки эти о животных.  

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам: 
Он в шубе беленькой - зимой,
А в серой шубке - летом.

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её …

Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка, 
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Синяя косынка, темненькая спинка. 
Маленькая птичка Звать её ...

 

Давайте вспомним характерные признаки этих животных.

Какое животное осталось неназванным?

К какому же классу животных мы ее можем отнести?

Может к птицам?  Почему?

Может быть тогда к насекомым?  

Ну тогда – к зверям?

Значит – к рыбам! Почему же?

Чем тело покрыто у рыб?

А у лягушки она есть?

Что же за животное такое – лягушка?

Лягушка живет только в воде?

Так вот, такие животные, которые способны жить и в воде и на земле называются «земноводные».

Название таких животных произошло от двух слов – «земля» и «вода». О земноводных подробнее мы узнаем несколько позже. А пока нам необходимо разобраться, чем же питается каждое животное.

Начнем с того, что живому существу нужно питание. Откройте учебники на стр.72. Рассмотрите рисунок. В верхнем ряду изображены животных. Во втором ряду взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. На партах у вас лежат пять парфишек, разных по цвету.

Накройте одним цветом животное и то, кто из них что ест?

   А теперь давайте проверим

- Какой вывод мы можем сделать?  

- Рассмотрите следующий рисунок. Определите, каким животным принадлежат эти части тела. Для чего они служат?

   - Какой вывод мы можем сделать?  

   - Как могут передвигаться животные?  

Животные приносят потомство и заботятся о нем. Многие животные строят для своей семьи жилье.

   - Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит.

Возьмите пять пар цветных фишек. Ими надо накрыть хозяина и его жилье на рисунках задания 3 учебника.

(Учитель проходит и проверяет выполнение задания).

   - У какого животного жилье называется норой?

Хомяк роет свою нору под землей и прячет в нее запасы на зиму.

    - Рассмотрите жилье бобра. Кто знает как оно называется?

 Часть хатки со входом находится на берегу водоема, а часть – под водой.

   - У каких животных домики в виде гнезда?  

Правильно, и ласточка, и оса строят гнезда.

   - А что делает дятел?

 

  Перечислите все виды домов, которые здесь изображены.

   - Все они разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведет животное. Где, как правило, находятся гнезда? Почему?

Где находятся норы? Почему?

   - Птицы летают, поэтому  их гнезда – на деревьях, кустарниках.

Рыбы плавают, поэтому их жилье – под водой.

Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землей.

Попробуем смоделировать природные дома животных. Для этого нам понадобится рабочая тетрадь, ножницы и клей.

Для кого же так стараются звери и птицы, выстраивая надёжные и уютные жилища?

Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем

Конечно же. Послушайте: кажется, кто-то попискивает…/Появляется игрушка Цыплёнок/.

-Почему же цыплёнок пищит, кого он потерял?/Маму/.

Игра  «Помоги найти маму»

Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

Послушайте внимательно стихотворения и ответьте на вопрос.

Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший
Не догонит мама …

Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына
Под крыльцом нашла…

Верблюжонок у ворот
Маму жалобно зовет,
Не бойся, не заблудится,
Придет домой …

Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья —
Не узнает детей …

— Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда
Ваша мама …

— Ну-ка марш назад, цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется
Ваша мама …

— Му-у! — мычит теленок.
 — Му-у! Очень грустно одному!
 — Му-у! — охрип малыш от рева.
 — Му-у! — нашла его … 

Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться
Мама ослика — …

Забрели четыре брата
В поле сладкого овса.
 — Эй, пора домой, ягнята!
Вас домой зовет …

Малыши и мамы рады —
Снова вместе, снова рядом,
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.

Насекомые – 6 ног,

рыбы – чешуя, птицы – перья,

звери –шерсть

Животные живые, потому что они способны передвигаться, питаться, расти, дышать и каждое животное, точно как и растение способно умирать

Живые существа

Белка

Заяц

Лисичка

Лягушка

Синичка

Лиса, белка и заяц – это звери, потому что их тело покрыто шерстью; а синица – это птица, так как ее тело покрыто перьями.

Лягушка

Нет, у нее нет перьев.

Нет, у нее 4 ноги, а у насекомых их 6.

Нет, у лягушки нет шерсти, как у всех зверей.

Да, она живет в воде.

Чешуей.

Нет.

(Затруднение с ответом)

Нет, она иногда еще и по земле может прыгать.

Самостоятельная работа детей.

Дети сверяют свои ответы с ответами на доске

Все животные питаются.

Все животные передвигаются.

Летать, ходить, прыгать, плавать.

Рассматривают рисунок в учебнике, работают в парах с цветными фишками.

У хомяка

Хатка

У ласточки

Дупло.

Нора, гнездо, дупло, хатка

На  деревьях

Под землёй

Учащиеся вырезают изображения животных из Приложения (с. 65) и помещают их на странице 50 тетради. Соседи по парте проверяют работу друг друга, затем наклеивают рисунки.

Чтоб спастись от врагов и  для детёнышей

Один ученик работает за компьютером, соединяет маму и детеныша.

А другие ученики играют с учителем

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Документкамера

Слайд

Слайд

Слайд

Документкамера

Документкамера

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

2мин

IV. Физкульт

минутка

А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. (Звучит фонграмма «В мире животных». Учащимся предлагается изобразить, имитировать движения животных, прыжки, взмахи крыльев и т.д.)

Дети повторяют движения за одним из учеников.

Фонограмма

«В мире животных»

3 мин

V. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Прочитайте ещё раз все условия жизни животных.

Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.

Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека.

Это забота человека о животных.

Как мы можем заботиться о животных?

Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения  погибнут. А природе нужны все: и те, кто делает мёд, и те, кто делает яд.

Чтение вывода на стр. 73

Кормить, строить кормушки,

Документкамера

2 мин

VI.  Итог урока. Рефлексия

Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего урока?

- О чём сможете рассказать дома родителям?

- Докажите, что животные живые.

- Что необходимо животным для жизни?

Сделайте  вывод :

-На Земле живут давно

Звери, рыбы, птицы.

А чтобы жить, им , как и нам,

Приходится трудиться.

Они живые, а чтоб жить,

Они должны дышать,

Они должны и пить.

По-разному передвигаются,

И конечно же, питаются,

Заводят и потомство,

То есть размножаются.

К сожаленью, всегда бывает-

Всё живое на Земле

Растёт и умирает.

Оцените свои достижения на уроке. Объясните свой выбор?

Отвечают на вопросы учителя.

Животные дышат, питаются, передвигаются, размножаются, растут, умирают.

Оценивают свои действия на уроке.

Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир вокруг нас Как живут животные

Слайд 6

Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это.

Слайд 12

Кто что ест?

Слайд 13

Все животные питаются.

Слайд 14

Животные передвигаются , но по-разному (летают, бегают, прыгают, плавают). И все они хорошо приспособлены к своему способу передвижения.

Слайд 15

Роет, роет, Ход подземный строит, Роет-строит ловко Спальню и кладовку.

Слайд 16

Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход!

Слайд 17

Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик над окном Из травы и глины.

Слайд 18

Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо. Ловко вылепит гнездо, Высоко висит оно.

Слайд 19

Носом в дерево ток, да ток, Словно отбойный молоток. На хвост опирается, К жучкам подбирается. С любой корой справится, А красная шапка никак не свалится.

Слайд 20

Помогите малышам: Потеряли дети мам. Без родителей, одни Попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!

Слайд 21

Жеребенок тонконогий Бойко скачет по дороге. Он такой скакун хороший Не догонит мама …

Слайд 22

Шею вытянул гусенок, Озирается спросонок. Еле-еле соню-сына Под крыльцом нашла…

Слайд 23

Верблюжонок у ворот Маму жалобно зовет, Не бойся, не заблудится, Придет домой …

Слайд 24

Куда бы спрятаться козленку? Какой-то зверь летит вдогонку. Не бойся! — это стрекоза. Прогонит вмиг ее …

Слайд 25

Что стряслось у индюшат? Почему они спешат? У сарая за кадушкой Червяка нашла …

Слайд 26

Купаться в речке страшновато, Залезли в лужу поросята. Умылась дружная семья — Не узнает детей …

Слайд 27

— Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждет вас около пруда Ваша мама …

Слайд 28

— Ну-ка марш назад, цыплятки! Залезать нельзя на грядки! Ищет вас, волнуется Ваша мама …

Слайд 29

Олененок-озорник За кустом к земле приник. Притаился тихо-тихо: Пусть поищет …

Слайд 30

— Му-у ! — мычит теленок. — Му-у ! Очень грустно одному! — Му-у ! — охрип малыш от рева. — Му-у ! — нашла его …

Слайд 31

Опустив печально хвостик, Маму ждет послушный ослик. Целый день должна трудиться Мама ослика — …

Слайд 32

Забрели четыре брата В поле сладкого овса. — Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет …

Слайд 33

Малыши и мамы рады — Снова вместе, снова рядом, И за помощь всех ребят Малыши благодарят.

Слайд 34

Животные приносят потомство ( размножаются ) и заботятся о нем.

Слайд 35

Питаются, размножаются и заботятся о своем потомстве, передвигаются, строят жилища; у каждого животного свой природный дом.

Слайд 36

На Земле живут давно Звери, рыбы, птицы. А чтобы жить, им , как и нам, Приходится трудиться. Они живые, а чтоб жить, Они должны дышать, Они должны и пить. По-разному передвигаются, И конечно же, питаются, Заводят и потомство, То есть размножаются. К сожаленью, всегда бывает- Всё живое на Земле Растёт и умирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...