К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
консультация (1 класс) по теме

Гурьева Ольга Дмитриевна

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_kraevedenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы экологии и краеведения в современной начальной школе.

Сообщение подготовила Гурьева О.Д.

       Экология и краеведение – две темы в образовательно-воспитательном процессе сегодня являются взаимодополняемыми и очень актуальными.

       Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…».

        Важность воспитания любви к  родному краю, бережное, разумное отношение к природным богатствам переоценить сегодня  невозможно. Мы видим своей задачей формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

        В настоящее время действует огромное количество экологически вредных и опасных проектов. Дальнейшее их существование – вопрос этики, вопрос воспитания взрослых природопользователей.

       Чтобы ситуация окончательно не усугубилась, экологи бьют тревогу. А экологическое воспитание в школе должно стать каждодневной заботой. Перегруженность школьной программы не позволяет проводить самостоятельные курсы краеведения и экологии. Выход диктуют современные инновационные технологии, которые требуют от учителя совершенствования практической деятельности. Построение интегрированных уроков может стать основой инновационной деятельности, которая позволит, как можно чаще на уроках с общим образованием включать вопросы и проблемы краеведения и экологии.

     Краеведение и экология позволяют учителю решать вопросы нравственного воспитания. Они включаются в состав базисной культуры  человека, который учит ориентироваться человека в природе, требует бережного отношения к природе, помогает ориентироваться в явлениях общественной жизни и деятельности, в себе самом.

    Исходя из возрастных особенностей детей, воспитательные цели на уроках  направлены на становление устойчивого интереса и развитие познавательных способностей детей.

    Известно, что по своей природе ребенок – пытливый исследователь и открыватель мира. Пользуясь этими качествами, мы стремимся раскрыть перед ним  многообразие и богатство мира. Вместе с учителем  ему предстоит усваивать нормы  и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформировать эти правила в привычки. Мы стремимся к тому, чтобы у наших детей возникала потребность в экологических и краеведческих знаниях, а те в свою очередь останавливали бы  ребенка перед прекрасным и уже развивали потребность в самовыражении через творческую деятельность, через созидательную деятельность.

     Решать все эти вопросы лучше во время интегрированных уроков – междисциплинарной форме учебного процесса, где поиск знания осуществляется в межпредметном  исследовании. Таким образом, национально-регональный компонент и экологические знания присутствуют у нас в виде фрагментов  на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения, во время внеклассных мероприятий.

     Подобные уроки требуют соблюдения определенных дидактических условий их проведения. На уроках ставятся задачи, требующие использования конкретных интегрированных знаний. От учителя требуется большая подготовка к уроку, необходимо применение специального дидактического материала и средств наглядности. Интересны подобные уроки тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

      Конкретно остановлюсь на специфике подобной деятельности в начальной школе.. С первого дня посещения школы будущие ученики знакомятся со школой. Мы проводим экскурсию по школе с обязательным посещением  наших музеев. Однако «маленькую» Родину ученика мы не ограничиваем самой школой, сквером, который находится рядом с его домом. «Малая родина» - это и природа, которая окружает его каждый день и требует бережного отношения, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, это и знаменитые земляки, чьи имена носят улицы нашего города, и это наши родители – труженики Елабуги.

     Понимаем, что младшим школьникам сложно удержать в памяти необходимую, но достаточно сложную информацию о родном крае, поэтому дублируем, обыгрываем полученные знания на  уроках с общими знаниями. Примером служат уроки , где много фрагментов, посвященных летчику-герою Р.Ф. Александру Николаевичу Епанешникову. В этом году в первых классах прошли внеклассные мероприятия – «Урок гражданина», где речь шла и о символике России и Татарстана. Чтобы знания детей стали более прочными на уроке математики с первоклассниками можно провести графический диктант, где дети по клеточкам вычерчивают тюльпан. И еще раз учитель скажет, что на гербе Республики Татарстан есть место этому прекрасному цветку, который олицетворяет весеннее пробуждение  и процветание республики. На этом же уроке дети будут говорить о бережном отношении к природе: « Не рви охапками цветы, не сломай зря веточку!»

     Или еще пример конкретного взаимодействия двух предметов: русского языка и краеведения. На уроках русского языка можно систематизировать навыки употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами на материале о Н.А. Дуровой. Предварительно учащиеся должны были самостоятельно найти информацию о людях, чьи имена носят улицы нашего города, рассказать о поисках сбора информации. Дети учатся работать с местной периодической печатью, работают по подражанию, составляя интервью, по подобному, что дает в газете «Новая Кама» учитель нашей школы В.С.Зимурова.

            На  уроках математики тоже можно с успехом использовать интегрированные знания. К теме: «Сложение дробей» был собран и обработан материал о национальном парке «Нижняя Кама». Выполняя тренировочные упражнения в счете, дети узнают, какую часть занимают различные деревья на территории заповедника «Нижняя Кама» И вновь учитель поднимет тему защиты окружающей среды. Тема может развиваться и на интегрированном уроке по чтению и окружающему миру. Ученики третьего класса пытаются проследить последствия экологического неблагополучия, обращается внимание на воспитание патриотических чувств, развиваются познавательные интересы. На внеклассных мероприятиях ведёсят разговор о лекарственных растениях нашего края их пользе, о правильном сборе. Здесь дети выпьют душистый чай с полезными травами, собранными в елабужском районе.

        Мы понимаем, что воспитание чувств патриотизма – процесс сложный, длительный. И эффективным он становится при личной убежденности учителей, их вдохновении и систематическом труде. На помощь к нам приходит музейная педагогика. Она касается всех возрастов наших учащихся. Раз в месяц дети первых классов посещают «музейную академию». Ученики третьих и четвертых классов посещают занятия по городским музейным абонементам. Специфика музейных занятий состоит в том, что средством обучения являются исторические предметы. Это особенно важно в работе с детьми начальных классов, так как у них преобладает наглядно-образное мышление. В процессе занятий развиваются общеучебные умения: способность мыслить, сравнивать, развивается зрительная память. Все ученики начальной школы с удовольствием лепят из глины, поэтому им запомнилось занятие в выставочном зале, когда речь шла о глине, и были представлены работы из керамики учащихся куклюкской художественной школы. В ходе дискуссии дети чувствовали себя маленькими профессионалами.  А какой эмоциональный всплеск получили наши ученики, когда посетили выставку, подготовленную национальным парком «Нижняя Кама»! Среди экспонатов оказались работы одноклассников, которые занимали призовые места в конкурсах, организуемых «Нижней Камой». Частые беседы, разъяснения помогают формировать бережное отношение к природе. Это отношение затем переносится на социальную сферу, общество, на близких людей, своих одноклассников, свою семью и, наконец, на свое здоровье.

     Увеличение доли практической деятельности в воспитательной работе помогает лучше усваивать знания. Так, чтобы поучаствовать в конкурсе рисунков «Весенние первоцветы», дети, разбившись на группы, выполняли определенный круг заданий. Главная задача была – способствовать целостному восприятию мира. На местном материале – первоцветах, которые встречаются в нашей местности, мы говорили о многообразии их в республике Татарстан. Выстраивали соответствующие выводы, находили проблемы. Почему существует угроза их исчезновения? Какого рода опасность нас подстерегает, если исчезнет один из их видов? Через множество приведенных примеров дети постигают простой и одновременно сложный мир живой природы: стоит исчезнуть одному из первоцветов, как тут же нарушается устоявшийся миропорядок в природе. Выстраивать отношения с цветком, птицей, домашними животными, лесом, домом, людьми, которые тебя окружают надо так, чтобы сохранилось и твое собственное здоровье: «Не навреди ближнему».

    Экологические представления и любовь к родному краю формируются прочнее при непосредственном наблюдении, при вовлечении детей в практическую деятельность. Для этого вводим сезонные экскурсии, каждая экскурсия должна быть подготовлена, иметь тему, цель, задачи. Посетив Чертово городище, дети узнают историю его возникновения, наблюдают прекрасные окрестности города Елабуги, говорят о рельефе нашей местности. Через неделю вместе с родителями мы посетили Танайский лес, время экскурсии совпало с бабьим летом. Дети на берегу Камы продемонстрировали знания, полученные на предыдущей экскурсии. Всем классом они с увлечением стали строить из песка башни, которые некогда существовали  на крутом берегу Камы. Сейчас уже шла информация родителям от их детей. Все мы перенеслись на некоторое время в далекое прошлое. Подобные мероприятия решают задачи еще и нравственного и эстетического воспитания. Возвращаясь в Елабугу, дети наблюдали за растительным миром леса. Настроение  было омрачено, когда мы увидели огромное количество больных сосен. Дети делают грустное заключение: лес тяжело болен. Уже в школе много рассуждали о причинах. Пришли к выводу, что маленький человек может помочь лесу даже тем, если не оставит после себя мусора, если не вытопчет ягодник, зря не нарушит тишину и покой лесных обитателей. Своими впечатлениями дети делятся в творческих сочинениях, у нас много работ по керамике, связанных с родным краем.

    Каждый из наших учителей понимает, что любой урок или внеклассное мероприятие помимо образовательных, развивающих задач должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их получать радость от каждого прожитого дня. Для этого и продумывается структура уроков, когда надо настроить ребёнка на позитивную работу, мы используем динамические паузы, физкультурные минутки, зрительную и дыхательную гимнастику.

      В целом  краеведческий материал и вопросы экологии обладают полифункциональностью – помогают нам сочетать обучение, воспитание и развитие ребёнка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

Экологическое воспитание учащихся  на уроках в начальной школе....

Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

На всех уроках в начальной школе необходимо экологическое воспитание...

экологическое воспитание на уроках в начальной школе

Формирование ответственного отношения в окружающей среде, которая строится на базе экологического воспитания....