Изучение краеведения в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек родился и живет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение краеведения в начальной школе.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.  Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой  Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.

        Как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. Проходим по улицам, не осознавая, что эта земля помнит первых поселенцев, и нашествие древних  кочевников, и крестьянские волнения. Знаем ли мы, сколько уникальных памятников подарила нам природа, сколько богатств таят недра нашей земли? А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!

        И порой настолько удивительное, что другого и нет. Природа не любит повторяться, а история у каждого края своя и уходит корнями вглубь веков.

        Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых, учащихся и студентов. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, субтропики Черноморья…  Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра.  И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных  описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.

Над этой проблемой я работаю уже лет 10. Вопросы краеведения включены в разделы программы А. Плешакова «Мир вокруг нас» и Е. Саплиной «Введение в историю». По окружающему миру вопросы краеведения включены уже с 1 класса.

Изучаются следующие темы:

- Знакомство с полезными ископаемыми.

- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

- Наш город – часть большой страны.

- Реки и моря.

- Разнообразие овощей и фруктов.

2 класс

- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

- Промышленные предприятия своего города.

- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).

- Памятники культуры, их охрана.

- Поверхность и водоёмы своего края.

3 класс.

- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу  России.

- Роль заповедников в охране растений и животных.

- Охрана природы своего края.

4 класс.

- Природные зоны России: степей, пустынь.

- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

- Сбережём природу своего края. (19 часов)

Дети делают много творческих работ, учатся работать с дополнительной литературой, изучают материал самостоятельно.

Например: 4 кл. природоведение. Задания:

- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

- Что ты называешь своим родным краем?

- В какой природной зоне находится ваш край?

- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания

Тесно  работаем с отделом экологического просвещения Богдинско-Баскунчакского заповедника О. Н. Щербаковой, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, Савидовой Е. П.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение.

         В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

3 класс

- Моя родословная.

- Название моего города.

- Герб города. Герб – язык эпохи.

- Памятники истории вокруг нас.

4 класс

- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

- Герб и флаг России. Герб родного города.

В своей работе использую сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

        Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

        Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого и будущего, к природе родного края, перед собой ставлю следующие вопросы: (проблемные)

- Для чего же следует изучать свой край?

-Что изучать?

- Как преподавать краеведческий материал?

        Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.

        Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.

        Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленна внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Работаем в тесном контакте с отделом экологической культуры Богдинско-Баскунчакского заповедника, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, кабинет краеведения СОШ №2.

        Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я – мой город»), значения астраханского края в истории и культуре России (Я – мой город, мой край, моё Отечество»).

        Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

        Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение».

Темы краеведения включены уже с 1 класса (авт. А. Плешаков «Мир вокруг нас»)

1 класс

- Знакомство с полезными ископаемыми.

- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

- Наш город – часть большой страны.

- Реки и моря.

- Разнообразие овощей и фруктов.

2 класс

- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

- Промышленные предприятия своего города.

- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).

- Памятники культуры, их охрана.

- Поверхность и водоёмы своего края.

3 класс.

- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу  России.

- Роль заповедников в охране растений и животных.

- Охрана природы своего края.

4 класс.

- Природные зоны России: степей, пустынь.

- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

- Сбережём природу своего края. (19 часов)

        Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: беседы, экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.д.

Например: 4 кл. природоведение. Задания:

- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

- Что ты называешь своим родным краем?

- В какой природной зоне находится ваш край?

- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания

        На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, составляем тексты описательного характера, пишем сочинения «Весна в нашем крае», «Отдых в лесу» и т.д.

        В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Астраханской области.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение. В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

3 класс

- Моя родословная.

- Название моего города.

- Герб города. Герб – язык эпохи.

- Памятники истории вокруг нас.

4 класс

- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

- Герб и флаг России. Герб родного города.

Материал подготовлен
учителем нач.классов
МОУ СОШ №2
МО «Ахтубинский р-н»

Астраханской области

Макухиной Ларисой
Алексеевной



Предварительный просмотр:

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

ТЕМА: «МОЙ КРАЙ – АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ»

ЦЕЛИ:

1. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМИ БОГАТСТВАМИ, ДОСТОПРИМИЧАТЕЛЬНОСТЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ, ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ.

З. РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ, КАРТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, АТЛАСЫ «МИР И ЧЕЛОВЕК» (у детей)

ХОД УРОКА

Урок начинается со стихотворения З.Александровой: «РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор . . .

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина . . .

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»? (ответы детей)

- Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но что-то объединяет всех людей, живущих в нашем городе. И это ... великая русская река Волга. Могли бы вы представить наш край без неё? (звучит фонограмма песни «Течёт Волга»)

Уч-ся: Издавна на Руси народ называл Волгу - матушкой. С давних пор Волга была главным водным путём России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами.

О, как ты сердцу дорога,

Текущая сквозь годы!

Возвышенные берега,

Взволнованные воды ...

Вольна, безбрежно широка,

Несёшь бессонно грузы,

Как бы в грядущие века

Распахивая шлюзы.

( «Слово о Волге» Я.Белинский ).

Учитель: Вот сегодня и мы совершим путешествие-экспедицию по Волге, по нашему краю — Астраханской области. И в этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите Астрахань на физической карте. Назовите его географическое положение. (Территория нашей Астраханской области простирается с северо-запада на юго-восток вдоль обоих берегов дельты Волги - самой крупной реки Европы - более чем на 400 к.м. Площадь области 44,1 тысячи км2. Астрахань расположена в дельте Волги, которая впадает в Каспийское море)

- Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного-единственного моря — Каспийского. А теперь (В Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое)

- Как вы думаете, почему это стало возможно? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой)

- Много городов поднялось на берегах Волги. Какие?

Много прекрасных, замечательных городов, но, пожалуй, наш один из немногих с богатой и славной историей. А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край. (Дети работают с атласами и картой, все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях).

Природный газ, нефть - топливо без которого невозможна работа промышленности, транспорта. (Аксарайское газоконденсатное месторождение, открыто в 1976г. Самое мощное в Европе. Месторождение нефти открыто в 1954г. в с. Промысловка).

Поваренная соль - используется не только в пищу, без неё не могут обойтись ни пищевая, ни химическая промышленность. (Всероссийская солонка - озеро Баскунчак. В Астраханской области 714 соляных озёр, 1300 солончаков)

Известняк - используется в строительстве, в цементной, металлургической и химической промышленности. (Найден в районе озера Баскунчак и около горы Большое Богдо).

Гипс - из него изготовляют гипсовые плиты, используют в штукатурных работах, из него получают серную кислоту, краски. (Большое месторождение этого белого камня находится в районе озера Баскунчак, на площади около 360 км2.).

Глина - идёт на изготовление кирпича, черепицы, посуды и труб.(Бэровские бугры).

Пески - широко распространены на территории нашей области. Используются в дорожном хозяйстве, металлургии и других отраслях народного хозяйства. Песок основная горная порода Астраханской области.

Лечебные грязи - в состав грязи входят 50 химических элементов, всё это составляет лечебный эффект Астраханских грязей. (Озеро Тинаки, район озера Баскунчак).

Песчаник - строительный материал, зеленовато-серый слоистый камень. (Северная часть Астраханской области).

Астраханит - минерал, который впервые в мире был открыт в нашей области и теперь носит её имя.

- Посетим те места, где расположены месторождения полезных ископаемых. (Дети называют те места области, находят их на карте).

Ахтубинск - источник минеральных вод (Кочевая, Баскунчак), лечебная вода для людей с больным желудком.

Вот как много полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими полезными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас. Человек активно использует полезные ископаемые. С каждым годом их запасы уменьшаются. Поэтому мы должны внимательно и бережно относиться к тому, что нам даровано природой.

Богат наш край животными и растениями. Чтобы узнать, какими, пользуйтесь картой природных зон - степи. (Самостоятельная работа детей с последующим выносом на доску и дополнениями).

Животный мир, так же, как и растительный представлен двумя экологическими группами: животными засушливых территорий и авандельты. В Волго-Каспийском бассейне обитает 80 видов рыб, 20 имеют промысловое значение.

Животные: степной орёл, дрофа, тушканчик, степной жаворонок, суслик, сайгак, змеи и др. Растения: ковыль, тюльпан, лох, вяз, ива, тамарикс, саксаул, полынь, лотос, кувшинка и др. Множество лекарственных растений (используется гербарий}.

Природа много дала нашему краю. А как люди относятся к природе? Откройте атлас, найдите карту «Охрана природы человеком». Здесь много новых знаков - обозначений. О чём они говорят? (Волга -река, которая находится под особой охраной; в нашей области специально высаживаются леса для защиты почвы, т. к. климат не благоприятный. Животные и растения охраняются. На территории Астраханской области, в апреле 1919 года, появился первый в стране заповедник — Астраханский. Он должен был сохранить в неприкосновенности природу, восстановить и защитить редких и исчезающих птиц, охранять рыбные богатства. В 1997 г. организован заповедник «Богдинско-Баскунчакский», находится в Ахтубинском районе. В 1995г. создан государственный природный заказник «Ильменно-Бугровый». Он расположен на территории Икрянинского и Наримановского районов. Западный Ильменно-Бугровый район - уникальное природное образование, не имеющее аналогов в мире. В Астраханской области статус государственных памятников природы имеют 24 объекта).

Нa территории Астраханской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: цингерия, Бибирштейна, лук Регеля, чилим, тюльпан Шренка, лотос орехоносный, шароцветник волжский.

Для Астраханской области известно 27 видов насекомых, занесенных в Красную книгу Р.Ф.(дыбка степная,  махаон и др.)

Обитают редкие животные и птицы: дрофа, журавль-красавка, выхухоль, перевязка, авдотка. беркут, караваика, орлан-белохвост, фламинго и др.

- Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом нам тоже может рассказать карта.

- Тысячи лет прошли с тех пор,как первые люди заселили территорию Астраханского края. На месте их селений растут города и сёла. Бескрайняя степь, в которой они пасли свои стада, распахана. Великая Волга, перекрытая плотинами, не похожа на древнюю реку. Родина - это наши астраханские степи и великая Волга. Здесь, как вихрь, проносились монгольские завоеватели и чинно вышагивали заморские купцы. Здесь чинил суд Степан Разин и творил славу Росси Пётр 1. Многое в прошлом. Город стареет, как стареют люди. Разрушены церкви, саженны н огне гражданской войны великие памятники истории и культуры, и лишь старые названия ещё напоминают о прошлом: «Татар-базар», «Большие Исады», «Ахтуба» ... С первых же лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда едут купцы, путешественники, ученные. Немецкий поэт Пауль Флеминг, побывав в Астрахани, в 1636 году писал:

«Цвети и здравствуй здесь за крепкими стенами,

Чьи камни Тамерлан ещё топтал конями.

А ныне вновь стоят - царям Руси оплот.

Здесь три недели мы гостили без забот.

Так здравствуй и цвети!

Теперь-то мы узнали,

Какой прекрасный край в пути мы повстречали».

Помни свой город. Делай всё возможное, чтобы восстановить и сохранить его историю и культуру. Нельзя быть настоящим человеком, не любя свой город, как нельзя создавать будущее, не зная великого прошлого, нашей истории.

- Из сёл, малых городов области вышли известные исследователи, путешественники, писатели, артисты, учёные. В городе Ахтубинске - авиационной столице России, живёт много знаменитых лётчиков-испытателей, инженеров. Многие улицы Ахтубинска названы в их честь. И я надеюсь, что вы, когда вырастете, приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его ещё лучше, ещё краше.

Наше путешествие подходит к концу. Что же вы вынесли из него? Что узнали? Что почувствовали? (Ответы детей)

И закончим мы наш урок стихотворением Н.Мордовиной «Лотос»:

Снова скоро у самого устья

Волга алый накинет платок-

Это сотни бутонов распустит

Лотос - дельты заветный цветок ...

Роза Каспия — огненный лотос

Распылался над синью речной.

 Вечным таинством света и цвета

Манит лотос людские умы ...

Лотос, к счастью, вы слышите это?

 Да к добру ли для лотоса - мы?

Мы, щадить не умевшие сразу

Ни земли, ни воды, ни цветка ...

Лотос - к счастью ...

Вся - к счастью - природа!

Оттого-то и дышим - пока.

Макухина Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №2

МО «Ахтубинский район»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

краеведение в начальной школе

календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе...

Краеведение в начальной школе.

Краеведение в начальной школе. Город Тула....

Изучение вопросов краеведения в начальной школе.

Методическое пособие создано для того, чтобы приблизить требования умений и навыков учащихся начальной школы к требованиям знаний и умений в основном звене обучения.В этом пособии я собрала, отразила ...