Экологическое воспитание младших школьников в рамках кружка "Экология и краеведение"
статья на тему

Автор делится опытом работы в кружке "Экология и краеведение"с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.z.n._doklad.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников в рамках кружка «Экология и краеведение»

При  введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Сельские дети каждодневно испытывают на себе теснейшие разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста.

Программы по окружающему миру, по которому обучаются учащиеся начальной школы, уделяют большое внимание экологическим вопросам. Но этого  недостаточно. Кроме уроков нужны еще и дополнительные внеклассные занятия. Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа.  

В течение последних лет веду кружок «Экология и краеведение для младших школьников». Убедилась, что кружок позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Кружок разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую  я определила исходя из индивидуальных  способностей и интересов детей, условий и возможностей школы.  В  кружке сочетается индивидуальная работа с коллективной, объединённой общей целью. Члены кружка мои ученики, сейчас это 4 класс.

 При построении авторской программы кружковой работы я  заострила внимание на четырех основных направлениях работы:

⎯ познавательном;

⎯ познавательно-развлекательном;

⎯ практическом;

⎯ исследовательском.

    На своих занятиях   использую следующие формы работы:

1.Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов). В процессе наблюдения формируется важное личностное качество, как наблюдательность. Это черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется. Приведу простейший пример. Возле нашего классного окна развешены кормушки. Постоянно туда прилетают птицы, так как всегда есть пища. Есть постоянные посетители, это стаи воробьёв, синички. Но стоит прилететь снегирю, свиристели, дятлу, другой редкой птичке - это никогда не остаётся без внимания, вызывает восторг у детей. Сразу же по атласу-определителю начинают искать название пернатого, другие сведения.

2.Экскурсии в природу. Школа расположена на таком удобном месте, что, не уходя далеко, можно обследовать всю экосистему  Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать ценностное отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Темы экскурсий 1. Путешествие в осенний лес. 2. Поверхность нашего края. 3.Лекарственные растения лугов.

Экскурсии и прогулки по изучению природы я провожу и  летом во время работы лагеря.

3.Беседы, доклады, игры, экологические праздники. Так как мои кружковцы учащиеся начальных классов, то, конечно же, я обращаюсь к игре. Играем мы очень много. Вот названия некоторых наших любимых игр: «Угадай животное, растение», «Экологический светофор», викторины, конкурсы о животных и растениях. В октябре   для младших школьников подготовили и провели праздник «В гостях у Осени», в ноябре экологический утренник «Планета в опасности». Являемся активными участниками всех экологических  мероприятий, проводимых в школе.

4.Проекты, исследовательские работы.     

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет   исследовательская работа в природных условиях.  Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир.  Многие проекты, разрабатываемые нами, имеют ярко выраженную экологическую направленность. Работа строится таким образом:  я выполняю   функцию научного руководителя. Под моим руководством ученики    строят проекты, родители - опосредованные исполнители проектов. Они создают условия для участия детей в экологической работе и вместе с ними мотивированы на успех.

Все наши исследования имеют практическую направленность и опираются на  местный краеведческий материал. Например, в 1 классе  работали над проектом «Птицы – наши друзья». Были выполнены исследования по трём направлениям: 1.Какие птицы прилетают зимой к нашей кормушке.2. Редкие и исчезающие птицы Марий Эл.  3.Какие птицы прилетают к нам весной. Работу обобщили в виде открытого мероприятия для начальных классов. Немаловажно и то, что дети не только наблюдали и вели исследования, но вовремя с помощью родителей были сделаны кормушки и скворечники, постоянно подкармливали пернатых.

          Во 2 классе изучали плодово-ягодные растения в садах нашей местности. Были обследованы, изучены, выявлены редкие плодово-ягодные растения окрестности школы с целью распространения редких видов с указанием их полезных и лечебных свойств. Результатом работы стало презентация данного проекта в районной конференции исследовательских работ  по теме «Редкие плодово-ягодные растения нашей местности», родители наших детей начали выращивать в своих садах иргу, ежевику, грушу.

     В 4 классе мы работаем над проектом «Лекарственные растения нашего края». Нами поставлена задача научиться различать лекарственные растения родного края, уметь правильно собирать и хранить заготовленные растения; научиться применять лекарственные растения для оздоровления организма; научиться бережно относиться к природе, сохранять её богатства. Изучать лекарственные растения мы начали уже в июне в пришкольном оздоровительном  лагере.  Обобщение исследования и презентация данного исследовательского проекта состоится уже в конце января.

  Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу:

  1. Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
  2. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
  3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Давайте вместе Землю украшать,
       Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
           И относиться с нежностью, как к чуду!            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....