Экологическое краеведение
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Чеботарева Нина Михайловна

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса начальной школы. Срок реализации - 1 гогд (34 часа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании педагогического совета

Протокол № 3 от 10.01.2017

Утверждена приказом

МАОУ СОШ № 11

от 11.01.2017 № 8

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Вид программы - авторская

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 9 лет

Авторы:

Чеботарева Нина Михайловна,

учитель начальных классов,

Завражнева Елена Васильевна,

учитель начальных классов

Тамбов

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Экологическое краеведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Вид программы: авторская

Новизна программы состоит в сочетании экологического, краеведческого и практического принципов обучения. Краеведение выступает источником экологического образования младших школьников. Экологическое мировоззрение как глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всех среды жизни формируется на основе краеведческого материала в процессе практической деятельности учащихся. Понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействия живой и неживой природы сроится на основе наглядности, восприятия объекта изучения, удовлетворения потребности учащихся в познании окружающего мира. Проектная деятельность помогает научиться взаимодействовать с природой с пользой для себя и окружающего мира.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

В настоящее время экологические проблемы представляют сферу интересов не только специалистов в сфере охраны окружающей среды, но и государства в целом, общественности и каждого человека в частности. Современная экологическая ситуация зачастую характеризуется различными уровнями опасности. Проблемы, возникающие в этой области, связаны и с интенсивным развитием сельского хозяйства и производства, и с истощением природных ресурсов, и с разрушительным воздействием на природу человека в его повседневной жизни, и т д. Очевидно, что стоящая перед человечеством сегодня проблема взаимоотношений природы и человека, связана с отсутствием элементарных знаний, низкой экологической культурой населения, в том числе и подрастающего поколения. Однако, в системе общественных ценностей одно из первых мест занимает сохранение среды обитания и здоровья человека. Развить внутреннее чувство ответственности и долга по отношению к природе поможет внеурочная деятельность эколого-краеведческой направленности.

Актуальность курса обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, современное начальное образование в целом направлено на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка. Достижение этого невозможно без успешной реализации эколого-краеведческого направления. В то же время курс экологического краеведения создает условия для вовлечение младших школьников в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение универсальных учебных действий, которые ФГОС НОО рассматриваются как базовые компетенции. Наряду с этим, использование в качестве основы содержания исследовательской деятельности по экологии краеведческой направленности обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры, воспитанию патриотических чувств.

Специфика экологического краеведения состоит в том, что в рамках изучения курса учащиеся знакомятся с различными проявлениями и взаимосвязями жизни человека и природы родного края, природа, население и хозяйственная деятельность человека в регионе рассматриваются разносторонне. Краеведение и экология существуют в тесной взаимосвязи, поскольку изучение родного края неразрывно связано с изучением его природы, деятельности человека.

Эколого-краеведческое образование является важным звеном общей системы начального образования. Это связано с возрастными и психологическими особенностями младшего школьника. Именно в этом возрасте человек наиболее близок окружающей природе. Учащиеся начальной школы боятся причинить вред природе, любят её, не проводят резкой грани между собой и окружающим растительным и животным миром. Младшие школьники активно с удовольствием участвуют в мероприятиях экологической, краеведческой направленности. Практика показывает, что постепенно у учащихся появляется потребность перейти от познавательной деятельности к исследовательским и поисковым проектам, продемонстрировать результаты своей деятельности, отстоять свою точку зрения по изученной экологической ситуации, распространить её в средствах массовой информации, электронных сообществах, участвуя в конкурсах, конференциях, экологических акциях.

Целью программы «Экологическое краеведение» является формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала в процессе личностного развития.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: способствовать формированию бережного отношения к природе, целостного представления о природе родного края, содействовать воспитанию потребности в общении с природой, развитию познавательного интереса к природе родного края, создавать условия для развития личностных качеств учащихся через вовлечение в активную исследовательскую деятельность, формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края, формировать основы экологической грамотности.

Ценностные ориентиры содержания программы

- формирование представлений о ценности жизни и природы (признание существования природы как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания, как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека), формирование бережного отношения к природе как к среде обитания и выживания человека,

- развитие эстетического восприятия окружающего мира,

- изучение природы родного края во взаимосвязи с деятельностью человека,

- формирование представлений о различных методах познания окружающей среды

- развитие устойчивого познавательного интереса к природе родного края,

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебных проектов,

- включение учащихся в практическую деятельность по охране природы

Особенности содержания обучения

Курс имеет интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории родного края, знакомит учащихся с материалами естественных и социально-гуманитарных наук, необходимыми для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Реализация содержания курса направлена на формирование у ребёнка: уважительного отношения к городу (населенному пункту), региону, в котором проживают дети, его природе; понимания ценности, целостности и многообразия природы родного края, понимания своего места в ней; экологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природой родного края, доброжелательного отношения к миру природы.

В процессе изучения «Экологического краеведения» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края.

Курс способствует формированию у младших школьников основ экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Содержание курса обеспечивает объяснение причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды с точки зрения единства мира природы и человека. С этой позиции человек рассматривается как часть природы. Отбор содержания курса строился на основе принципов преемственности, научности, целостности, реализации межпредметных связей, развития содержания от простого к сложному, от общего к частному.

Таким образом, у детей создается целостная картина мира, формируется общая экологическая культура, определяющая адекватное поведение человека в окружающей среде, осваиваются эколого-краеведческие знания и умения, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Основные виды учебной деятельности:

– виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений одноклассников, самостоятельная работа с литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, решение текстовых задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала.

– виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями, анализ графиков, таблиц, схем, учебных картин, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций.

– виды деятельности с практической (опытной) основой: работа со схемами, картами, атласами, учебными модулями, решение экспериментальных задач, работа с раздаточным материалом, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, проведение учебного эксперимента, экологические игры, посещения музея и заповедника, просмотр и анализ видеоматериалов, подготовка презентаций.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование чувства гордости за свой родной край, его население, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, любознательности, интереса к изучению природы.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе ответственного отношения к природе, осознание важности сохранения окружающей среды.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение элементами самостоятельной организации учения, в том числе способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, элементарных приемов исследовательской деятельности.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

6. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений окружающей среды.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Уважительное отношение к родному краю, природе нашей страны, родного края; потребность в рациональном природопользовании и сохранении собственного здоровья на основе изучения процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью, естественных процессов видоизменения рельефа, эколого-географической характеристики населенного пункта, региона, хозяйственной деятельности населения, сезонности работ, зависимости здоровья человека от природной среды и особенностей хозяйственной жизни.

2. Осознание целостности окружающего мира, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природной среды, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде.

3. Освоение доступных способов изучения природы и человека, воздействия человека на природу (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

4. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

Место курса в учебном плане

На изучение всех тем программы отводится 34 часа в 3 классе из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятий – 45 минут. Количество аудиторных занятий не превышает 50%.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Экологическое краеведение» реализуется в 3 классе начальной школы для обучающихся 9 лет.

Формы проверки результатов освоения программы

Формы

организации контроля

количество

По какой земле я хожу? (проект)

1

Реки Тамбовской области (проект)

1

Береги воду (проект)

1

Красная книга Тамбовской области (проект)

1

Что рассказывают поэты и писатели о Тамбовской земле? (проект)

1

Легенды Тамбовского края (презентация творческих работ)

1

Грибное царство (экологическая игра-викторина)

1

«Почвенный покрова территории школы»

Викторина «Тамбовские леса»

1

«Определение видового состава растений, произрастающих в ближайшем окружении» (мини-исследование)

1

«Выявление климатических особенностей Тамбовской области» (мини-исследование)

1

Описание природы Тамбовского края по произведениям Тамбовских авторов (творческая работа)

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. «Экологическое краеведение: изучение и защита природы родного края» (2 часа)

Введение. Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Экологическое краеведение как направление изучения природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Человек и окружающая среда. Значение знаний о природе родного края.

Универсальные учебные действия:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

- работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать информацию, полученную из литературных источников и в процессе наблюдений, на её основе строить монологическое высказывание,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах).

Практическая и игровая деятельность:

- разгадывание загадок, мини-викторина

- экологическая игра «Картина мира»

- составление учебного модуля «Взаимосвязи».

Раздел 2. «Тамбовская область – центр европейской части России» (2 часа)

Общая характеристика территории Тамбовской области. Первые поселения человека на Тамбовской земле. Освоение территорий, на которых расположена Тамбовская область. История образования Тамбовской области. Тамбовская область на карте. Наши соседи.

Универсальные учебные действия:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

- проводить наблюдения за объектами, выявлять в ходе наблюдений х характерные особенности,

- работать с картой, атласом, на основе полученной информации строить монологическое высказывание,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах)

Практическая и игровая деятельность:

- экскурсия в краеведческий музей

- работа с картой, атласом

- анализ учебных картин

Раздел 3. «Поверхность Тамбовской области» (4 часа)

Рельеф и его особенности. Почвенные ресурсы. Тамбовский чернозем. Плодородие почвы. Роль живых организмов в формировании плодородного слоя. П. А. Костычев, уроженец Тамбовской губернии, выдающийся ученый-почвовед, один из основоположников науки о почве. Формы поверхности земли и хозяйственная деятельность. Карьеры, овраги, свалки – порожденные человеком «раны» земли. Природоохранная деятельность в различных направлениях воздействия человека на почвенные покровы. Почвы как фактор «здоровья» природных сообществ и людей.

Универсальные учебные действия:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

- работать с различными источниками информации,

- проводить наблюдения за природными объектами,

- составлять описание изучаемого предмета, явления,

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми в практической работе,

- анализировать учебные картины,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах),

- оформлять результаты исследования

Практическая и игровая деятельность

- учебный проект «По какой земле я хожу?»

- решение экологических задач

- работа в группах с учебными картинами

- практическая работа «Исследование почвенного покрова территории школы».

Раздел 4. «Климат и погода» (5 часов)

Климат и погода. Атмосферные явления, характерные для Тамбовской области. Влияние климата на рельеф, водоемы, растительный и животный мир. История наблюдений за погодой в Тамбовской области. Как делается прогноз. Погода и здоровье. Климат и глобальное потепление.

Универсальные учебные действия:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

- работать с различными источниками информации,

- проводить наблюдения за природными объектами,

- составлять описание изучаемого предмета, явления,

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми в практической работе,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах),

- оформлять результаты исследования

Практическая и игровая деятельность

- наблюдение за погодой,

- игра «Я - метеоролог»

- решение экологических задач по видеоматериалам

- практическая работа «Выявление климатических особенностей Тамбовской области».

Раздел 5. «Водные ресурсы» (7 часов)

Сеть водных ресурсов. Родники. Естественные водоемы и искусственные водохранилища. Истощение и высыхание рек: причины и последствия. Водосбережение.

Универсальные учебные действия:

- работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать информацию, полученную из литературных источников и в процессе наблюдений, на её основе строить монологическое высказывание,

- проводить наблюдения за природными объектами, выявлять в ходе наблюдения их характерные особенности

- выявлять и описывать разнообразие природных объектов и явлений,

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми в практической работе,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах),

- оформлять и демонстрировать результаты исследования.

Практическая и игровая деятельность:

- учебный проект «Реки Тамбовской области»,

- мини-проект «Береги воду»,

- составление учебного модуля «Водоемы Тамбовской области, созданные человеком»,

- экологическая игра «Родник».

Раздел 6. «Растения и животные Тамбовской области. Их разнообразие» (7 часов)

Представители степной растительности. Типичные растения лесов Тамбовской области. Растения пойм, лугов. Формирование растительных сообществ на территории области. Народные приметы и хозяйственная деятельность населения. Природные сообщества. Леса, дубравы, боры. История лесоразведения. Ученые-лесоводы. Разнообразие животного мира Тамбовской области. Приспособления животных к жизни. Примеры природного равновесия в лесу и причины его нарушения. Растения и животные, нуждающиеся в охране. Растительный и животный мир луга. Признаки луговых растений. Животные луга. Природное равновесие в луговом сообществе и причины его нарушения. Растения и животные водоемов родного края. Приспособления растений к жизни в воде. Роль растений в жизни водоема. Околоводные обитатели (стрекозы, бобр, ондатра, цапля, аист, утки). Нарушение природного равновесия в водоеме. Живые «фильтры» и «санитары» водоемов. Редкие обитатели водоемов (кувшинка белая, чилим, сальвиния, бобр, выхухоль, цапля, лебедь и др.).

Универсальные учебные действия:

- работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать её, на основе этой информации строить монологическое высказывание,

- проводить наблюдения за природными объектами, выявлять в ходе наблюдения их характерные особенности

- выявлять и описывать разнообразие природных объектов и явлений, взаимосвязи между ними,

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми в практической работе,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах),

- составлять простейший план исследования,

- оформлять и демонстрировать результаты исследования.

Практическая и игровая деятельность:

- работа в группах составление учебного модуля «Животные и растения луга»

- экологическая игра «Грибное царство»

- викторина «Тамбовские леса»

- практические работы: «Определение видового состава растений, произрастающих в ближайшем окружении», «Выявление особенностей растений различных мест произрастания».

Раздел 7. «Охрана природы» (7 часов)

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу Тамбовской области. Охраняемые территории. Памятники природы. Редкие и охраняемые виды. Заповедники. Красная книга Тамбовской области. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Растения и животные в легендах и преданиях.

Тамбовский край в произведениях Тамбовских авторов: - Акулинин А.М. - сборник рассказов для детей «Яша и его друзья»

- Гришин М.А. – повесть «Медведь по кличке «Заплатка»»

- Гусева М.А. – циклы стихов «Лето пришло», «В деревне», «Эти разные дожди», «В лесу», «Долгожданный снег», «Пробуждение», «Посмотрю на небо»

- Дорожкина В.А. – сборник стихов «Вот какие чудеса!»

- Курбатова Т.А., стихи, сказки «Лесная сказка», «Весенняя сказка» 

- Милосердов С.С. – стихи «Колосья», «Июль», «Татарский вал», «Цна», «Весна в Тамбове»

- Попов Г.А. – сборники стихов «Кто живет в лесу и в поле», «От весны до весны», сказка «Как звери спали зимой», рассказ «Елочка».

Универсальные учебные действия:

- работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать её, на основе этой информации строить монологическое высказывание,

- проводить наблюдения за природными объектами, выявлять в ходе наблюдения их характерные особенности, выявлять и описывать разнообразие природных объектов и явлений, взаимосвязи между ними,

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми в практической работе,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в малых группах),

- составлять простейший план исследования,

- оформлять и демонстрировать результаты исследования,

- применять правила поведения в природе во время учебных занятий и в повседневной жизни, вырабатывать личностные качества, проявляющиеся в бережном отношении к окружающей среде.

Практическая и игровая деятельность:

- практическая работа «Описание природы Тамбовского края по произведениям Тамбовских авторов»,

- экскурсия в заповедник «Воронинский»,

- составление учебного модуля «Заповедный край Тамбовский»,

- подготовка и презентация творческих работ «Легенды Тамбовского края»,

- учебный проект «Красная книга Тамбовской области».

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

Что изучает краеведение? Что такое экология? Зачем изучать экологическое краеведение?

2

1

1

Тамбовская область на карте

1

1

Природа – свидетель истории (экскурсия в Краеведческий музей)

1

1

Почвы Тамбовской области

1

1

Формы поверхности Тамбовской области

1

1

«Раны» земли

1

1

По какой земле я хожу? (учебный проект)

1

1

А за окном то дождь, то снег…

1

1

Метеопрогноз

2

1

1

Ось Воейкова в Тамбовской области

1

1

Климат и глобальное потепление

1

1

Общая характеристика водных объектов Тамбовской области

1

1

Реки Тамбовской области

(учебный проект)

2

2

Болота и озера тамбовской области

1

1

Водоемы, созданные человеком

1

1

Береги воду (мини-проект)

1

1

Тамбовская лесостепь

2

1

1

Леса: прошлое и настоящее

1

1

Луговое разнообразие

1

1

Животные Тамбовского края

1

1

Охрана растений и животных в Тамбовской области

2

1

1

Красная книга Тамбовской области

(учебный проект)

2

2

Край заповедный «Экскурсия в заповедник Воронинский»

1

1

Легенды Тамбовского края (подготовка и презентация творческих работ)

2

2

Что рассказывают поэты и писатели о Тамбовской земле? (учебный проект)

2

2

Экологическая тропа (квест)

1

1

итого

34

15

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оснащение учебного процесса в курсе «Экологическое краеведение» имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса в частности.

Реализации данной программы внеурочной деятельности может осуществляться в учебных кабинетах начальных классов.

Учебное пространство  обеспечено следующим оборудованием:

  • 2 местными ученическими столами с комплектом стульев;
  • учительским столом, при этом рабочее место оборудовано необходимой техникой, в том числе современными средствами ИКТ;
  • шкафами для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.п.;
  • центральной доской; настенными досками для вывешивания иллюстративного материала;
  • подставками для книг, держателями для схем, таблиц и т.п.;

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук Lenovo
  2. Проектор Epson EB Х 146
  3.  Экран настенный Da Class Rite 178 Х 178

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения физики, химии, биологии, географии. Курс «Экологическое краеведение» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, природе. Курс направлен на формирование целостной картины природного и социального мира со всем его многообразием, взаимосвязи человека и природы, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе родного края. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и человеческого общества. В связи с этим большое значение имеет применение учебных наглядных пособий: натуральные живые пособия (например, комнатные растения); гербарии; коллекции насекомых; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.; карты и атласы; предметы, представляющие быт. Другим средством наглядности служит оборудование для демонстраций (компьютерпроекторэкран и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Сеть Интернет, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, электронные ресурсы Тамбовской областной детской библиотеки позволяют обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении экологического краеведения состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, и т.д.

В ходе изучения курса младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками и т.д.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, поэтому нельзя переоценить значение деятельностного, практико-ориентированного характера содержания курса «Экологическое краеведение», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для младших школьников, атласов и карт, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Для проведения экскурсий хорошо использовать иллюстрированные определители объектов природы (растений, животных и т.п.).

Игры: «Детям  о растениях» (дидактическая игра, Дрофа-медиа), «Обучающая экология» (настольная игра), Раздаточные карточки (Издательство Сфера): «Грибы. Съедобные и несъедобные», «Птицы России», «Зимующие птицы», «Цветы полевые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Животные России», «Деревья и кустарники».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога

  1. Анохина, М. Ф. Экологический турнир «В лесном царстве» [Текст] / М. Ф. Анохина // Нач. шк. — 2011. — № 6. — С. 61—63.
  2. Биоразнообразие и роль особо охраняемых природных территорий в его сохранении: матер. Международ. Науч. Конф., посвящ. 15-летию гос. Природ. Заповедника «Воронинский» (п. Инжавино Тамб. Области, 16-19 сент. 2009 г.) [Текст] / М-во природ. Ресурсов и экологии РФ, М-во образования и науки РФ, Адм. Тамб. Обл, Упр. Охраны окр. Среды и природопользования Тамб. Обл. – Тамбов, 2009. – 314 с.
  3. Бобылева, Л. Д. Звери и птицы [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Нач. шк. — 2010. — № 2. — С. 48—52.
  4. Государственные памятники природы Тамбовской области [Текст] : каталог / под общ. Ред. Т.В. Быстрицкого. – Тамбов, 1986. – 110 с.
  5. Государственный природный заповедник «Воронинский» [Текст] : памятка / М-во природ. Ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; гл. ред. А.А. Егоров. – Тамбов, 2008.
  6. Гребенникова, Л. В. Формирование экологического сознания младших школьников в условиях малого города [Текст] / Л. В. Гребенникова, Л. Н. Балябина // Нач. шк. — 2011. — № 2. — Прил.: С. 17—19. — (Библиотечка учителя).
  7. Данилова, М. А. Лес — наш общий дом [Текст] : клас. Час для детей мл. и сред. Шк. Возраста / М. А. Данилова // Воспитание школьников. — 2012. — № 5. — С. 77—80.
  8. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Тамбовской области в 2009 году [Текст]. –Тамбов: Юлис, 2010. – 224 с.
  9. Дубровин, О.И. и др. Геоэкология Тамбовской области [Текст] : учеб. Пособ. Для уч-ся 8 кл. / О.И. Дубровин, Б.Е. Петухов. – Тамбов, 2006. – 96с. 
  10. Ермолинская, Е. А. Мы в ответе за нашу природу [Текст] : интегрир. Занятие-праздник / Е. А. Ермолинская // Нач. шк. — 2012. — № 6. — С. 73—78.
  11. Занимательное краеведение [Текст] : Знаешь ли ты свой город? (Вопросы и ответы о жизни старого и нового Тамбова) / авт.-сост. : Ю. Щукин, В. Нестеров. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. – 264 с.
  12. Занимательное краеведение для эрудитов [Текст] : вопросы и ответы о жизни старого и нового Тамбова: знаешь ли ты свой город? : / авт.-сост. : Ю. Щукин, В. Нестеров. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. – 280 с.
  13. Заповедные земли Тамбовского края [Текст] : памятка / гл. ред. Н.П. Петрова. – Тамбов, 2010.
  14. Знай и люби природу [Текст] : игровые и темат. Прогр. Для детей / [сост.- ред. Л. Гек]. — Москва : Изд-во ИМХО, 2005. — 43 с.
  15. Золотухина, О. А. Экологическая деятельность младших школьников [Текст] / О. А. Золотухина // Нар. Образование. — 2012. — № 1. — С. 220—223.
  16. Красная книга Тамбовской области: Животные [Текст] / Гос. Комитет по охране окружающей среды Тамб. Обл.; Р.Ю. Белевитин, Е.А. Ганжа, П.Е Желтов и др. – Тамбов, 2000. – 350 с.
  17. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы [Текст] / Комитет природных ресурсов по Тамб. Обл.; Г.С. Усова, В.А. Агафонов, К.И. Александрова и др. – Тамбов, 2002. – 348 с.
  18. Остапенко, В. В. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / В. В. Остапенко // Нач. шк. — 2010. — № 2. — С. 53—55.
  19. Прохорова, С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками [Текст] : учебно-метод. Пособие / С. Ю. Прохорова, Н. М. Фоминых. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 158 с. — (Школа развития). — Библиогр.: с. 71—72.
  20. Соколов, А.С. и др. Экология растений [Текст] : пособие для уч-ся общеобразоват. Школы / А.С. Соколов, Л.А. Соколова; под ред. Г.А. Лады. – Тамбов, 2006. – 95 с.
  21. Соловьева, Т. М. В мире птиц [Текст] : клас. Час. 2-3 кл. / Т. М. Соловьева // Нач. шк. — 2010. — № 3. — С. 42—44.
  22. Тамбовский край на карте России: (70-летию Тамбовской области посвящается) [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые, граф. Зв. Дан. И прикл. Прогр. – Тамбов: ТОДБ, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM): зв., цв.
  23. Тамбовский лес [Текст] / под ред. Н.И. Пономарёва, В.К. Ширина. – Тамбов, 2006. – 480 с.
  24. Турыгина, С. В. «Экологический марафон» [Текст] : игры, фестивали, программы для дошкольников и нач. шк. / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. —121 с. — (Здравствуй, школа!). — Библиогр.: с. 123.
  25. Фёдорова, О. А. Ценность природы в восприятии младшего школьника [Текст] / О. А. Фёдорова // Нар. Образование. — 2012. — № 1. — С. 224—226.
  26. Фионова, Л.А. и др. Экология животных [Текст] : пособие для уч-ся 7 кл. общеобразоват. Школы / Л.А. Фионова, Л.Б. Трунова, Т.В. Карпачёва; под ред. В.Н. Яценко. – Тамбов, 2007. – 96 с.
  27. Шебурова, Т. Н. В гостях у братьев-месяцев [Текст] : экскурсия. 3 кл. / Т. Н. Шебурова // Нач. шк. — 2011. — № 9. — С. 90—93.
  28. Шутова, С.В. Экология человека [Текст] : учеб пособ. Для уч-ся 8 кл. – Тамбов, 2007 г. – 96 с.
  29. Шучалина, Е. А. Интеллектуальная игра «Деревья родного края» [Текст] / Е. А. Шучалина // Нач. шк. 2010. — № 10. — С. 93—95.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей

  1. Акулинин, А.М. Яша из Константиновки [Текст] : Рассказы / А.М. Акулинин. – М. : Дет. Лит., 1985. – 80 с. : ил.
  2. Государственные памятники природы Тамбовской области [Текст] : каталог / под общ. Ред. Т.В. Быстрицкого. – Тамбов, 1986. – 110 с.
  3. Гришин, М.А. В гостях у Бабаси, или Необыкновенные приключения Витьки Картошкина и его друзей в сказочной стране. – Тамбов: Издат. Дом Мичуринск, 2014. – 264 с.
  4. Гришин, М.А. Медведь по кличке Заплатка [Текст] : повесть / М.А. Гришин // Подъём. – 2015. - № 12. – С. 115-132.
  5. Гусева, М.А. Я шагаю по тропинке [Текст] : стихи для детей / М.А. Гусева. – Тамбов: Изд-во Тамб. Отд-ния ОООП «Литфонд России», 2007. – 152 с.
  6. Дорожкина, В.А. Избранное [Текст] : стихи / В.А. Дорожкина. – Тамбов: Пролетар. Светоч, 2004. – 144 с.
  7. Занимательное краеведение [Текст] : Знаешь ли ты свой город? (Вопросы и ответы о жизни старого и нового Тамбова) / авт.-сост. : Ю. Щукин, В. Нестеров. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. – 264 с.
  8. Занимательное краеведение для эрудитов [Текст] : вопросы и ответы о жизни старого и нового Тамбова: знаешь ли ты свой город? : / авт.-сост. : Ю. Щукин, В. Нестеров. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. – 280 с.
  9. Заповедные земли Тамбовского края [Текст] : памятка / гл. ред. Н.П. Петрова. – Тамбов, 2010.
  10. Красная книга Тамбовской области: Животные [Текст] / Гос. Комитет по охране окружающей среды Тамб. Обл.; Р.Ю. Белевитин, Е.А. Ганжа, П.Е Желтов и др. – Тамбов, 2000. – 350 с.
  11. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы [Текст] / Комитет природных ресурсов по Тамб. Обл.; Г.С. Усова, В.А. Агафонов, К.И. Александрова и др. – Тамбов, 2002. – 348 с.
  12. Курбатова, Т.А. Весёлая капель [Текст]: стихи / Т.А. Курбатова. – Тамбов: Пролетар. Светоч, 2005. – 250 с.
  13. Курбатова, Т.А. Разноцветные стихи и сказки леса [Текст] / Т.А. Курбатова. – Тамбов: Пролетар. Светоч, 2003. – 232 с.
  14. Меркушова, Н. На воде и у воды [Текст] : стихотворения для детей / Н. Меркушова. – Новокузнецк: Союз писателей, 2015. – 16 с.
  15. Милосердов, С.С. От солнца до ромашки [Текст] : стихи / С.С. Милосердов. – Воронеж : Центр.-Чернозём. Кн. Изд-во, 1971. – 80 с.
  16. Попов, Г. А. Ребячьи заботы [Текст] / Г. А. Попов. – Тамбов: Книжная лавка писателя, 1995. – 143 с.
  17. Попов, Г. А. Смешинки [Текст]: стихи для детей / Г. А. Попов. – Тамбов: Пролетарский светоч, 1992. – 21 с.
  18. Сергеева, Л. И. Секрет горностайки [Текст] / Л. И. Сергеева. – Тамбов: ИП Каверин, 2015. – 40 с.
  19. Тамбовский лес [Текст] / под ред. Н.И. Пономарёва, В.К. Ширина. – Тамбов, 2006. – 480 с.
  20. Чукреева, А. Сказки XXI века [Текст] / А. Чукреева; илл. С. Елисеев, М. Петров. – Тамбов : Издат. Дом «Мичуринск», 2014. – 69с.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.

Формы учебных занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, игра, самостоятельная работа, заочное путешествие, учебный проект.

Педагогические технологии: игровая, проблемное обучение, технология исследовательской деятельности, технология проектного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии.

Интернет ресурсы

https://ekovolga.com/kraj-oblast/795-ekologiya-tambovskoj-oblasti.html

http://clevereco.ru/

http://tambovodb.ru/joomla/index.php/tambovskoe-kraevedenie

http://opr.tmbreg.ru/

http://www.kremlinrus.ru/news/93/53357/

http://www.ekolog.tamb.ru/ 

http://www.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"

Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...

«Экологическое краеведение как средство развития нравственного воспитания младших школьников»

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности....

Методический семинар "Экологическое образование младших школьников на основе краеведения"

Экологическое образование становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. ...

Экологическое воспитание младших школьников в рамках кружка "Экология и краеведение"

Автор делится опытом работы в кружке "Экология и краеведение"с детьми младшего школьного возраста....

Программа внеурочной деятельности «Экологическое краеведение»

Актуальность программы. Программа курса «Экологическое краеведение» является частью реализации программы по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему внеуро...