Изучение вопросов краеведения в начальной школе.
методическая разработка (2 класс) на тему

Аверьянова Надежда Петровна

Методическое пособие создано для того, чтобы приблизить требования умений и навыков учащихся начальной школы к требованиям знаний и умений в основном звене обучения.В этом пособии я собрала, отразила материалы по природоведению и окружающему миру,стихи, тесты и материал для любознательных детей.Пособие расчитано на учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

                                                 Изучение  вопросов        

                  географического краеведения

                             в начальной школе

                             Методическое  пособие                                  

                                                                            Составитель: Аверьянова Н.П.

                                                                                                                        учитель географии

                                                                                                     МОУ Игринской СОШ №5

                                                                                                2009 г.

                                           Оглавление

Введение                                                                          стр.2

Наш край на карте                                                           стр. 4

План местности                                                               стр. 4

Ориентирование на местности                                      стр. 5

Рельеф Удмуртии                                                            стр. 6

Полезные ископаемые Удмуртии                                  стр. 7

Воды нашей местности                                                   стр.8

Почвы Удмуртии                                                             стр.10

Природные комплексы Удмуртии                                 стр. 11

Памятники природы                                                        стр. 14

Организация фенологических наблюдений                  стр. 15

Литература                                                                        стр. 16

           Введение.

      На бескрайних просторах нашей России имеется уголок, который мы называем Удмуртией. Для всех нас, кто родился и проживает на ее территории, Удмуртия является родиной. Наша республика невелика, но все же может сравниться по площади территории с такими странами Европы, как  Бельгия, Нидерланды, Швейцария.

Среди республик России  она занимает 11 место.

      Удмуртия – край лесов, полей, рек  и звенящих родников. Недаром ее называют «родниковым краем».Не удивительно, что население всегда интересуется теми местами, где оно живет. Не исключением являются и учащиеся начальной школы. От того ,что и как они узнают о своем крае от учителя, будет зависеть в будущем  их интерес к таким предметам как география и биология, а так же, возможно, и их будущее – останутся они жить в Удмуртии или нет.

        Данное пособие создано в помощь учителям начальных классов, чтобы помочь им в преподавании наиболее сложных вопросов краеведческого направления, входящих в программу начальной школы Географическое  краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельностью человека.. Оно дает возможность учащимся глубже изучить свой край, местность, где они живут. Надеюсь, вы сможете узнать много нового для себя и помочь детям усвоить материал, который пригодится им в будущем.Учителя географии вам будут только благодарны за прочные знания ваших детей.

       В данном пособии вы найдете материалы по проведению практических работ по различным темам, интересные задания и справочные материалы, темы для проектной деятельности, а так же интересные материалы для любознательных  и стихи, которые могут разнообразить урок,придать ему эмоциональность. Объем материала значительно больше, чем  может вместить в себя одно занятие по данной теме.. Но материалы можно делить на части, отбирая необходимые в соответствии с возрастом детей и уровнем подготовленности класса, индивидуальными особенностями детей. Более подробно в данном пособии разработана тема «Наш край на карте», который включает в себя 3 урока. Здесь сделана попытка разработки готовых уроков, т.к. для учителя начальных классов эта тема достаточно сложна и требует значительной подготовленности педагога. В дальнейшем представлены только материалы, которые помогут учителю разработать уроки самим. Представленный материал универсален. Его можно  использовать и для внеклассной и кружковой работы. Специальные рекомендации  должны  настроить учителя на изучаемую тему .

                                                                   Желаю успеха!

                                                                                                                                                   

                                                                   

         

                       

               

Мой родной, мой земной,

                                                мой кружащийся шар!

                                     Солнце в жарких руках,

                                               наклоняясь, как гончар,

                                      вертит влажную глину,

                                               с любовью лепя,

                                      округляя, лаская,

                                               рождая тебя.

                                      Керамической печью

                                               космических бурь

                                       обжигает бока

                                               и наводит глазурь,

                                       наливает в тебя

                                                голубые моря,

                                      и где надо, – закат,

                                                и где надо, - заря.

                                     И когда ты отделан

                                                и весь обожжен,

                                      солнце чудо свое

                                               обмывает дождем  

                                      и отходит за воздух

                                                и за облака

                                      посмотреть на творенье

                                               издалека.

                                     Ни отнять, ни прибавить-

                                               такая краса!  

                                     до чего ж этот шар

                                               гончару удался!

                                     Он, руками лучей

                                              сквозь туманы светя,

                                     дарит нам свое чудо:

                                              бери, мол, дитя!

                                     Дорожи, не разбей:

                                              на гончарном кругу

                                     я удачи такой

                                              повторить не смогу!

                                                                   С. Кирсанов.

                                           

 

                       

                                                             

                                                                       

                                                   Наш край на карте.

     Что необходимо путешественнику для того, чтобы отправиться в путь и не заблудиться? Конечно же карта. Вот и мы запасемся такой картой, а лучше всего целым набором карт, который называется  атласом . Нам потребуется атласУдмуртии. Давайте познакомимся с ним, перелистаем его страницы.

  Задание: 1.Назовите, какие карты входят в атлас Удмуртии? Какие из них  вам уже знакомы?

        Чаще всего нам придется работать с физической картой.

На первый взгляд на ней ничего не понятно. Но давайте присмотримся. Вот тянутся голубые линии – это реки. А вот маленькие кружочки с надписями – это города и поселки. Все объекты на карте наносятся условными знаками: цветом, линиями, пунсонами и т.д. На карте все расстояния уменьшены в сотни, а то и в тысячи раз. При таком уменьшении невозможно показать  не только дома, но даже города, отразить ширину рек.                                            

 Задания:1.Найдите границу Удмуртии. Каким условным знаком она   нанесена?                                                

               2.Найдите крупнейшие реки – Каму и  Вятку    

 Границы и реки обозначаются линейными условными знаками                                              

                                                                                                                                                             

  Задания:1. Найдите столицу Удмуртии – город Ижевск.

                 2.Найдите на карте расположение  вашего  районного  центра.  Как он называется?

Условный знак  населенного  пункта называется  пунсоном.            

            С пунсонами и линиями мы разобрались. Но что же обозначает цвет? Может это леса и луга, ведь они зеленого цвета, а желтый – это песок? Нет, зеленый цвет показывает низменности – пониженные участки равнин. А желтый или разные оттенки коричневого цвета обозначают возвышенности. В этом вы убедитесь,  если взглянете на карту и прочитаете названия.

                                                   

Задания: 1.Где вы проживаете: на равнине  или возвышенности. Определите это по   физической    карте. 2.Какие еще условные знаки  использованы   на карте?                                              

Для любознательных: Площадь Удмуртии составляет  примерно 42 тысячи квадратных километров.  Она больше, чем государства Западной Европы, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария и приближается по размерам к Дании. Среди республик России – 11 место. Территория простирается с севера на юг на 320 км, с запада на восток – на 200 км.

Рекомендации учителю: Необходимо иметь физическую карту Удмуртии, атласы Удмуртии ( они есть в школьной библиотеке или кабинете географии), для сравнения иметь физическую  карту полушарий. Рассмотреть условные знаки карты и плана. Основные знаки , в качестве домашнего задания, зарисовать в тетрадях. Желательно иметь комплект знаков для демонстрации на доске.

                           

                                                  План местности.

     Вы конечно уже знакомы с планом местности. Давайте вместе вспомним, что это такое.

Справка:  План местности – это уменьшенное изображение на бумаге  небольшого участка местности с помощью условных знаков.  

 Читать план местности- это значит знать, что обозначают условные знаки, уметь находить их на плане, определять по плану направления и расстояния с помощью масштаба.

  Задания .1.  Как можно изобразить школьный двор или любой участок местности? Все ли можно отобразить с помощью фотографии или рисунка? А если посмотреть на землю с птичьего полета, что мы увидим? .Как будут выглядеть дома,   реки , деревья? Попробуйте изобразить их в тетради.

          Если мы изобразим местность как вид сверху, в уменьшенном виде , заменив рисунки объектов условными знаками, то получим план местности.

 Задания:  1. Рассмотрите условные знаки плана местности. Как обозначаются предметы  на плане?

                  2. Чем отличаются условные знаки на плане и на  карте?

                  3. Постарайтесь сформулировать, чем отличается план местности от географической  карты.

       Конечно, вы поняли, что на плане местности изображается небольшой участок поверхности земли, а на карте помещается республика, целая страна или даже весь мир. И условные знаки  на плане  и карте тоже в основном разные.

Практическая работа №1:Прочитайте с помощью условных  знаков, что изображено на плане  местности. Для этого воспользуйтесь  нашей подсказкой.                                                                                                    

Рекомендации учителю: для работы приготовить планы местности, их можно заменить ксерокопиями учебных планов, желательно, хотя бы один на парту. Не обязательно требовать от учащихся  через чур многих отличий плана и карты. Главное – общие представления, такие как : разные условные знаки, охват территории, в каких случаях используется план, а когда карта или глобус.

                                                                                                                             

                                              Ориентирование на местности.

Справка: Ориентироваться -это значит научиться определять свое местоположение    на местности.

Ориентирование по местным признакам.

Издавна люди   могли легко ориентироваться  в лесу, в незнакомом  месте по особым признакам и приметам. Так было замечено, что стаи уток и гусей весной летят на север, а осенью- на юг. Солнце утром встает на востоке, а садится на западе, в полдень бывает на юге. А если нет солнца и идет дождь? На помощь приходят местные приметы. Так если вы около дерева увидели  муравейник, то он покажет, где север, а где юг. Муравьи строят свои жилища чаще всего с южной стороны дерева или пня. А вот лишайники любят селиться на северной стороне ствола дерева, так как боятся прямых солнечных лучей. Ветви деревьев бывают гуще и длиннее с южной стороны дерева. Но это касается только отдельно стоящих деревьев, а не в лесу, где эти различия мало заметны.

Задания:  1. Вспомните, какие еще местные приметы вам известны. Расспросите своих родителей, если не знаете сами или найдите в книгах.  Запишите себе в тетрадь, а лучше сделайте книжку – малышку с яркими иллюстрациями.  

Ориентирование по компасу.

Справка: Компас- это прибор для определения сторон горизонта.

Ориентирование по компасу наиболее точный способ ориентирования. Им можно пользоваться как днем ,так и ночью, в солнечную и пасмурную погоду.

  Азимут – это угол между северным направлением стрелки компаса и направлением на предмет на местности.    Определяется в градусах. Они показаны цифрами на лимбе. Азимутом пользуются тогда, когда направления на местности не совпадают с северным или южным , западным и восточным.

Задания: 1. Рассмотрите компас. Из чего он состоит? Найдите корпус,  магнитную стрелку, круг с делениями – лимб. Что обозначают буквы С, Ю.В.З.?  Для чего служит стрелка?

Помните: компас поможет только тому, кто может им пользоваться!

Попробуем этому научиться.

Практическая работа №2. Ориентирование по компасу. ( базовый уровень)                                                    

 1.Положите компас на ровную поверхность.

2.Соориентируйте компас по сторонам горизонта:

    - вращая корпус компаса добейтесь, чтобы острый конец стрелки ( у разных компасов по цвету он отличается: есть компасы , где северный конец белый, голубой или даже красный. Перед использованием компаса выясните это сначала сами),  показывал  на север (направление  совпало с буквой С на лимбе)  

   - найдите, где будет юг, восток, запад.

   - назовите  предметы ,находящиеся по всем четырем направлениям.  

Практическая работа №2 . Определение направлений и ориентирование по азимуту.

 ( задание повышенной сложности)

 1. Сориентируйте компас по сторонам горизонта, как указано выше, в первом варианте работы.

2.Определите азимут основных направлений: север ( 0 или 360 градусов), юг (180), восток (90), запад (270 градусов).

3. Определите азимуты 3-5 предметов на местности  Запишите данные в тетрадь.  

Рекомендации учителю: Желательно компасы иметь на каждого ученика или, в крайнем случае, один на двоих. Если практическая работа вызывает у вас затруднения- проконсультируйтесь у учителя географии или ОБЖ, руководителя туристического кружка.

Дополнительный материал к теме.

Направьте стрелку часовую                            

На Солнце, в точку золотую                            

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол ( важен он для нас).                                                                                                                                          

Делите угол  пополам

И сразу юг найдете там.

                                             Рельеф  Удмуртии.

                                                                             

                                                                                   Хребтами горбились породы,

                                                                                   Взрывались, плавились, кипя,

                                                                                  И миллионы лет природа

                                                                                  Лепила самое себя…

                                                                                                      С.Щипачев.

                                                                               

Справка: Рельеф – это совокупность всех неровностей поверхности земли

 ( горы, возвышенности, впадины и т.д.)  

Равнины бывают плоские и холмистые. Если на равнине повышений и понижений нет, то ее называют плоской. Мы живем на холмистой равнине, где пониженные участки местности чередуются с повышениями.

Низменности – равнины ,имеющие высоту до 200 метров ( определяют по шкале высот)

Возвышенности- равнины, имеющие высоту от 200 до 500 метров.

Задания: 1. Вспомните, какими условными знаками обозначаются равнины,        горы, возвышенности и другие формы рельефа?

                2. Найдите на карте Удмуртии  участки  плоских  равнин ,  возвышенности. Назовите самые  крупные из них.

                 3. Найдите свой поселок (город). Определите, в пределах  какой формы рельефа он расположен.

                 4. Что такое овраги? Где чаще всего они образуются – на низменностях или возвышенностях?  

                 5. Подумайте и предложите свой вариант закрепления оврагов. Обсудите со своими товарищами  все предложенные варианты и выберите  наиболее эффективные.

 Проектная деятельность: Дома сделайте макет оврага,

используя глину, пластилин или папье-маше.

Рекомендации учителю: Лучше делать упор на работу с картой, дополняя наглядным материалом – фотографиями, картинами, рисунками, показом слайдов Можно предложить учащимся создать галерею форм рельефа: подобрать иллюстрации, наклеить на бумагу и подписать их названия. Можно предложить подобрать стихи о формах рельефа или ,при наличии особо одаренных детей , нарисовать или написать стихи самим. В качестве контроля знаний провести тест:

  1.Рельеф это                                                                    2. Мы живем на

А) возвышенности                                                      А) плоской равнине

 Б) горы                                                                         Б) в горах

В)равнины                                                                    В) на холмистой равнине

Г) неровности земной поверхности

3.Самой крупной возвышенностью              4. На картах рельеф местности

                                                                                 обозначают

 в Удмуртии является:                                                      А) цветом

А) Верхнекамская                                                             Б) штриховкой

Б) Сарапульская                                                                В) линиями

В) Красногорская                                                              Г) пунсонами

Г) Тыловайско – Кионгопская

5.Главным природным бедствием, разрушающим плодородные земли, в нашей местности являются

А) землетрясения

Б) овраги

В) наводнения

                                                                                                                                                           

                             

     Полезные ископаемые Удмуртии.

Справка: Полезные ископаемые- это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

Задания: 1. Вспомните все, что вы знаете о подземных богатствах. Имеются ли в окрестностях вашего населенного пункта места, где добывают полезные  ископаемые? Что добывают? Где используются добытые богатства?  

 Проектная деятельность. Соберите коллекцию полезных ископаемых своей местности и опишите ее по плану.

                         План описания:

1.Название полезного ископаемого.

2. Основные свойства ( цвет, состав , плотность, твердость )

3. Использование и значение полезного ископаемого.

4. Места добычи.

Самые распространенные полезные ископаемые в нашей местности – песок и глина. Можно провести работу по установлению их свойств.

Практическая работа №3: Изучение свойств песка и глины.

1. Возьмите образцы песка и глины, рассмотрите их и определите их цвет.

2. Рассмотрите песок под лупой. Из чего он состоит? То же самое проделайте с глиной. В чем отличие их по составу?

3. Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

4. Слегка намочите глину и помните ее. Какое свойство вы обнаружили? Обладает ли этим свойством песок?

5.Укрепите в штативах    две воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в воронки доверху воды. Наблюдайте. Какие свойства пески и глины вы обнаружили?   Сделайте выводы о свойствах песка и глины.

                                             

     

  Практическая работа №4. Изучение свойств нефти .( по возможности)

1.Рассмотрите образец нефти. Чем нефть отличается от других полезных ископаемых?

2.Какого цвета нефть в бутылочке?

3.В стакан с водой налейте несколько капель нефти. Что вы наблюдаете? Какое свойство нефти вы обнаружили?

4.Пропитайте вату небольшим количеством нефти и понюхайте. Какое свойство нефти при этом обнаружилось?

5.Положите пропитанную ватку на лист бумаги. Что вы обнаружили? Какое свойство нефти вы наблюдаете при этом?

Практическая работа №5. Изучение свойств торфа.

1. Определите цвет сухого и сырого торфа. В чем между ними различия?

2. Рассмотрите кусочек сухого торфа под лупой. Из чего он состоит? Попробуйте определить составные части торфа. На что они похожи?

3. Возьмите кусочек торфа и такой же по величине кусочек глины. Сравните их по весу.

4.Кусочек сухого торфа бросьте в воду. Тонет ли торф?

5.Полодите кусочек сухого торфа в блюдце с водой. Наблюдайте, что произойдет. Какие свойства торфа вы обнаружили?

Демонстрация опыта учителем: горение торфа. Вывод делают ученики.                                                                                                                                                            

Обобщение полученных знаний:

Дайте характеристику каждому полезному ископаемому.   Заполните таблицу:

Названия полезных. ископаемых

Основные свойства

 Использование.

Рекомендации учителю: Для проведения занятий необходимо иметь коллекцию горных пород и минералов. Предложенные практические работы можно выполнять как  в качестве демонстрации, так и в парах . Хорошо, если можно провести все работы. В качестве контроля проводится небольшой тест.

                                                       Примерный тест

1.Что относится к горючим   полезным ископаемым

А) торф

Б) древесина

В) гранит

Д) песок

2. В каком из предложенных вариантов все полезные ископаемые являются строительными материалами

А) Гранит, нефть, песок

Б) Глина, песок, известняк

В) торф, известняк, глина

3. Выберите свойство, которое принадлежит только нефти

А) твердость

Б) наличие запаха

В) пластичность

Г) отсутствие цвета

4. В нашей местности добывают                               5.Торф состоит из

А) каменный уголь                                                      А) частиц глины

Б) железную руду                                                        Б) частиц глины и песка

В) нефть                                                                        В) растительных остатков

Г) известняк                                                                            

           

                                                 Воды   нашей местности.  

                                                                           Вот отсюда, именно отсюда,

                                                                           Из глубин лесного родника

                                                                           Выбегает голубое чудо –

                                                                           Русская великая река.

                                                                                                            Н. Палькин

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!  

                                                                        Антуан де Сент – Экзюпери.

                                                               

 Справка: Внутренние воды Удмуртии представлены реками, озерами, прудами, минеральными источниками, болотами, подземными водами. В республике насчитывается более 500 рек.

Река – это постоянный поток воды текущий в выработанном им углублении земной поверхности – русле реки.

Исток- начало реки.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Озеро – скопление воды в природном углублении.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Минеральные воды – подземные воды с повышенным содержанием растворенных в них солей.

                                                                                                                                                         

Задания: 1. Вспомните, какими условными знаками обозначаются на карте реки, озера, болота. Если не помните, то найдите эти условные знаки в легенде карты.

2. Как определить правый и левый берег реки? Правые и левые притоки?

3. Вода – это минерал, полезное ископаемое. Какими свойствами полезных ископаемых она обладает?

4. Найдите на карте Удмуртии крупные реки: Каму, Вятку и их притоки – Чепцу, Иж, Кильмезь, а так же приток Кильмези – реку Валу.

5. Найдите на карте р. Лозу .Где она берет начало? В какую реку она впадает? Что вы можете рассказать о р. Лозе? Как используется вода реки?

6.В чем различие между прудом и озером? Каково значение прудов?

7. Где в республике много болот? Около каких рек они чаще встречаются? Какое полезное ископаемое  из них добывают? В чем еще польза болот? Имеются ли болота около п. Игра?                                                  

8. Найдите на карте источники минеральных вод. Что вы о них знаете? Где используется минеральная вода?

Экскурсии : 1. Если имеется возможность, то сходить на родник. Понаблюдайте, как выходит вода на поверхность земли. Узнайте, замерзает ли родник зимой ( не замерзает, т.к. температура подземной воды около +4 градусов, что выше температуры окружающего воздуха)?Почему в роднике вода летом холодная и чистая? Как используется родник? Что нужно делать, чтобы сохранить воду в роднике чистой?

2. Экскурсия на пруд или болото ( что ближе к школе). Как образовался данный водный объект? Какими водами подпитывается?   По каким признакам можно отличить болото от других водных источников? Как используется ? Какая растительность характерна для болот и берега пруда?

Практическая работа №6.Определение свойств воды.

1.Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Имеет ли вода запах?

2.Налейте немного воды на стекло. Что происходит с водой? Какое свойство воды вы обнаружили?

3 В стакан с чистой водой положите ложку. Видна ли она? Сделайте вывод.

4.Бросьте в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем – соли Что происходит?

5. Бросьте в стакан немного глины или песка, размешайте и дайте отстояться. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?

6* Что бы было, если бы вода растворяла все имеющиеся в природе горные породы и минералы?

Для любознательных:1. Когда-то в далеком прошлом  реки Удмуртии несли свои воды в Северный Ледовитый океан. Но древний ледник преградил им путь, изменил направление. Реки, сделав петлю ( это видно на карте),повернули свои воды на юг.                                                                                                                                  

2. На территории республики насчитывается около 800 прудов.

 Самые большие из них Ижевский, Воткинский, Камбарский и Пудемский

3. Удмуртия богата минеральными водами и лечебными грязями. Наиболее известны Ижевский минеральный источник и лечебные грязи Варзи – Ятчинского торфяного болота. Но наиболее крупные месторождения торфяных грязей имеются в Сюмсинском, Глазовском,  Увинском и Вавожском районах, в бассейнах рек Кильмези, Чепцы, Ижа. Их использование пока недостаточно.

Рекомендации учителю. Это  одна из трудных тем , изучаемых в школе. Представления детей на бытовом уровне достаточно хорошие .Но при изучении приходится усваивать много специальных терминов. Поэтому рекомендуется наряду с тестом провести диктант на знание терминологии.

                                                   Примерный тест.

1. Крупнейшими реками

Удмуртии являются                          2.Самый большой пруд республики

А)Кама и Чепца                                                                  а) Воткинский

Б) Вятка и Вала                                                                  б) Ижевский

В) Вятка и Кама                                                                  в) Камбарский

Г) Чепца и Кильмезь                                                           г) Пудемский

3.Болота , как правило, размещаются                4)Самая чистая вода бывает

А) на водоразделах рек                                                    а) в реках                                                                  

Б) на возвышенностях                                                      б) в прудах

В) в долинах рек                                                                в) в родниках

                                                                                             Г)в болотах

5)Реки используются для

А) для судоходства

Б) ловли рыбы

В) обеспечения промышленности и населения водой

Г) для всего выше сказанного

                                                            Дополнение к теме.

         Родник                                                                             ***      

В глуши лесной, в глуши зеленой,                        Текла, извивалась, блестела

Всегда тенистой и сырой,                                  Река меж зеленых лугов.

В крутом овраге под горой                                 А стала недвижной и белой,

Бьет из камней родник студеный                     Чуть- чуть голубее снегов.

Кипит, играет и спешит,                                   Она покорилась оковам,

Крутясь хрустальными клубами,                       Не знаешь, бежит ли вода

И под ветвистыми дубами                                 Под белым волнистым

                                                                                                       покровом

Стеклом расплавленным бежит.                      И верстами крепкого льда.

                                                                                                 

А небеса и лес нагорный                                      Чернеют прибрежные ивы,

Глядят, задумавшись в тиши,                           Из снега торчат тростники,

И в светлой влаге голыши                                   Едва намечая извивы

Дрожат мозаикой узорной.                               Пропавшей под снегом реки.

                    И.Бунин                                                                           С.Маршак

                                                                                                 

                                               Почвы.

      «Почвы и грунты есть  непосредственный результат совокупного,

  весьма тесного, векового взаимодействия между водой, воздухом, землей с

 одной стороны, растительными и животными организмами и возрастом  страны – с другой»                  

                                                                                        Докучаев В.В.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью, глядишь, вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, капусты, моркови или помидор. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

                                                                                                                                      М.Ильин, Е.Сегал

Справка: Почва- это верхний рыхлый плодородный слой

 земли на котором растут растения.

Капилляры – мельчайшие промежутки между частицами почвы по которым  передвигается вода с растворенными в ней питательными веществами .

Плодородие –это основное свойство почвы , способствующее питанию и росту растений.

Подзол – бедная питательными веществами почва белесого ( похожего на золу) цвета .

Эрозия – процесс разрушения почв.

 В Удмуртии имеются дерново-подзолистые, серые лесные оподзоленные, дерново-карбонатные, пойменные и болотные почвы.

Дерново - подзолистые почвы. Занимают почти 2/3 республики. Встречаются повсеместно, кроме речных пойм. Чаще всего бывают песчаными и супесчаными. Плодородие зависит от степени оподзоленности, а оно, в свою очередь, от состава растительности, под которой формировались эти почвы. Так под хвойными лесами, где растительного опада мало, развиваются подзолистые почвы. А под широколиственными лесами – серые лесные оподзоленные. Они отличаются от дерново- подзолистых почв хорошо развитым перегнойным ( гумусовым) горизонтом и более темной окраской. Они чаще бывают глинистыми и суглинистыми. Дерново – карбонатные почвы отличаются от всех темно – коричневым цветом. Залегают по вершинам высоких увалов (холмов) в  восточных и южных районах                                                

республики.  Это самые плодородные почвы в Удмуртии. Их мало, всего 2,7% территории.                                                                                                                                                          

Пойменные почвы формируются под лугово-травянистой растительностью в долинах рек. Содержат достаточно много элементов питания. На них хорошо растут любые культуры.

Болотные почвы отличаются  высокой влажностью. Верхний торфяной слой состоит из растительных остатков разной степени разложения.

Задания: 1.Соберите образцы почв со своих огородов, из района болота, с поймы реки. Объедините их в коллекцию.

Внимательно рассмотрите . Чем они похожи, чем отличаются? Рассмотрите почву с помощью лупы. Из чего она состоит?  Как вы думаете, какая из этих почв более плодородная? Объясните свой выбор.

2* Чем питаются растения, если их корни уходят глубоко в землю, а плодородный гумусовый слой находится на поверхности?

3* Почему болотный торф нельзя сразу вносить в почву в качестве удобрения?

Практическая работа №7 ( демонстрационная).Определение свойств почвы.

1.Учитель положил немного почвы в железную баночку и поставил ее на огонь ( лабораторная плитка, спиртовка).О чем говорит появившийся над банкой дым и распространившийся запах?

2. Подержите над банкой стекло. Что произошло со стеклом? Почему?

3. Насыпать немного прокаленной почвы в стакан с водой и размешайте. Дайте отстояться. Что вы видите на дне стакана?

4. Возьмите кусочек сухой почвы и бросьте в стакан с водой. Что выделилось из почвы?

Сделайте вывод о свойствах почвы.

Проектная работа: Сбор и оформление коллекции почв своей местности для кабинета.

 Для любознательных: Почва образуется очень медленно . За 100 лет всего на 1 см. Но быстро разрушается водой и ветром. Бедствие для Удмуртии -  водная эрозия. Ей подвержены 73 % всех почв республики.

Рекомендации учителю: К данной теме учителю необходимо готовиться заранее. Подготовить образцы почвы для опытов по определению их свойств, лучше иметь их 2-3  вида разных типов, один из них – торфянистую ( болотную). Хотя данная  тема небольшая по объему, но контроль знаний можно провести в виде теста.

                                                        Тест (примерный).

1. Самыми распространенными почвами Удмуртии являются:

А) дерново- карбонатные

Б) дерново- подзолистые

В)Пойменные

Г) болотные

2. Самыми плодородными почвами Удмуртии

 являются                                                                        4.Почва состоит  из                                                                                

А) дерново подзолистые                                                а) перегноя

Б) дерново – подзолистые                                             б)песка                                                                                                                  В) пойменные                                                                в)глинистых частиц

Г) болотные                                                                  г) всего выше названного

3. Какая почва сама является              5. Процесс разрушения почв называется

удобрением                                                                      а) коррозия                            

А) дерново- подзолистая                                                 б) эрозия

Б) дерново- карбонатная                                                  в) вымывание

В) серая лесная                                                                г) выветривание

Г) болотная                                                                       

                                                                                                                                                                                                     

                                     Природные комплексы Удмуртии.

                                Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний

                                  для   человека.

                                                                             Вольтер.                                                                      

                                  Природа – единственная книга, содержание которой

                                 одинаково значительно на всех страницах.

                                                                                           И.В.Гете                                                            

Справка. Природа – это всеобщая система, состоящая из естественных, в том числе измененных человеком предметов и явлений, из технических сооружений, рассматриваемых с точки зрения тех свойств, которые влияют на окружающую среду, а так же людей как биологического вида.

 Природный комплекс ( слово «комплекс» в переводе с латинского «сочетание»)- это сочетание компонентов природы,  находящихся в сложном взаимодействии ,на определенной территории.

Компоненты природы – это составные части природного комплекса- вода, воздух, почва, растительность,  животные, горные породы.

Природные зоны- это крупные природные комплексы, обладающие общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира и закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.

Задания: 1.В какой природной зоне вы живете?  Используйте для ответа карту природных зон России и Удмуртии.

2.Вспомните, какая растительность характерна для вашей местности. Есть ли в окрестностях вашей школы лес? Какие деревья растут в лесу? Какие из них относятся к лиственным, а какие к хвойным? Что вы знаете об этих деревьях?

3. Какой лес в окрестностях вашего населенного пункта: хвойный, лиственный, смешанный? По каким признакам вы определили?                                            

4. Какие животные живут в вашем лесу? Как они приспособлены к жизни на деревьях, на земле?

Научитесь рассказывать о животных по следующему плану: название животного; зверь, рыба, птица, насекомое; внешний вид; где обитает; чем питается;  какую роль играет в природе; какое значение имеет для человека, как охраняется.

5. Подберите дома рисунки разных животных своей местности или нарисуйте сами.  Оформите на альбомном  листе или изготовьте книжку – малышку.

6.Почему растения в лесу растут «этажами»?

7. Какую пользу приносит лес?

8. Какие еще природные комплексы имеются в вашей местности? Дайте им краткую характеристику. Из каких природных компонентов они состоят? В чем отличие данных компонентов от компонентов ПК леса? Найдите основных представителей растительного мира данных ПК в гербарии.

9. Какие природные компоненты в нашей местности нуждаются в охране?

10. Составьте правила поведения в природе. Обсудите их с товарищами.

Экскурсия:  на пойму реки и склон речной долины.

Ознакомление с природными комплексами пойменного луга и ПК склона речной долины.

Сравнить почвы, растительность этих ПК. В ходе экскурсии найти ответы  на вопросы:

1. Какова растительность ПК? Какие растения здесь произрастают : влаголюбивые или засухоустойчивые? Чем отличаются условия их произрастания? Что произойдет с каждым из этих комплексов при изменении водного режима- увеличения или уменьшения поступления влаги?

Какое воздействие на эти комплексы оказывает человек? Найти проявления этого влияния.

Результаты экскурсии оформить в тетрадях.

Практическая работа №8 с гербарием растений.

1 Выберите из гербария образцы деревьев своей местности. Какие из них относятся к хвойным породам, а какие к лиственным? Назовите их.

                                                                                                                                                           

*Почему лиственница  относится к хвойным породам деревьев.? Укажите ее  отличительные признаки от других хвойных пород.

2.Выберите из гербария образцы травянистых растений, произрастающих в нашей местности. Какие из них вы встречали на лугу, а какие в лесу? Чем отличаются условия их произрастания?

* Что будет с растениями, если их поменять местами: лесные поместить расти на луг, а луговые – в лес?

Для любознательных. В Удмуртии насчитывается около 1400 видов растений. Среди них как северные, так и южные виды. Многие растения  и животные нуждаются в охране. Среди растений это лилии- саранка и опушенная , ирисы, орхидные – венерин башмачок (3 вида), пыльцеголовник красный, любка зеленоцветная,  дремлик, калипсо, пальчатокоренник красный, а так же адонис,прострел раскрытый, ветреница лесная и другие. Из животных к редким относят европейскую норку, колонок, росомаха, черный аист, сапсан,орлан- белохвост, филин, из рыб –белуга, осетр, форель и др.

Рекомендации учителю. Несмотря на видимую простоту,  тема природных комплексов является сложной, т.к. учащимся необходимо иметь навыки логического мышления. Взаимосвязи в природном комплексе не все ученики могут представить из-за большого набора составляющих природных компонентов. Поэтому учителю необходимо рассмотреть как можно больше ПК. Для  этого желательно подобрать иллюстративный материал-  виды различных мест природы, растений и животных в рисунках и фотографиях По возможности приготовить раздаточный материал в виде фотографий природных

комплексов окрестностей школы и своей местности. Экскурсию можно провести в виде маршрута, охватывающего разные ПК, чтобы учащиеся могли сравнить и найти отличия одного комплекса от другого.

                                                                   Тест (примерный)..

1. Заполните пропуски.

В районе нашей школы встречаются __________комплексы  болота, ________________ и _________.

Природные комплексы состоят из________________  _________________. К ним относят воду, ________, горные породы,  _____________, ___________, почву.

                                                         

2.К лиственным породам нашего                                             3. К растениям луга

  леса относят                                                                                  относят                                                                                      

А) лиственница, кедр, осина                                                         а) клевер, папоротник, мятлик

Б) береза, осина, липа                                                                    б) клевер, мятлик, медуница

В) лиственница, осина, береза                                                       в)Мятлик, клевер, тимофеевка

             

4. В наших лесах встречаются                                                5.Природные комплексы изменяются

А) лоси, медведи, суслики                                                         под воздействием

Б) волки, лисы, шакалы                                                               а) человека

В) лоси, волки, медведи                                                              б) изменения одного из    

                                                                                                          компонентов природы

                                                                                                     В) в обоих названных случаях

                                                   Дополнение к теме.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

                             Самед Вургун.

            Болото.                                                                                       Лес осенью.

Я целый час болотом занимался.                                            Меж редеющих верхушек

Там белоус торчит, как щетка жесткий;                           Показалась синева

Там словно пруд зеленый разлился;                                        Зашумела у опушек

Лягушка, взгромоздясь,                                                           Ярко – желтая листва.

                    как на подмостки,

На старый пень, торчащий их воды,                                    Птиц не слышно

На солнце нежится и дремлет…Белым                             .Треснет мелкий                                        

Пушком одеты тощие цветы   ;                                          Обломившийся сучок.                                                                                                                                                     Над ними мошки вьются роем целым  ;                               И, хвостом мелькая, белка                                                                                        Лишь незабудок синих бирюза                                                Легкий делает прыжок.

Кругом глядит умильно мне в глаза,                                     Стала ель в лесу заметней -

Да оживляет бедный мир болотный                                    Бережет густую тень.

Порханье белой бабочки залетной                                       Подосиновик последний

И хлопоты стрекозок голубых                                             Сдвинул шляпу набекрень.

Вокруг тростинок тощих и сухих.                                       Ах! Прелесть есть                                                                                

                        А.Твардовский                                                 И в этом запустенье!..

                                                                                                                   А. Майков.

               

                                                           

    Цветы полей.

Цветет чертополох,                                                    

                                  цветет цикорий,                        

Ликует лето в щедрости своей.                                

Здесь клевер высыпал,                                                                                                                                                                                                

А там , на взгорье,                                                                                                                                                                                                                  

Метелки к небу вымахнул кипрей.                              

Цветы полей, распадков  и лугов                                                                                                                    

 .Мне б только видеть

                                         ваше разнотравье

  И слышать деловитый

                                     Гул шмелей      

  Мне б только жить, вдыхая терпкий ветер

 Бегущий вдаль    по гребням ковылей…

Нет среди вас убогих, нелюбимых

Любой из вас,

                       цветок неповторимый                                                                                                      

И каждый повториться вновь готов

                                                   

                                                 В.Телегина\

                                                                                                                                 

             

                                                  Памятники природы.

                                                                                                   Природа – такой же уникум, как картина Рафаэля.

                                                                                                   Уничтожить их легко, воссоздать невозможно.

                                                                                                                                              И.П.Бородин, академик

Справка: Памятники природы – это редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, ценные в научном, культурном, познавательном, оздоровительном и эстетическом отношении. Среди них выделяют: комплексные ( ландшафтные),геолого- геоморфологические, водные, ботанические, зоологические, природно – исторические.

Реликты – виды животных и растений не характерные для этих мест и сохранившиеся здесь с эпохи оледенения.

Эндемики – растения и животные встречающиеся только в данной местности.

                                               

Характеристика памятников природы Удмуртии.

1. Комплексные (ландшафтные).

Территории характеризующиеся живописностью рельефа, а так же охотничьи заказники,, болота республики, где проживают отдельные редкие виды животных и произрастают реликтовые и эндемичные растения. К ним относится район у истока р. Камы, ландшафтный памятник Сидоровы горы  и местность в районе села Костоваты на берегу Камы.

2.Геолого – геоморфологические.

Чаще всего это выходы горных пород или геологические  обнажения, местонахождение остатков ископаемой флоры и фауны, редких минералов, а так же «материковые дюны» - песчаные холмы, покрытые ныне сосновыми лесами. К этим памятникам относят пуги- холмы, сложенные гравийно – галечными и песчаными отложениями в районе сел Болгуры, Нечкино. А так же обнажения горных пород по берегам Камы, Чепцы, Вятки ( горы Байгурезь, Шагерма, Докша и др.)                                            

3.Водные.

Это водоемы, интересные своим растительным и животным миром, живописностью, уникальные родники, озера, минеральные источники и лечебные грязи. Таковыми являются истоки рек Камы и Вятки, Ижевский и Воткинский пруды. А родник у деревни Татарские Ключи способен напоить город с населением 20 тысяч человек при норме потребления 250 литров в сутки.

4.Ботанические.                                                                                                                                

Они представлены местами произрастания редких, эндемичных и реликтовых видов или сообществ древесной, кустарниковой или травянистой растительности. Таких растений на территории республики более 150.Из них 12 видов внесены в красную книгу России.Требуют охраны старинные городские парки, а так же старые деревья - долгожители, деревья с необычной формой кроны, рощи из редких деревьев. Замечательным памятником природы является Заякинская кедровая роща около с. Зура

Игринского района. Всего в республике выявлено более 30 ботанических памятников.

 5. Зоологические.

Это места обитания редких животных, гнездования птиц,  места обитания насекомых, например, гигантские муравейники, а так же нерестилища ценных рыб,. Таким памятником являются низовья реки Сивы ( правый приток Камы)- место нереста ценных видов рыбы.

6. Природно – исторические.

Это комплексы, где сочетается природный элемент с историческим, архитектурным, археологическим  или мемориальным. К ним относят усадьбу П.И.Чайковского в Воткинске, участки Сибирского тракта и многие другие.

Памятники природы Игринского района:

1. Заякинская кедровая роща ( около с.Зура)

2. Родник «Голубой ключ» ( д.Шушангурт)

3.Родник «Ключевский»  ( д. Ключевка)

4.Родник «Ласковый» ( Берег р.Лозы, севернее д. Зянтемошур)                                                

5. Родник «Чистый Ключ» (д.Сюрсовайчик)

6.Салинский заказник

7. Торфяное месторождение «Долгое» ( бассейн р. Кильмезь)

8. Игра – Чемошурское торфяное месторождение ( бассейн р.Лозы).

Задания: 1. Расспросите своих родителей, дедушек, бабушек о известных им природных объектах, которые могут претендовать на звание «памятника природы». Что в них особенного? К какому виду их можно отнести?  Какие памятники природы вы видели во время поездок, путешествий?

Рекомендации учителю. Если есть возможность, то во время весенней экскурсии посетить памятник природы .Если таковых поблизости нет, то посетить те объекты, которые назвали дети после опроса родителей, определить его особенности. А вдруг это действительно памятник природы?! Кстати, в Игре за новым стадионом в еловом лесу имеются гигантские муравейники. Думаю, что они понравятся детям и удивят.

                                                   

               

      Организация  фенологических наблюдений.

Фенологические наблюдения включают в себя изучение гидрометеорологических явлений, наблюдения за изменениями фаз растений, жизнью животных, за ходом развития сельскохозяйственных культур по временам года. Для начальной школы доступно наблюдение за развитием растений, животных.

 Фенологические фазы развития деревьев и кустарников.

1.Начало сокодвижения ( устанавливается по появлению капелек сока в отверстиях, сделанных на солнечной стороне ствола, при установлении температуры воздуха свыше +5 градусов)э

2.Распускание плодовых почек.

3.Развертывание первых листьев.                

4.Зацветание ( отмечается днем, когда появляется несколько цветков у 3-4 деревьев или кустов одной породы).

5.Массовое цветение.

6.Начало созревания плодов и семян.

7. Начало пожелтения листьев.

8.Начало листопада.

9.Полное окрашивание листвы.                                                                                                      

10.Конец листопада.

11.Вторичное цветение плодовых деревьев и кустарников.

При этом отмечается: название вида, одиночное или массовое цветение.

                     Фенологические наблюдения за птицами.

1.Весенний перелет птиц ( отмечается отлет птиц зимовавших в данной местности, и весенний пролет- первые пролетающие стаи и массовый пролет птиц).

2.Весенний прилет ( определяется массовое появление птиц, прилетевших на свои гнездовья).

3. Начало постройки гнезд.

4.Появление первых птенцов.

5. Осенний сбор птиц в стаи.

6.Осенний отлет птиц ( отмечается отлет  - день исчезновения птиц с мест гнездовий, пролет – день массового пролета и прилет птиц).

                      Фенологические наблюдения над насекомыми.

1.Первое появление насекомых ( отмечается день появления водоемных, летающих насекомых и муравьев).

2. Массовое появление различных насекомых

3.Начало откладки насекомыми яиц на листьях растений и стволах деревьев.

4.Появление гусениц.

5.Массовые перелеты насекомых.

                                                     

                                                     

   Наблюдения над фазами развития зерновых культур.

                                  ( проводятся на УОУ)

1. Первые всходы

2. Массовые всходы

3.Появление  третьего листа.

4.Начало кущения.

5.Выход в трубку

6. Колошение.

7.Зацветание

8. Молочная спелость

9. Восковая спелость.

10. Полная спелость.

             Гидрометеорологические явления.

1. Появление первых проталин.

2.Начало интенсивного таянья снега.

3.Исчезновение сплошного снежного покрова.

4.Вскрытие реки.( начало и конец ледохода)

5.Время наибольшего весеннего паводка

6. Исчезновения ледового покрова на пруду.

7.Исчезновение снега в лесах.

8.Первый весенний дождь.

9.Первая весенняя гроза.

10 Последний заморозок на почве.

                                                     

                                                          Литература:

1. География Удмуртии . Учебное пособие для учащихся. Ижевск, Удмуртия, 2008 г.

2.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Учебник для 6 класса, М.,»Просвещение», 2007 г.

3.Край Удмуртский. Выпуск 6, Ижевск,»Удмуртия», 1984 г.

4.Мельчаков Л.Ф. Скаткин М.Н. Природоведение 3-4 класс .М., «Просвещение» 1989 г.

5. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М.,»Просвещение» 1994 г.

6.Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии ,Ижевск, «Удмуртия»,1988 г.

7. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии.  Ижевск, 1993 г.

8. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М.,»Просвещение», 1979

                                                             

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

краеведение в начальной школе

календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе...